логотип
Что делать если ребенок заикается в 3. Что делать родителям, если их ребенок начал заикаться. Что делать родителям, если ребенок заикается – основные правила помощи и собственного поведения

Что делать если ребенок заикается в 3. Что делать родителям, если их ребенок начал заикаться. Что делать родителям, если ребенок заикается – основные правила помощи и собственного поведения

11.01.2021

Бывает так: в один прекрасный день, ни с того, ни с сего, ваш двух-трехлетний карапуз начинает говорить как-то странно: «Не-не-не хочу кашу!». На сердце становится тревожно, потому что каждый из нас сталкивался с заикающимися людьми, мы можем представить себе те ограничения, которые накладывает этот недуг на нормальное речевое общение. И все-таки, поддаваться панике не надо. Заикание очень часто путают с так называемыми «запинками» (физиологическими итерациями) даже проработавшие не один год логопеды. И тот, и другой речевой недостаток очень похожи в проявлениях: их роднит нарушенный ритм речи. Необходимо уметь отличать заикание от запинок, ведь от этого будет зависеть содержание коррекционной работы.

Заикание – это нарушение темпа и ритма речи при судорожном состоянии мышц речевого аппарата. Судороги бывают различной локализации: голосовые, артикуляционные, дыхательные.

Физиологические запинки (итерации) — часто встречающееся явление в речи детей 2-5 лет, которое требует иной коррекции, нежели заикание и обычно возникает в случае, когда развитие мышления малыша опережает его речевые возможности. Часто сопровождаются хорошим развитием, как умственным, так и физическим. Велик риск возникновения запинок у детей эмоциональных, очень развитых, впечатлительных. Обычно мамы начинают паниковать, ожидая худшего – заикания. Помните, что запинки имеют отдаленное отношение к заиканию. Однако если вовремя не обратить внимание на повторы слогов и слов в речи и не принять профилактических мер, то риск возникновении заикания довольно велик.

Как только вам послышались в речи малыша «спотыкания», попробуйте определить, заикание это или запинки.

  1. При запинках, как правило, не бывает судорог в области рта, шеи и т.д. в отличие от заикания.
  2. Обратите внимание на то, как реагирует ребенок на просьбы говорить лучше, медленнее, плавнее. Если у малыша заикание, то его речь после этой просьбы будет только хуже, а у малыша с запинками – лучше. Заикающимся свойственна болезненная фиксация на своем дефекте, и это приводит к дополнительному ухудшению речи.

3.Проанализируйте причины «неожиданного» нарушения ритма речи у ребенка. Корни проблемы малыша с запинками уходят в область эмоций, особенностей нервной системы, проблем детско-родительских отношений; запинки частенько являются симптомом невроза. Бывает, что они проявляются, когда ребенок особенно напряжен (говорит что-то длинное, новое, трудное), возбужден и т.д. Кто-то из малышей в такие моменты начинает волосы на палец накручивать, ногти грызть, даже краснеть, а детки с запинками начинают повторять первые слоги или слова. Заикание же – это неврологическая проблема и поддается коррекции труднее, чем запинки. Считается, что заикание всегда наследственного происхождения (заикаться мог прадедушка, и его правнуку передалась предрасположенность к заиканию).

Если своеобразие речи не исчезает на протяжении двух-трех недель и даже имеет тенденцию к ухудшению, пора принимать меры. Посетите логопеда и психоневролога. И тот и другой помогут с диагностикой, то есть выявят заикание (иногда его называют логоневрозом). Психоневролог пропишет лекарства, которые имеет смысл принимать, если у малыша, действительно, заикание средней или тяжелой степени. При запинках лекарства не нужны, за исключением ситуаций, когда они были вызваны тяжелейшим стрессом. При коррекции запинок делаем следующее:

  • Консультируемся и занимаемся с детским психологом. Психолог поможет устранить причину запинок. Хорошо помогают различные методы детской психотерапии: сказкотерапия, песочная терапия, арттерапия. Уточните, есть ли у психолога сертификаты о прохождении курсов повышения квалификации по этим направлениями психокоррекции.
  • Занимаемся с логопедом. Логопед в игровой форме учит малыша приемам дыхательной гимнастики, релаксации, контролю за плавностью речи.
  • Проводим курс расслабляющего массажа.
  • Много времени проводим в воде. Самое лучшее, если вы будете водить ребенка в бассейн, но, в случае соматической ослабленности вполне подойдут регулярные игры с водой дома. Есть такое правило: чем возбудимее малыш, тем больший объем воды ему нужен.

