логотип
Как отучить ребенка ныть по любому поводу? Психология детского возраста. Ребенок плачет по пустякам Ребенок 8 лет плачет по любому поводу

Как отучить ребенка ныть по любому поводу? Психология детского возраста. Ребенок плачет по пустякам Ребенок 8 лет плачет по любому поводу

11.01.2021

Вопрос: Здравствуйте. Меня зовут Ольга. У меня есть сыночек Димочка, нам 5 годиков. Мы очень капризные и плачем по любому поводу, а поводов у нас много: кто-то что-то не дал, не купил, не так сказал, просто так, когда что-то не получается. Я начинаю его успокаивать, а он еще хуже начинает кричать , и кричит так, что иногда на детских площадках мамы своих деток к нему не подпускают, потому что он так сильно кричит, что хоть уши затыкай. Были у невропатолога. Она сказала, что «мол, детки разные бывают, и вообще воспитывать надо было».

Но чем воспитывать? Я же не садюга какая-то, чтобы орать на ребенка или того хуже — лупить его… Помогите, пожалуйста, советом. Кстати, в детском саду он ведет себя точно также. Устала от жалоб воспитателей.

Отвечает Любовь Голощапова, детский психолог:

Отлично, что не садюга, конечно же, лупить и орать не нужно. Тут Вы молодец, продолжайте свою линию. Я хочу предложить Вам избавиться от одной гирьки, которую Вы на себя взвалили. Вам будет облегчение, а там, глядишь, и Диму отпустит с криком.

Вы так живо описали ситуацию, что перед глазами встает картинка. Есть мир и есть недовольный ребенок, который кричит так, что все в страхе разбегаются. А Вы где? Я вижу Вас между ними, между мальчиком и миром, с успокаиваниями, уговорами, возможно, данью в виде конфет, бананов и игрушек. Естественно, все шишки достаются посреднику. Но можно выйти из этой тяжелой роли, которую Вы на себя взвалили.

Посмотрим, что будет, если посредника убрать.

Мальчик не маленький, в пять лет человек уже многое может и умеет, очень многое знает и практически все понимает. Как реагируют окружающие на его тактический прием с криком, он уже изучил во всех подробностях и нюансах, будьте уверены. Для него это – отличный, отработанный способ исполнения желаний. Но другим людям такой способ совсем не нравится. И если их не сдерживать, не смягчать ситуацию, люди будут реагировать с такой же простодушной прямотой, с какой кричит недовольный ребенок. Так позвольте им это сделать, конечно, под Вашим контролем и присмотром. Единственное условие – вмешиваться можно только в действительно критических ситуациях, когда есть физическая угроза.

Вы – тоже человек, согласны? Позвольте и себе реагировать более естественно на то, что делает сын. Говорите смело ему о своих чувствах (когда наступит тишина), не стесняйтесь, уже пришло время, когда это можно делать. Расскажите, что вы чувствуете, только не обвиняйте и не поучайте, просто расскажите о себе. Оставьте на время попытки заставить его вести себя так, как вы считаете правильным, все равно это бесполезный труд, как вы убедились за эти годы. Выйдите из роли мягкой подушки, посредника-миротворца, станьте просто частью мира. Конечно, Ваша ответственность за ребенка остается при Вас, но ребенок повзрослел, вырос, и форма Вашей ответственности тоже меняется. Сейчас ваша задача – наблюдать и вмешиваться только в критических ситуациях.

