логотип
Почему дети ковыряются. Что делать, если ребенок ковыряет в носу и ест засохшие сопли. Ребёнок ковыряет ногти

Почему дети ковыряются. Что делать, если ребенок ковыряет в носу и ест засохшие сопли. Ребёнок ковыряет ногти

Психология всё глубже входит в нашу жизнь. И теперь многие знают, что психолог разбирается с человеческими проблемами, но многие как и раньше не знают с какими.

Как правило, со специальностью «психолог» многие путают специализацию психиатра, тем более, что в американской традиции эти термины почти синонимы.

Давайте разберёмся.

Психиатр — это врач, занимающийся сложными случаями неадекватного поведения пациентов.

Психолог же — чаще всего это специалист, работа которого представляет нечто среднее между работой социолога и врача. Психолог не использует в своей практике лекарств; и люди, которые к нему обращаются называются клиентами.

Ради полноты картины следует упомянуть специализацию психотерапевта. Нет полной согласованности насчёт этого термина, но на практике это тот же психолог, но имеющий медицинское образование (психолог может его и не иметь). А это значит, что он как раз и может использовать лекарственные препараты в своей практике.

Итак, с чем психолог работает?

Общими словами это можно было бы выразить так: с неудовлетворённостью своей жизнью. Это могут быть и конфликты, и поиск работы, и способы выражения себя...

В зависимости от того, к какому направлению принадлежит психолог (гештальттерапия, психоанализ, бихевиоризм...) и глубины проблемы клиента, используются разные методы и разное время для их разрешения.

Чаще всего время и место встречи оговаривается заранее, если только психолог не сидит в кабинете, где с нетерпением ждёт очередного клиента.

Из-за того, что консультации психолога всё-таки платные, а также из-за желания россиян решить свои проблемы другим путём, (например, утопив их в стакане), — помощь психолога востребована, в основном людьми либо с высшим образованием, либо достаточно грамотными, чтобы обратиться именно к специалисту.

Работа с кризисными ситуациями : развод, потеря цели в жизни, завершение отношений, работа с любовной зависимостью, работа с острыми переживаниями, потеря интереса к отношениям, работа с ситуациями измены в паре

Я провожу индивидуальное и семейное психологическое консультирование по вопросам:

  • неудовлетворенность собой и жизнью,
  • самореализация,
  • конфликты в партнерских и семейных отношениях,
  • взаимное непонимание,
  • измены,
  • ревность,
  • психологическая помощь в ситуации развода,
  • возрастные, личностные и семейные кризисы.

Проблемы материнства и отцовства:

  • работа с бесплодием и невынашиванием,
  • готовности к родительству,
  • переживание беременности,
  • страхи и фобии при беременности,
  • подготовка к родам,
  • угроза прерывания беременности,
  • психологическая готовность к родам,
  • проблемы послеродового периода:

Проблемы детско-родительских отношений:

  • конфликты и недопонимание родителей и детей,
  • сложности во взаимоотношениях с ребенком:
    • трудности в воспитании
  • малыш и няня,
  • взаимодействие с детьми в ситуации:
    • развода,
    • смерти близких родственников,
    • при рождении младшего ребенка и т.д.

Трудности детского возраста:

  • школьная неуспеваемость,
  • адаптация в детский сад и школу,
  • агрессия,
  • нарушение внимание,
  • гиперактивность,
  • непослушание,
  • тревожность,
  • конкуренция между братьями/сестрами,
  • расстройства настроения,
  • страхи,
  • неуверенность в себе,
  • низкая самооценка,
  • проблемы в общении со сверстниками,
  • психологическая травма,
  • переживание развода родителей,
  • смерть близкого,
  • стрессовая ситуация.

Семейные проблемы:

  • недопонимание в паре,
  • ревность, конфликты между супругами,
  • конфликты между детьми,
  • ситуация измены,
  • предотвращение развода,
  • любовники и любовницы,
  • разрыв отношений,
  • развод,
  • переживание потери близкого человека,
  • переживание смерти,
  • переживание семейных кризисов,
  • выстраивание гармоничных отношений с родительскими семьями,
  • неудовлетворенность в паре,
  • сексуальные проблемы в семье,
  • налаживания контакта и взаимопонимания в семье.