При коррекции заикания делаем так:

  • Посещаем и выполняем все рекомендации психоневролога.
  • Занимаемся с логопедом регулярно и систематически. Заикание имеет неприятную особенность возвращаться, особенно на фоне стресса. Так, устранив заикание до школы, нужно быть особенно внимательными, когда малыш пойдет в 1 класс. Школьная адаптация и нервно-эмоциональное напряжение, с этим связанное, может спровоцировать нарушение речи.
  • Проводим курс расслабляющего массажа, причем не один.
  • Занимаемся с психологом.

Советы родителям на каждый день.

Следует пересмотреть свое поведение в отношении воспитания малыша: завышенные требования, отчуждение, критика, насмешки, раздражение – все это может спровоцировать запинки.

  • Следите, как — быстро или медленно — вы говорите с ребенком и как громко: если запинки появились, то говорить нужно тише и медленнее.
  • Убедите себя: запинки не приговор, а симптом более глубокой проблемы, обычно психолого-педагогического порядка. Если вы будете излишне волноваться, то малыш, глядя на вас, буквально интуитивно будет чувствовать: «Что-то со мной не так»; нервное напряжение растет.
  • Особо серьезные требования предъявите к режиму дня. Необходимо ограничить просмотр телевизора и компьютерные игры до 15-20 минут в день.
  • Перед сном включайте тихую инструментальную музыку, обработку классики для детей. Такие музыкальные композиции оказывают хороший психотерапевтический эффект.
  • Если ваш малыш стал запинаться из-за интеллектуальных перегрузок, например, в школе раннего развития, то нужно «притормозить» образовательный процесс. Пускай малыш месяц-другой ничем не занимается, бьет баклуши, ничего не делает.
  • Ни в коем случае нельзя фиксировать внимание ребенка на своеобразии его речи. Вот почему лучше не требовать от него повторить слово верно и вообще давать какую-либо оценку высказываниям. В случае, если ребенок во время беседы начал сильно запинаться, просто скажите ему: «Давай попробуем пропеть это слово» или: «Давай скажем это слово шепотом». Покажите ему, как это делается. Обычно при использовании этих приемов запинок нет.
  • При общении с ребенком с запинками дайте ему почувствовать, что его никто не торопит сказать, что все всегда дождутся окончания его мысли. Это значит, что не нужно его ни подгонять при ответах, ни подсказывать слово, не используйте нетерпеливые жесты. Ждите молча, пока он подберет слова и верную грамматическую форму для высказывания.

Если ребёнок в разговоре проглатывает целые слова или слоги, запинается на некоторых звуках или «застревает» на месте, не в силах закончить фразу, можно говорить о заикании. Согласно статистическим данным, это речевое расстройство наблюдается у 1% жителей Земли.

Однако чаще всего заикаются дети 2-5 лет, то есть в том возрастном периоде, когда происходит активное развитие фразовой речи. Помочь заикающемуся ребёнку можно, но при условии комплексного медико-психолого-педагогического подхода и выявлении точной причины речевой патологии.

Заиканием называют нарушение ритмической стороны речи, которое обусловлено судорожным состоянием мускулатуры речевого аппарата. Учёные выделяют две основные группы факторов развития подобного состояния: предрасполагающие и провоцирующие.

К первой группе причин относят:

  1. Повреждения головного мозга у плода. Речевые центры коры больших полушарий у ребёнка в мамином животе могут пострадать из-за гипоксии, различных инфекционных заболеваний. Стремительные или, наоборот, затяжные роды также негативно влияют на речевые функции малыша.
  2. Перенесённые в младенчестве инфекции. Заикание может стать осложнением вирусного или бактериального инфекционного заболевания. Например, корь, дифтерия, коклюш или скарлатина при неправильно выбранной терапии приводят к повреждению нервной системы.
  3. Черепно-мозговые травмы . При механических повреждениях головного мозга заикание обычно сочетается с прочими речевыми патологиями разной степени тяжести.
  4. Наследственная отягощённость . Малыш, у которого один из близких родственников в детстве страдал от заикания, с большой долей вероятности также начнёт заикаться.