Очень хорошо, что малыш ходит в сад. Полагаю, воспитатели и дети ведут себя по-простому, без затей. А поскольку с Димы взять нечего, ему что ни говори, а он своего добивается, воспитатели ищут, кому бы излить свое огорчение, и находят, и это опять Вы! Бросайте это занятие. Не посредничайте. Наблюдайте и контролируйте. Перестаньте работать буфером, смягчающим удары, и глушителем, гасящим децибелы. Воспитательница оглашает перечень подвигов за день? Не оправдывайтесь, просто согласитесь с ней. Да, понятно, такое и такое произошло, все ясно, спасибо за информацию. Если в душе начинается буря и 9-бальный шторм, не бойтесь, это привычка, от которой Вы рано или поздно избавитесь. Тогда просто сделайте вид, что спокойны, притворитесь, сыграйте роль абсолютно спокойной мамочки, которую ничем не прошибешь. Не надо ничего объяснять, не надо «прорабатывать» инциденты с сыном по дороге из сада. Теперь это не Ваше дело. Все остались живы, никто не пострадал, значит, Вашего вмешательства не нужно, едем дальше. Видя, что Вы вышли из игры, воспитатели и дети поудивляются немного, а потом быстро наведут порядок в отношениях. Жалобы постепенно иссякнут. А за сына можно особо не переживать, он себя в обиду не даст, и это замечательно!

Вы пишете, что когда успокаиваете Диму, он начинает кричать еще громче. Сами все видите, это хорошо. Сделайте следующий шаг – перестаньте успокаивать. В 5-летнем возрасте в вашей ситуации, как мне кажется, это скорее ритуал, чем успокоение. Вы обязательно хотите оставить этот ритуал? Тогда ответьте себе честно, сколько лет Вы намерены его поддерживать? До 10? До 30? Всегда? Если Ваш ответ – нисколько, просто перестаньте это делать. Это единственный способ разорвать привычный круг «недовольство – крик – уговоры – еще больший крик». За Вас тут никто ничего не в силах изменить. Ваш выход, мама!

Вы никому не обязаны ничего объяснять, ни перед кем не обязаны оправдываться и извиняться за Вашего сына. Если будете вести себя естественно, не взваливать на себя чужую работу, не пытаться загладить чьи-то чужие промахи и осечки, сын подстроится под Ваши потребности. Он все может, просто до сих пор у него не было такой надобности. Может быть, он и не знает, как бывает по-другому, по-тихому, по-спокойному. Предоставьте ему и себе возможность искать, пробуйте, экспериментируйте, примеряйте, в конце концов вы найдете такие варианты, при которых все останутся довольны, а может быть, даже счастливы. Хочу только сказать, что крик сам по себе – хороший способ сброса психологического напряжения. Введенный в приемлемые рамки, он может служить хорошую службу. А если к нему еще физическую нагрузку добавить, тело почувствует такой прилив сил, что настроение сразу выправится, и захочется не кричать, а петь.

Всем мамам без исключения знакомо такое состояние собственного чада, когда он или она, независимо от пола, ноет без остановки. Как отучить ребенка ныть, хотелось бы знать каждому родителю. Очень хочется избежать раздражения, вызванного необоснованным нытьем и всех последующих за этим состоянием крайних мер. Чадо будто специально вынуждает своих опекунов на применение радикальных мер в виде угла и лишения всевозможных удовольствий. Меры, принятые во взвинченном состоянии помогают мало и практически не приносят пользы совсем.

Прежде чем наказывать ребенка за частое нытье, необходимо определить причину беспокойства малыша

За наказанием следует новая волна нытья, сопровождаемая теперь уже «законными» с точки зрении ребенка претензиями в плане того, что родители, его бедного, совсем не любят и лишь наказывают, причем безо всякого на то повода. Чадушко благополучно забывает на тот момент, чем было вызвано наказание или ограничение на жизненные удовольствия, и ведет себя как несправедливо обиженный злой судьбой человечек.

В такие моменты «агрессор» (и по совместительству любящий родитель) начинает и впрямь ощущать себя монстром неспособным на объективные суждения и качественное воспитание. Всякий, столкнувшийся с постоянным детским нытьем, воспитатель скажет, что это явление не придает жизненных сил и может вымотать почище любой физической работы.

Какие факторы способны вызвать хроническое нытье?

Определиться в мире детских капризов и понять разницу в причинах для нытья пятилетнего и двухлетнего малыша поможет сравнение и перечисление поводов, наиболее часто используемых детьми для «превращения в кошмар» жизни взрослых, находящихся рядом. Выявить эти явления легко. Часто обострение в плане бессмысленного нытья начинается в тот момент, когда в гости приходят бабушки или дедушки. Почему? Дело в том, что иногда причинами капризов бывает именно недостаток общения и ласки.