Личностные проблемы:

  • отсутствие личной жизни, близкий отношений,
  • неустройство в жизни,
  • проблемы в отношениях с противоположным полом,
  • личностный рост,
  • проработка своих детско-родительских отношений,
  • обида, агрессия на близких,
  • недопонимание, конфликты с родителями/детьми,
  • эмоциональное завершение отношений,
  • мотивация на личностное развитие и успех,
  • определение в своих целях и желаниях,
  • проблемы лишнего веса,
  • недовольство собой,
  • низкая самооценка, неуверенность в себе,
  • страхи, фобии, паники, навязчивы состояния,
  • депрессивные состояния,
  • тревожные состояния, неврозы,
  • частные смены настроения,
  • психосоматические расстройства,
  • нелюбовь к себе,
  • неприятие себя,
  • смена работы,
  • проблемы во взаимоотношениях в коллективе,
  • поиск личностного счастья,
  • развитие самодостаточности, ответственности,
  • выстраивание личностных границ,
  • переедание, невозможность самостоятельно похудеть,
  • булимия,
  • анорексия,
  • Совсем нет сил и энергии, упадок сил
  • Работа с кризисными ситуациями, разводами, ощущением опустошения, потери интереса и цели

Детские темы: (проблемы с детьми)

  • непослушание,
  • истерики,
  • проблемы детского сна, проблемы детского аппетита (много ест, мало ест),
  • проблемы приучения к горшку,
  • детская перевозбудимость,
  • налаживания режима дня,
  • частые болезни,
  • детские протесты и нежелание что-либо делать,
  • постоянные капризы,
  • адаптация к детскому саду/школе,
  • нежелание ходить в школу/ д.сад,
  • конфликты со сверстниками,
  • проблемы в воспитании,
  • ребенок дерется, кусается,
  • вопросы, связанные с туалетом, (недержание),
  • конфликты на детской площадке,
  • ребенок постоянно ноет, плачет,
  • детские страхи,
  • детская агрессия,
  • детская тревожность,
  • детская застенчивость,
  • детская замкнутость (нет друзей, не умеет дружить),
  • гиперактивность,
  • низкая самооценка у ребенка,
  • нет самостоятельности, ответственности,
  • лишний вес (бесконтрольный аппетит),
  • неуверенность в себе,
  • совместный сон с родителями,
  • зависимость от мультиков, компьютерных игр,
  • не любит читать, гулять и т.д.,
  • постоянно говорит "нет",
  • не умеет играть самостоятельно,
  • не слышит, когда ему что-то говорят, о чем то просят

Работа с подростками:

  • взаимоотношения со сверстниками,
  • подростковые кризисы,
  • низкая самооценка, нежелание учиться,
  • конфликты с родителями,
  • конфликты со сверстниками,
  • недопонимание с родителями,
  • подавленное настроение,
  • недовольство собой,
  • вопросы подростковой сексуальности и отношения к сексу,
  • влияние дурной компании,
  • алкоголь, курения, наркотики,
  • проблема лишнего веса,
  • отсутствие мотивации, цели,
  • проблемы с гигиеной,
  • проф. ориентация,
  • компьютерная зависимость,
  • формирование ответственности, самостоятельности, самодостаточности,
  • стеснительность, обидчивость,
  • повышенная агрессия

текст: Мария Баулина , кандидат психологических наук, доцент кафедры клинической и специальной психологии Московского городского педагогического университета. , www.psiho-sovet.ru

Навязчивые действия - повторяющиеся, стереотипные действия, которые со стороны кажутся бесцельными и часто имеют форму ритуала. Они могут проявляться в виде ковыряния в носу, накручивания прядей, обкусывания ногтей, сосания пальцев. В некоторых случаях детская изобретательность доходит до выдёргивания бровей, ресниц или волос, шмыгания носом, покашливания, кусания губ. Ребенку кажется, что если он не осуществит то или иное действие, произойдёт что-то плохое. В то же время, многие дети не анализируют свое поведение, а просто поддаются чувству беспокойства. После выполнения навязчивого действия они испытывают облегчение.