К провоцирующим факторам развития речевой патологии в раннем и дошкольном возрасте относят:

  • психическую и эмоциональную депривацию (недостаток различных впечатлений, ощущений);
  • сильное эмоциональное потрясение (испуг);
  • изучение нескольких языков (билингвизм);
  • подражание значимому человеку.

Таким образом, вышеперечисленные провоцирующие факторы становятся катализатором речевых нарушений у ребятишек, имеющих явную предрасположенность. Поэтому сложно говорить, что причиной заикания у малыша стала огромная злая собака. Внезапно перенесённое эмоциональное потрясение – это своего рода спусковой крючок, запустивший патологический процесс.

Классификация недуга

В медицинской и логопедической практике существует несколько типологий заикания. В их основу положены различные факторы – причина недуга, ведущие симптомы и их выраженность.

Читайте также: Артикуляционная гимнастика для разных звуков

  1. Клинические проявления. В зависимости от клинической картины различают следующие формы речевой патологии:
  1. Клоническая. Малыш испытывает трудности при произношении сложных слов из-за прерывистых судорожных движений органов дыхания и речевого аппарата. В речи это проявляется повторением слогов, чаще всего – первых. К примеру: «Ка-ка-ка-русель».
  2. Тоническая. Ребёнок во время разговора растягивает некоторые звуки, а другие «проглатывает». Речь сбивчивая, возникают незначительные паузы, во время которых отмечаются непроизвольное напряжение мышц ротового аппарата и языка. Например: «П…палас».
  3. Смешанная. Как следует из названия, эта форма сочетает признаки двух предыдущих. Ребёнок одновременно растягивает звуки и повторяет слоги при разговоре. Например: «П…пппо-бе-да».

Клонический тип недуга считается более лёгким, поскольку повторы речевых фрагментов более ритмичные, а непроизвольное напряжение речевого аппарата не столь продолжительное и интенсивное, как при других формах заикания.

  1. Особенности протекания. По характеру протекания речевое нарушение бывает:
  • волнообразным – признаки периодически усиливаются и ослабевают, но не исчезают полностью;
  • постоянным – отмечается стабильность клинических проявлений без существенных колебаний в ту или иную сторону;
  • рецидивирующим – симптомы заикания возникают после относительного речевого благополучия.
  1. Этиологические факторы. В зависимости от причин возникновения недуга выделяют две основные формы речевой патологии:
  1. Невротическая (или логоневроз). Основная причина развития заикания – какая-либо острая психологическая травма (сильнейший испуг) или хроническая психотравмирующая ситуация (разлука с родителями, жестокие методы воспитания). Не исключается и наследственная отягощённость. Логоневроз характеризуется усилением симптомов во время волнения и беспокойства.
  2. Неврозоподобная. Заикание является следствием органического поражения коры головного мозга, вызванного инфекционным заболеванием, черепно-мозговой травмой или кислородным голоданием. Кроме того, не исключён и фактор наследственной предрасположенности. Судорожные реакции обычно не зависят от внешних факторов и не усиливаются из-за тревожности ребёнка. Нарастание симптомов возможно при переутомлении малыша или чрезмерном психомоторном возбуждении.

Читайте также: Буллинг в школе: как прекратить насмешки и издевательства?


Как развивается заикание?

С физиологической точки зрения процесс произношения выглядит как согласованная работа двух групп мышц, одни из которых сокращаются, а другие остаются расслабленными. Однако это происходит в норме. У ребёнка, страдающего заиканием, блокируется особый регулятор этих мышц из-за повреждения или эмоционального перевозбуждения. В результате наблюдаются или клонические повторения, или тонические спазмы.

При отсутствии качественной помощи нарушение закрепляется и переходит в условный рефлекс. Специалисты выделяют 4 фазы развития заикания, каждая из которых отличается выраженностью основных признаков недуга.