Ребенок хочет, чтобы каждый член семьи любил и ублажал маленького эгоиста. А если этого не происходит - сразу слезы и истерики

Как отучить ребенка плакать по любому поводу, если родители, постоянно занятые своей работой и делами по дому считают, коли чадо одето, обуто и накормлено - этого достаточно для правильного воспитательного процесса? Ан, нет. Дитятко-то еще и любви хочет. Причем, не в дозированном количестве, а без края и меры, чтоб быть обласканным со всех сторон, измятым любящими руками до состояния теста, буквально задушенным наполовину родительским поцелуями.

И это не выдумки: ведь дети питаются любовью, она необходима им для правильного развития и нормального духовного взросления. Замечали иногда, что малыш обходит всех находящихся дома и буквально собирает поцелуи?

Скажем так, ребенок должен быть 25 часов в сутки на сто процентов уверен, что его любят не только мама и папа, это само собой разумеется, но и вся Вселенная тоже. Только тогда чадушко довольно, и причин для рева остается чуточку меньше. Немного о том, что еще помимо недостатка любви заставляет малыша или отрока плакать - это могут быть следующие факторы:

  • болезненное состояние;
  • недостаток внимания;
  • настроение;
  • неумение занять себя без помощи взрослых;
  • тоска по близким людям;
  • избалованность;
  • способ добиться свой цели;
  • желание казаться маленьким;
  • черта характера.


Даже у маленького человечка может быть плохое настроение. Родителям кажется, что он специально треплет им нервы. Но может просто придумать малышу интересное занятие?

Скрытые заболевания

Бывает так, что постоянно ноющего малыша, особенно если он еще не умеет говорить и не сможет правильно ответить на ваши вопросы типа «где вава», нужно просто обследовать. Сводите его к врачу на осмотр.

Возможно, что у ребенка просто что-то болит. Дети, также как и взрослые, способны болеть, это понятно каждому, поэтому не стоит пускать все на самотек, считая, что малыш просто капризничает. Лучше исключить для начала более серьезные причины и только потом приниматься за воспитание.

Недостаток внимания

Часто понятия взрослого и малыша о «дозировке» любви расходятся кардинально. Если нам, большим людям кажется, что в плане игр и ласки наш малыш полностью удовлетворен, на деле это может оказаться совсем не так. Не надо возмущенно говорить о том, что времени на все не хватает. Порой достаточно и получаса в день выделенного конкретно на интересы ребенка, чтобы он почувствовал себя важным и нужным.



Ребенку необходимо общение с родителями и совместные игры. А заниматься нужно не только тем, что считают нужным родители, но и важными, по мнению малыша, делами, например, чтением книг или пусканием мыльных пузырей

Речь тут идет именно об игре и общении глаза в глаза без всяких отвлекающих факторов типа телефона. Положа руку на сердце, признаемся себе честно, что порой большинство из родителей чаще общается с экраном компьютера, чем с собственными детьми.

Наши маленькие (и не очень) крошки также подвержены влияниям погодных факторов, геомагнитных бурь и прочей «природной нечисти». У ребенка не хуже, чем у взрослого, может испортиться настроение от скуки или грубо сказанного слова. Не нужно считать, что малыш ничего не понимает, и ему можно сказать все, что угодно.

Обращая внимание на душевный настрой чада и подбирая выражения в разговорах с ним, можно избежать многих неприятных выходок с его стороны. Не заставляете его плакать, унижая грубыми выражениями. Другими словами, уважайте своего ребенка, да уважаемы будете.

Неумение правильно выстроить свой досуг

Многие малыши и даже детки постарше, к примеру, пятилетние, не могут правильно использовать свободное время. Оставшись наедине с собой, ребятишки начинают скучать и затем пристают к взрослым с одним и тем же вопросом звучащим примерно так:

― Мам, ну ма-а-м, что мне поделать? Так до тех пор, пока выведенная из терпения мамочка не прикрикнет на чадо или не поставит в угол. Как отучить? Есть, конечно, альтернативное решение - поиграть с ребенком и он перестанет плакать, но не всегда это возможно по причине тотальной занятости.