В основе самых разных навязчивых действий лежат одни психологические причины: эмоциональная холодность или давление взрослых, стресс, тревога, повышенная утомляемость и возбудимость из-за несоблюдения режима дня. Поэтому борьба, направленная на устранение лишь внешних проявлений вредной привычки, обычно приводит к её замещению новым ритуалом. Рассмотрим истинные причины ковыряния в носу, и особенности этой привычки в зависимости от возраста.

Ковыряние в носу

Эта неэстетичная привычка вызывает бурю негодования у невольных зрителей, поэтому, в отличие от многих других навязчивых действий, заставляет ребенка испытывать чувство вины. Стремясь отучить чадо от исследования содержимого носа, взрослые нарочно утрируют производимый им эффект. Ребенка убеждают в том, что никто из сверстников не захочет с ним дружить, что окружающие испытывают брезгливость, что ему никто не подаст руки и не одолжит свои вещи. Однако подобное давление производит обратный эффект.

Навязчивые действия и так доставляют дискомфорт ребенку, поскольку он не может сопротивляться возникающим «позывам». Строгие запреты и порицание усиливают тревогу, в результате чего желание залезть пальцем в нос становится непреодолимым.

От 0 до 2 лет

Малыши исследуют содержимое носа просто потому, что: а) в носу есть отверстия, в которые помещается палец; б) недра отверстий полны сюрпризов. Иными словами, ковыряние в носу в этом возрасте связано с познавательной активностью или с желанием избавиться от дискомфорта. Малютке трудно понять, что такое «неприлично» или «некрасиво», поэтому уговоры или одёргивания вызывают лишь негативизм или испуганный плач. Чтобы отучить ребенка от вредной привычки, важно учитывать его мотивы. Для этого следует предпринять следующие шаги.

Устраните объективные факторы:

1) Убедитесь в том, что нос малыша чист, и его ничего не беспокоит.

2) Если носик плохо дышит, аккуратно очистите его от корочек ватными палочками, слегка смоченными водой.

3) Проверьте, нет ли в носу посторонних предметов - с малышами это случается. Помните, позавчера вы потеряли ключ от почтового ящика? В носу у чада вы как раз и не искали!

4) Если в квартире сухой воздух, у ребенка может возникнуть чувство заложенности в носу. Использование увлажнителя и частое проветривание помогут устранить дискомфорт.

5) Обратите внимание на то, сколько ребенок пьет. Недостаток жидкости в организме вызывает сухость слизистых оболочек. Время от времени предлагая малышу попить, вы решите эту проблему.

Проанализируйте субъективные причины:

1) Ребенку скучно. Лучшее средство от скуки в этом возрасте - двигательная активность. Можно пощекотать малыша, предложить попрыгать, поиграть с мячом, посмотреть в окно. Отвлечение от навязчивых действий и переключение внимания на интересную, динамичную деятельность - самый продуктивный способ воздействия на кроху.

2) Малыш чего-то боится или стесняется. Мама не всегда может обнять и успокоить, а нос - вот он, совсем близко. Погружая туда палец, ребенок, как бы прячется в норку. Помогите ему найти другие способы преодоления смущения. Так, малыш может убирать руки в карманы или принимать «закрытую» позу, скрестив руки на животе.

3) Ребенок пытается сосредоточиться. Многие дети вспоминают про свой нос, когда необходимо удержать что-то в фокусе внимания: например, содержание мультфильма или детского праздника. Однообразные «ковырятельные» движения способствуют погружению в себя и приводят ребенка в состояние, близкое к медитации. Предложите ему замену: продемонстрируйте, как замечательно накручиваются на палец завязочки на кофте или вертятся пуговицы.