Первая фаза

Ребёнок заикается эпизодически, однако со временем промежутки плавной речи становятся всё короче. Основными признаками начальной фазы судорожных речевых нарушений являются следующие проявления:

  • трудности с произнесением обычно появляются в начальных словах фраз;
  • малыш заикается при произношении коротких частей речи – междометий, союзов и предлогов;
  • заикание усиливается при высоких речевых нагрузках;
  • ребёнок практически не обращает внимания на собственные проблемы, общается без стеснения, не испытывает страха и тревожности.

Вторая фаза

На данном этапе дети начинают испытывать определённые коммуникационные трудности. Малыш ещё не избегает ситуаций общения, однако не всегда проявляет инициативу во время разговора. Для этой фазы характерны следующие симптомы:

  • заикание становится хроническим, то есть эпизоды плавной речи практически отсутствуют;
  • ребёнок «застревает» на многосложных словах, особенно когда говорит очень быстро;
  • маленький заика не придаёт большого значения своей особенности, поэтому охотно отвечает на вопросы, впрочем, не являясь инициатором общения.


Третья фаза

Судорожный синдром закрепляется, но маленькие дети по-прежнему не ощущают неловкости. Они охотно общаются со сверстниками, особенно если те нормально реагируют на их манеру разговора. Характерными признаками этой фазы являются следующие симптомы:

  • ребёнок начинает понимать, что его речь отличается от произношения других детей;
  • трудности с произношением определённых слогов и звуков ярко выражены;
  • заика пытается заменить «сложные» слова другими или начинает обходиться жестами.

Иногда случается так, что малыш вдруг начинает говорить с запинками. В этот момент родителям становится тревожно, в воображении проносятся безрадостные картины будущего ребенка. Ведь заикание усложняет жизнь детей и формирует у них массу комплексов.

Ребенок стал заикаться: что делать

Специалисты считают заиканием речевые нарушения, которые возникают на фоне судорог различного происхождения: дыхательных, артикуляционных или голосовых. Для начала нужно определить, действительно ли ребенок заикается или он просто запинается в силу того, что его идет впереди речевых возможностей.

Понять это можно по двум критериям:

  • Обратите внимание, есть ли у ребенка в момент «спотыкания» речи судороги на шее или возле рта.
  • Попросите малыша говорить медленнее и более плавно. Если это действительно заикание, то ребенок не сможет выполнить вашу просьбу. Его речь станет только хуже.

После этого вспомните, на фоне каких событий ухудшилась речь ребенка. Возможно, сбои появились в тот момент, когда малыш пытался произнести новое длинное слово, находился в возбужденном состоянии. Напряжение у детей проявляется внешне: они начинают теребить волосы, грызть ногти, краснеют, с запинкой произносят слова. Заикание может иметь наследственный характер. Возможно, кто-то из родственников заикался, и эта предрасположенность передалась ребенку.

Заикание у детей: причины

В основе заболевания у ребенка может быть несколько причин:

  • Как было уже отмечено выше, заикание может иметь наследственный характер. Особенно часто болезнь проявляет себя у детей, чьи родители имели нервные заболевания. Часто проблемы с речью бывают у малышей, которые подверглись внутриутробной инфекции, родились недоношенными, получили травму во время родов.
  • Недуг может возникнуть в результате инфекционного заболевания, поражающего мозг, например менингит или энцефалит.
  • Повреждение головного мозга как последствие травмы.
  • Инфекция, поражающая уши или верхние дыхательные пути ребенка.
  • Стресс, испуг или другие психологические травмы.
  • Неверное развитие речи ребенка под влиянием родителей.

Если родители заикаются, то у ребенка речь будет формироваться неправильно в результате его подражания родительской манере. Иногда малыш, разговаривая с родителями, начинает заикаться непроизвольно. В этом случае общение с другими людьми проходит нормально. Но иной случай, когда речь ребенка формируется как подражание родителям. Тогда заикание будет иметь место и при общении с другими людьми.

Как лечить заикание

Чтобы лечение заикания происходило успешно, ребенку необходима спокойная обстановка в доме. Только в атмосфере любви и доверия малыш сможет избавиться от недуга. Родители в присутствии ребенка должны вести себя спокойно и гармонично. Недопустимы никакие выяснения отношений. Показывайте малышу только свою любовь и доверие.