От 3 до 6 лет

В этом возрасте ковыряние в носу часто является разновидностью невротической реакции. Поскольку очищение носа всегда приносит чувство облегчения, ребенок стремится испытать его, когда необходимо избавиться от тревоги. Чтобы победить вредную привычку, придётся устранить причины беспокойства.

1. Внимательно отнеситесь ко всем страхам ребенка, даже самым смешным и нелепым. Дошкольники плохо представляют себе законы физиологии и анатомию человека, из-за чего у них возникает множество фобий. Например, один из самых популярных детских мифов гласит, что проглоченная жевачка может прилипнуть к сердцу и вызвать его остановку. В подобных случаях нужно подробно объяснить ребенку, почему он заблуждается, воспользовавшись адаптированной литературой, иллюстрациями или обучающими фильмами.

2. Стимулируйте активную борьбу ребенка со своими страхами. Так, если он лёг спать, и его пугает темнота, нужно усилием воли заставить себя встать, включить свет и осмотреть «подозрительные» углы в комнате.

3. Научите своё чадо жестикулировать во время разговора. Выразительные движения руками избавят его скованности и помогут сбрасывать напряжение, когда ребенок волнуется.

4. Предложите ребенку вместе бороться с его вредной привычкой. Застав его в очередной раз с пальцем в носу, поднесите зеркало к его лицу, чтобы он мог убедиться, как некрасиво выглядит со стороны. Также можно воспользоваться фотоаппаратом или видеокамерой. Заметив, что в результате совместных усилий, ребенок стал реже прятать палец в носу, не забудьте похвалить его.

Если ковыряние в носу вызвано физическим дискомфортом, в этом возрасте ребенка уже можно научить эффективно пользоваться платком: высмаркиваться поочерёдно каждой ноздрёй, вытирать нос на улице, когда выделяется жидкая слизь, а не шмыгать им, допуская, чтобы потом отделяемое загустевало. Разрешите ребенку удалять сухие корочки пальцем с помощью платка при условии, что он не будет делать это публично.

От 7 до 12 лет

Большинство младших школьников ощущает себя вполне взрослыми и самостоятельными людьми, способными позаботиться о себе. Но у многих детей желания расходятся с возможностями. Например, мальчик уверен, что заправил рубашку в брюки, причесался и высморкался, а на деле оказывается, что он лишь пригладил чёлку и поводил платком по носу, а рубашка сзади так и осталась навыпуск. Заметив свою оплошность, ребенок может начать её исправлять, полагая, что на него никто не смотрит. Необходимо убедить его в обратном.

1. Предложите сыну или дочери понаблюдать за своими ровесниками. Увидев, как другие почесываются, ковыряют в носу или поправляют одежду, школьник станет чаще задумываться о том, как он выглядит со стороны.

2. Обсуждая поведение сверстников, поговорите с ребенком о чувствах, которые он испытал, наблюдая за чужими «актами гигиены». Сделайте акцент на их уверенности в том, что их некрасивые действия остались незамеченными. Спросите, хотел бы он, чтобы его друзья испытывали брезгливость по отношению к нему?

3. Рассмотрите с ребенком ситуации, когда невозможно высморкаться, и приходится терпеть дискомфорт: например, если школьник забыл платок дома, или он остался в куртке, висящей в раздевалке. Можно спросить у учителя разрешение выйти, дождаться перемены и сбегать в столовую за салфеткой, высморкаться в умывальнике и т.д.

4. Позаботьтесь о том, чтобы дома у ребенка всегда был под рукой носовой платок. Чем прочнее закрепится правильный навык ухода за носом за то время, пока школьник находится под вашим присмотром, тем труднее ему будет пренебрегать им на людях.

Если вредная привычка сохраняется или появляется в столь солидном возрасте, можно прибегнуть к шантажу, сыграв на самых значимых мотивах подростка.

1. Практически все дети в переходном возрасте хотят казаться старше и «круче», чем они есть на самом деле. Каждый раз, когда вы видите, что подросток ковыряет в носу, начинайте сюсюкать с ним, как с маленьким. Скорее всего, это вызовет его гнев, но зато пережитые неприятные эмоции заставят в следующий раз не полениться и достать носовой платок.