Очень важно в дополнение к спокойной домашней обстановке соблюдать режим дня. Ребенок должен хорошо , много гулять на свежем воздухе, общение с незнакомыми людьми следует ограничить.

Следите за тем, как вы разговариваете в присутствии ребенка. Ваша речь должна быть плавной и четкой, старайтесь говорить выразительно в умеренном темпе. Это поможет малышу настроиться на правильное произношение на подсознательном уровне. Мягко исправляйте его ошибки, чтобы не испугать ребенка.

В лечебных целях можно использовать моменты, когда ребенок увлечен игрой. Старайтесь создавать такие игровые ситуации, когда ребенку придется говорить. Например, малыш может произносить слова от имени игрушки, повторять фразы из стишка или песенки.

Формированию правильной речи способствует дыхательная гимнастика. Предложите ребенку делать короткий вдох и длинный выдох, во время которого необходимо произносить фразу или отдельные слова.

Для развития речи полезно проявлять творческие способности. Известно, что речь и тесно связаны. Поэтому занятия аппликацией, лепкой и рисованием будут помогать бороться с заиканием.

Необходима и помощь специалистов-логопедов. Он всесторонне рассмотрит проблему и даст верные рекомендации для скорейшего выздоровления малыша. Во время занятий, логопед учит ребенка правильному дыханию, снимает напряжение мышц речевого аппарата и тренирует их. Настройтесь на то, что процесс лечения заикания будет длительным. Чтобы полностью исправить речь ребенка потребуется около года.

Профилактика заикания

Самое важное правило для профилактики возникновения заикания – спокойная атмосфера, окружающая ребенка. Он должен расти в здоровой обстановке, окруженный любовью родителей. Конфликты и скандалы не должны касаться малыша.

Родители должны разговаривать с ребенком правильно, не подражая детскому лепету и не сюсюкаясь с ним. Не стремитесь давать ребенку много трудных слов, не заставляйте заучивать стихи. В этом возрасте дети хорошо воспринимают ритмическую окраску стихов, но не всегда понимают их смысл и искажают слова. Поэтому необходимо выбирать литературу для детей, согласно их возраста.

Не запугивайте ребенка, стремясь успокоить его поведение или добиться от него желаемого. Для него важно хорошее здоровье в физическом плане и особенно в психологическом.

Из всех неврозов и неврозоподобных расстройств оно — одно из самых сложных. Трудно найти двух похожих заикающихся: каждый заикается по-своему, и подавляющее большинство сильно страдает. Внезапный испуг бывает причиной проблемы лишь в половине случаев. Еще в 15% случаев повинна наследственность. Все остальное — это неблагоприятные нервно-эмоциональные обстоятельства, в которых происходит . Иными словами, внезапный испуг вызовет заикание лишь у того ребенка , у которого есть определенные предпосылки к нарушению функции речи и психика которого до этого постоянно травмировалась (например, скандалами родителей, нервозной в целом обстановкой в семье). Заикание относят к детским болезням, потому что в до% случаев оно начинается в раннем детстве — в возрасте от двух до пяти лет. Но «детская болезнь» чаще всего продолжается в течение всей жизни, хотя бывают даже случаи самоизлечения. Порой приходится слышать от взрослых людей, что заикание у них прошло само. Значительно реже, что заикание «вылечил такой-то специалист». Это говорит именно о сложном характере расстройства.

Мальчикам не повезло!

Они заикаются в четыре раза чаще, чем девочки. Американские специалисты объясняют это тем, что мальчики более подвижны, энергичны, активны и любознательны, а потому они гораздо чаще попадают в разного рода психо-травмирующие ситуации. Однако дело не только в этом. Если проверить соотношение нервно-психической патологии в детском возрасте хотя бы по числу психиатрических отделений в больницах, то окажется, что мужских отделений опять-таки в три-четыре раза больше, чем женских. Значит, причина, скорее, в неких особенностях развития мужской нервно-психической сферы, ее меньшей устойчивости по отношению к различным негативным воздействиям. Есть и еще одна причина большей распространенности заикания (и нервозности вообще) у мальчиков. Традиционно считается, что к будущим мужчинам надо относиться строже, чем к девочкам, в общении с ними не поощряются различные обнимания, «сюсюканье», поцелуйчики. Поэтому у них и нервных срывов больше. Девочек растят в атмосфере большей любви и нежности (в нормальных семьях, разумеется). Поэтому у них более устойчивая психика и лучше развита моторная сфера (мальчики же, как правило, в детстве бывают более угловатыми и неуклюжими).

Ранее начало

Обычно все начинается в возрасте двух-пяти лет, потому что в это время речевая функция только развивается. Речь — самая сложная и молодая функция живой природы. Весь комплекс патологий в раннем возрасте гнездится именно в рече-двигательном анализаторе. Объективности ради нужно признать: далеко не всегда заикание возникает у малышей, которые растут в семьях, где родители бурно выясняют отношения (пугая ребенка). Довольно часто это нервно-психическое заболевание возникает у детей, которых растят, как кумиров семьи. Ребенок, которому все позволено, растет, что называется, «без тормозов». А когда попадает в ситуацию, где приходится вести себя «не как хочется, а как положено» (например, попадает в детский сад), его психика не выдерживает. Ребенок-пария — нежеланный, нелюбимый, лишний — другой вероятный кандидат в заики. Ему постоянно все «нельзя». У такого ребенка скорее всего возникнут проблемы с психикой, а заикание окажется «довеском», которое усложнит и без того нелегкую жизнь маленького человечка. Бывают, по словам Драпкина, просто недолюбленные дети, о которых заботятся, исполняя родительский долг, но… не любя. А истинная привязанность ощущается и без слов. У недолюбленных детей часто формируется невроз — речь как самая уязвимая функция нарушается.

Неверный прием

Родители часто пугают малышей в воспитательных целях — «будешь плохо себя вести, придет милиционер и тебя заберет», «не будешь слушаться, отдам тебя вон той цыганке». Таким образом искусственно формируется фобический настрой. Известен случай, когда большая собака бросилась к пятилетней девочке (к счастью, не укусила), повалила ее и стала громко лаять. При наличии фобии это могло бы вызвать испуг и даже заикание, но малышка только смеялась: она думала, что собака с ней играет. Конечно, это не значит, что детей нельзя предостерегать от опасностей, заранее рассказывая о каких-то ситуациях. Но запугивать «цыганками», «чудовищами» или чем-то в этом роде — ни в коем случае!

Если заикаются родители

Кажется невероятным, но факт: заикающиеся взрослые невольно начинают говорить почти нормально в присутствии детей. Поэтому от заикающихся родителей можно буквально потребовать: в период формирования речи у ваших детей говорите сами как можно лучше. Помните, что у детей формирование речи идет по механизму активного подражания. (Странно, но факт: родители-заики начинают произносить слова медленнее, следят за речью.) Если же у них возникают по каким-то причинам проблемы с речью (например, во время ссоры или при сильном волнении), им нужно посоветовать контролировать себя и стараться не разговаривать таким образом при ребенке. Самый простой выход — уйти на кухню или в другую комнату.

Подражание

Есть и еще один интересный механизм возникновения заикания . Это тоже — подражание.

Дети в и младших классах школы часто дразнят заик. Но речь в этом возрасте, как уже было сказано, только формируется и функция очень уязвима. Передразнивая другого, ребенок сам может начать заикаться , потому что «дразнилки» всегда произносятся не просто так, а очень эмоционально! В итоге у обидчика могут начаться судорогоподобные имитации в речевом аппарате. Печальный итог: дразнил-дразнил и… сам стал заикаться. Здесь профилактика только одна: ремень (образно говоря, конечно). Чтоб неповадно было дразнить! Объясните забияке: заикание — не порок, такое может случиться с каждым, в том числе — и с ним.

Бывают и такие ситуации

В семье растут двое детей, погодки. Старший заикается. Родители его жалеют, больше ласкают. И у второго ребенка вдруг возникает заикание! Он думает: «Заикаться совсем не больно, а сколько получаешь поблажек!» — включается механизм подражания. Отсюда золотое правило: если в семье двое детей, особенно погодков, то что бы они ни сделали, оба всегда правы. И виноваты — тоже всегда оба. Нельзя баловать одного ребенка в присутствии другого, даже если второго вам по каким-то причинам сейчас «больше жалко».

© 2021 nywishes.ru - Поздравления с праздниками на все случаи жизни