2. Эксплуатируйте стремление подростка нравиться противоположному полу. При случае упомяните о том, что чистоплотность и опрятность - одни из главных составляющих внешней привлекательности. Привычка ковырять в носу способна сделать подростка неконкурентоспособным в борьбе за внимание своего избранника или избранницы.

3. Подростковый возраст - время бунта, который часто оказывается направленным против социальных норм. Рваные джинсы, немытые волосы, нецензурные выражения, опасные развлечения - что уж говорить о привычке ковырять в носу! Если вы видите, что ребенок вступил в пору нигилизма, лучше не провоцировать его на новые некрасивые поступки одергиваниями или советами. Лучше говорить подростку комплименты, отмечая его внешние достоинства и ненавязчиво высказывая сожаление о том, что из-за вредной привычки он портит красоту своего профиля.

Добрый вечер, Алена! Тревога Ваша понятна. Попытаемся разобраться в причинах.

1. Очевидной причиной может явиться терапия и стационарное лечение. Это совсем неприятные моменты. Следовательно, это могло оставить след в психике.

2. Возможны и другие причины: семейные, социальные, личные (дефицит внимания: таким образом ребенок пытается его к себе привлечь, а если не получает, это действие помогает ему успокоиться).

3. Ребенку может быть просто приятно грызть или ломать ногти, это доставляет ему физическое удовольствие. Очень возможно, что это удовольствие как бы суррогат других более приятных действий, ему недоступных.

4. Эта привычка вновь возвращает его в детство. Иными словами, держа палец во рту, ребенок производит знакомое с младенчества движение. Он как бы хочет сказать, что период младенчества до сих пор очень важен для него и в каком-то смысле он еще не готов к более взрослой жизни.

5. Привычка грызть или ломать ногти дает выход агрессивности ребенка. Он злит тем самым родителей, даже если иногда делает себе больно. Поэтому зачастую сам по себе по добный поступок - проявление враждебности. Глагол «грызть» выражает именно это понятие.

6. В душе его заложен мощный импульс, побуждающий его грызть или ломать ногти, чем он и освобождает себя от груза агрессивных стимулов. Насколько легко возникает у малыша подобная привычка, настолько же трудно ему избавиться от нее. Угрозы, награды, наказания и все другие похожие приемы тут абсолютно не рекомендуются!

Желание грызть ногти – следствие, задача родителей – найти и устранить причину проблемы. Другими словами, важно понять, что вызывает у ребенка тревогу, стресс, депрессивные состояния.

Можно попытаться проанализировать в какой момент он начинает это делать. Ругать и наказывать бессмысленно, это очень сильное влечение.

Постарайтесь следить за состоянием ногтей ребенка более тщательно: стригите их, как только они отрастут. Таким образом, у ребенка не будет соблазна грызть ногти.

В борьбе с вредной привычкой будет полезна сказкотерапия. Придумайте историю о двух персонажах, один из которых не любил мыться и часто грыз ногти, и о втором – опрятном и добром. С первым героем никто не хотел дружить, пока он не стал аккуратным.

После этого важно найти альтернативное занятие для малыша. Желательно, чтобы руки при нем были максимально заняты. В этом помогают настольные игры, конструирование, рисование или лепка.

Если у малыша тревожное настроение, у него стресс, важно уделять ему больше внимания, проявлять больше заботы и ласки. Если ребенок достаточно взрослый, то можно придумать общее дело, которое будет нравиться малышу. Занятие должно быть связано с рукоделием – рисование, вышивание, лепка, бисер и прочее. Благодаря этому, нервная система перенаправлена на другую цель, о привычке ребенок просто забывает.

Малышам можно подарить специальные антистресс-игрушки с наполнителем, они достаточно приятные на ощупь. Кроме того, набирают популярность игрушки-трансформеры, из которых можно сделать многое. Принцип действия таких игрушек похож на рукоделие – малыш увлечен игрой, и о привычках нет времени вспоминать.

В некоторых случаях необходима помощь и работа психолога: во время сеанса психолог учит ребенка заменять привычку грызть ногти на другую, более полезную привычку – например, рисовать свои тревоги и ощущения. По ходу рисования доктор задает наводящие вопросы, и ребенок, сам того не понимая, рассказывает свои тревоги и опасения.

Легковозбудимым детям врач может назначить гомеопатические успокоительные препараты, травяные отвары. Они устраняют чувство тревоги, страха, снимают психологическое напряжение у малышей.

Крики и родительский запрет – малоэффективный способ борьбы с обкусыванием и обламыванием ногтей. Чтобы отучить ребенка от этой привычки потребуется немало времени и терпения. Малыш будет сопротивляться, поскольку данная привычка для него является приятным антидепрессантом. Родителям нужно сохранять самообладание, терпеливо применять различные способы в попытке свести вредную привычку на нет. Помните, крики только усугубят ситуацию! Вы можете потерять авторитет в глазах малыша, он замкнется в себе и своих переживаниях. При таком сценарии нейтрализовать привычку не удастся.

Вредные детские привычки, связанные с телом, – не просто источник раздражения для бабушек или свидетельство невоспитанности ребёнка, а чёткий недвусмысленный сигнал тревоги. Что это значит и как с этим быть рассказывает психолог Екатерина Бурмистрова.

Екатерина Бурмистрова

Семейный психолог

«Не ковыряй в носу», «не грызи ногти», «не соси палец, ты уже большой» – все так называемые вредные привычки только со временем становятся привычками. Корень их – в нервном расстройстве, иногда лёгком, иногда тяжёлом.

Поведение ребёнка говорит о небольшом нервном напряжении, когда он:

Навязчиво ковыряет в носу,

Сосёт палец,

Грызёт ногти,

Теребит рукава (вариант – пододеяльник перед сном)

О среднем напряжении говорит следующее поведение:

Малыш засасывает губы,

Обрывает заусенцы

О серьёзном нервном расстройстве следует задуматься, если ребёнок:

Раздирает болячки,

Вырывает на себе волосы,

Испытывает навязчивую тягу к самоудовлетворению.

Невротические привычки возникают непроизвольно. Ребёнок не делает этого специально, тем более – родителям назло. Их появление всегда говорит о повышенном нервном напряжении.

Если вы заметили признаки лёгких и средних расстройств у ребёнка, не ругайте его, тем самым вы лишь загоните проблему внутрь; будучи задавленными, эти невинные (хотя и неприятные вам) привычки могут впоследствии стать причиной серьёзных психосоматических заболеваний.

Вам необходимо понять, в чём причина стресса, и по возможности её устранить. Если вы не видите явной причины, лучше снизить темп жизни и нагрузку вашего ребёнка (реже водите в сад, откажитесь от лишних занятий, сократите количество мультфильмов и тщательно отбирайте их; если дома неспокойная обстановка, хотя бы не устраивайте ссор при ребёнке).

Сделайте «врагом» не ребёнка, а привычку; придумайте ей смешные прозвища или целую историю; обращайте внимание, когда к ребёнку снова прицепилась «ковырялка в носу» и – особенно – когда он успешно справился с ней (хотел поковырять и остановился).

Если вы заметили самые первые невротические проявления, и они не успели стать привычкой, переключите внимание ребёнка с собственного тела на другие «разряжающие» предметы: гибкие карандаши, игрушки с шариками-наполнителями и т. д.

В психологической литературе описаны 72 невротические детские привычки. Особенно подвержены подобным реакциям одарённые дети и дети с повышенным уровнем интеллекта. Испытывая большие нагрузки, занимаясь творчеством (рисованием, музыкой, балетом), они часто становятся чрезвычайно впечатлительными.

Что же делать, если вы впервые столкнулись с такими проявлениями?

Признайтесь себе, что вы растеряны. Это не страшно: родители тоже могут растеряться.

Не торопитесь с ответной реакцией. Сформируйте свою политику, согласуйте её со всеми взрослыми, участвующими в воспитании (папой, бабушкой и т. д.). Приготовьтесь к систематическому ласковому, но твёрдому наставлению. Умение контролировать себя формируется постепенно. Придумайте слова, доступные уровню понимания ребёнка. Понаблюдайте, в какие моменты малыш более подвержен навязчивым действиям (перед засыпанием, перед телевизором, когда мама не уделяет внимания, задумался...). Самое лучшее – переключить его внимание на что-то действительно для него интересное.

Возможно, ребёнку не хватает вашего тепла, телесного и эмоционального контакта. Обнимите его, погладьте, поцелуйте. Отложите по возможности запланированные дела, если обычно вы мало проводите времени вместе. Ежедневные успокаивающие ванны по 20–25 минут и лёгкий массаж помогут снять напряжение.

Оторву, зашью, заклею!

Однако если вы имеете дело с такой невротической привычкой, как навязчивое изучение половых органов (самостимуляция, онанизм), тактика будет иной.

Прежде всего нужно признать, что, как правило, родители, столкнувшиеся с этими проявлениями у своего ребёнка, испытывают:

панику и раздражение (вероятно, оно родом из детства, когда такие действия запрещались строго и властно),

растерянность (ведь современное общество диктует новые условия, и каждый родитель страшно – и совершенно беспочвенно – боится создать своему ребёнку комплексы в сфере сексуального развития).

Отсюда две самые распространённые реакции:

Полный ступор

Резкие слова и непродуманные действия.

Скажем сразу, что ни первая, ни вторая реакция не пойдут на пользу вашему ребёнку.

Итак, вы увидели, что ваш ребёнок занимается самостимуляцией. Не разрешайте себе кричать, ругаться, объявлять бойкот и угрожать («оторву, зашью, заклею»); обсуждать эту ситуацию с другими взрослыми при самом ребёнке; оставлять ситуацию как есть; ставить на ребёнке клеймо («хорошие дети так не делают!»).

Уважаемые родители, самоисследованиями занимаются все дети. Изучать себя – это нормальное поведение ребёнка. А настойчивость и интенсивность самоизучения очень сильно зависят от характера ребёнка. Темпераментные дети всё делают с увлечением.

Однако логичное поведение родителя в данном случае – ограничивать это изучение. Подобное ограничение входит в европейскую культурную норму, как чистка зубов и пользование туалетом. Кроме того, ранняя стимуляция эрогенных зон неизбежно замыкает ребёнка на себе.

Обычно самоисследованием начинают заниматься дети 1–1,5 лет. В этом возрасте, чтобы отвлечь, достаточно… просто одевать их.

Самоисследование после 2 лет можно останавливать словами, причём без долгих пояснений. Достаточно сказать «сядь красиво». В этом возрасте нормы усваиваются быстро, и подобные действия редко становятся привычкой.

Если же привычка сформировалась, значит:

Вы вовремя не остановили ребёнка,

Сама обстановка в семье является фактором стресса,

Ребёнок недополучает родительского тепла.

На деликатные темы и разговаривать с ребёнком нужно очень деликатно!

Возраст ребёнка 4–5 лет

Прежде всего обозначьте, что с ребёнком происходит («многим мальчикам и девочкам, которым столько же лет, сколько тебе, хочется потрогать себя»). Верните его к нормам семьи («мы так не делаем»).

Родителям важно помнить, что умение контролировать себя у детей формируется постепенно, и не ждать мгновенных результатов.

Возраст ребёнка 6–7 лет

Если вы уже обсуждали со своим ребёнком тему «Откуда берутся дети», можете доступно объяснить ему, что эти органы берегут именно потому, что они участвуют в деторождении и бережное отношение к ним очень важно для того, чтобы в будущем родились здоровые дети.

Объясните, что эти части тела называются интимными, они очень нежные и чувствительные, мы бережём их, даже на пляже прикрываем купальниками, содержим в чистоте.

Чек-лист: границы нормы самоисследования половых органов:

раз в 2 недели – нормальное поведение, требует лёгкого притормаживания и наблюдения;

раз в день в определённый момент – любопытство закрепилось в привычку, и с ней нужно работать;

непрерывно (независимо от ситуации, в гостях и на уроке) – готовая невротическая привычка; требуется помощь психотерапевта, невролога; нужна выработанная позиция.

Изначально текст был опубликован на сайте krokha.ru - мы публикуем его с разрешения редакции.

Чтобы не пропустить ничего полезного и интересного о детских развлечениях, развитии и психологии, подписывайтесь на наш канал в Telegram . Всего 1-2 поста в день.

Выковыривать из ноздрей пальцами засохшие сопли (козявки) – это широко распространённая привычка, как среди детей, так и среди взрослых. Умеренное ковыряние в носу не считается отклонением от нормы. А вот излишнее увлечение этим (ринотиллексомания) может являться признаком психологических расстройств или расстройств психики. Чрезмерное ковыряние может окончиться кровотечением из носа или более серьезными повреждениями.

От чистки носа к вредной привычке

Нос человека выполняет две важнейшие физиологические функции – дыхание и обоняние. Внутренняя поверхность носа покрыта эпителием, а на его поверхности – слизь. Кроме рецепторов обоняния в носу есть масса прочих чувствительных окончаний. Если в область носа попадают посторонние частицы или образования засохшей слизи, возникает чихательный рефлекс, так как чувствительные рецепторы раздражаются. Организму нужна постоянная чистота полости носа. Соответственно, с точки зрения физиологии ковырять в носу – процедура вполне оправданная.

Почему же некоторые дети не только просто вынимают свои козявки, очищая нос, но и съедают их? Для них это служит своеобразным способом познания мира. Рано или поздно каждый малыш задумывается над тем, откуда козявки берутся в носу, почему они забивают нос, мешая дышать. Ребенок пока не знает, что причина в обычной пыли, оседающей на носовой слизистой. Потому он исследует и даже пробует на вкус то, что достаёт из носа. Если вкус содержимого придется малышу по душе, то он будет иногда кушать козявки по мере их появления, например, когда нечего жевать или просто от скуки.

Намного неприятнее, когда взрослый имеет такую привычку. Это выглядит отвратительно, а в организм попадает масса всевозможных микробов. Во взрослом возрасте от вредной привычки избавиться гораздо сложнее.

Как отучить ребенка ковырять в носу? И нужно ли это делать?

Статистика говорит о том, что 91% взрослых людей ковыряет в носу, очищая, таким образом, нос от содержащихся в нём сухих козявок. Так что нечестно и абсолютно бессмысленно наказывать ребёнка, который ковыряет в носу.

Для здоровья такое занятие безобидно, но окружающим очень неприятно на это смотреть. Поэтому мы рекомендуем научить ребенка очищать свой нос в одиночестве, чтобы это никто не мог видеть. Так можно избежать развития невроза и непослушания у детей на этой почве.

Как отучить ребенка есть козявки?

Гораздо больше обеспокоенными бывают родители, чей ребёнок ест козявки, а не только ковыряет в носу. Отметим, что с возрастом большинство детей перестаёт кушать козявки самостоятельно. Если же ждать так долго вам не хочется, рекомендуем создать условия, при которых само появление сухих корочек в носу будет сведено к минимуму.

Надо обратить внимание на здоровье, лечить постоянный насморк.

Огромное значение имеют влажность и температура дома, поскольку жаркий и сухой воздух способствуют пересыханию слизистой носа, образованию сухих козявок. Желательно иметь дома увлажнитель воздуха, проветривать помещение как можно чаще, гулять с ребенком на улице, делать влажную уборку.

Чтобы ребёнок не повредил слизистую носа, коротко постригайте ему ногти.

Отвлекайте ребёнка от ковыряния в носу, занимайтесь с ним поделками и пальчиковыми играми.

Кстати, один зарубежный ученый наоборот считает, что употребление своих козявок – это «вакцина» от многих болезней. А физиологи из США уверены, что пальцевой массаж слизистой в разы улучшает показатели мозговой деятельности.

© 2021 nywishes.ru - Поздравления с праздниками на все случаи жизни