Избалованность

Порой причиной, по которой ребенок принимается плакать, является обыкновенный недостаток воспитания, проще сказать избалованность. У излишне балованных ребятишек появляется в характере черта, не дающая ему спокойно оставаться на вторых ролях.

Такому малышу требуется быть постоянно в центре, ему необходимо пристальное внимание взрослых и круглосуточное участие и прислуживание его маленькой персоне. Здесь родителям жаловаться не стоит, ведь такое поведение чада - прямой результат их попустительства и вседозволенности.



Малыш пытается выпросить новую игрушку посредством нытья? Пресекайте это сразу. В младшем возрасте тяжело противиться слезкам в глазах, зато в будущем умение договариваться о покупках будет очень экономить и бюджет и нервы

Как способ добиться своей цели

К примеру, 7, 8, 9-летние отроки вполне способны намеренно действовать на нервы родителям, канюча и подвывая:

― Никто меня бедного не любит и ничего-то мне не покупают. Вон, у Таньки есть новый телефон, а у меня совсем никакого нет. Если малыши в 4-5-6 лет способны лишь плакать и выпрашивать игрушки, то с возрастом методы воздействия остаются теми же, а вот потребности возрастают.

Растут не только года. Особенно весомо заметно это по денежным тратам. Что делать? Лучше всего постараться справиться с привычкой ныть в младшем возрасте, это поможет избежать финансового краха, когда дитя подрастет. Не забывайте о том, что скоро к плохой привычке добавится еще вредность подросткового периода и гипертрофированная обидчивость. Это получается очень взрывоопасная смесь.

Желание подольше оставаться маленьким

Беспричинные слезы, а также намеренно младенческое поведение часто проявляется у тех деток, в семье которых появились младшие по возрасту братья или сестры. До этого момента все было замечательно, родители всегда были рады поиграть, а тут все меняется в мгновение, и малыш все чаще слышит фразы типа «сделай сам», «сиди тихо», «ты уже большой» и так далее. Какие нервы это выдержат? Естественно, он всеми силами старается повернуть семейный быт в привычное русло и всем доказать, что он еще совсем маленький и тоже нуждается в опеке и помощи.

Что делать родителям?

Исключается

  1. Поддаваться на слезные манипуляции и идти на поводу маленького плаксы. Дети быстро понимают, что желаемой цели можно добиться слезами и криком.
  2. Не обращать внимания на слезы. Игнорировать плачущего ребенка нельзя, так как проблема остается нерешенной (см. также: ). Оставление малыша наедине со слезами только усугубит ситуацию.
  3. Крайне не рекомендуется кричать, обзываться, применять физические методы. «Замолчи или я тебя поставлю в угол», «Перестань орать!», «Сейчас тебя заберет злой полицейский». Эти фразы часто употребляют родители, но ни одна из них не помогает исправить проблему. В этом случае взрослые сами начинают манипулировать детьми, причем очень агрессивно. В результате чадо только уходит в себя, затаивает обиду или подвергается страху. А плакать он может начать еще сильнее.
  4. Не нужно подавлять эмоции, запрещая плакать. Регулярное подавление естественных эмоциональных проявлений приводит к нервным расстройствам.


Ругать, наказывать и шантажировать - худшие методы «взаимодействия» с плаксой

Как правильно?

  • Важно научиться спокойно реагировать на плач. Когда к слезам ребенка присоединяется взрослый крик, то получается общая истеричная драма. Спокойствие и тишина помогут в случае давления малыша. Он поймет, что слезами не получится добиться желаемого и успокоится.
  • Принятие чувствительного и эмоционального малыша. Он такой, какой есть. Не стоит акцентировать внимание на его плаксивости, старайтесь хвалить за доброту.
  • Учитесь переключать интерес плаксивого чада. Если его что-то обидело, огорчило или уязвило, то нужно постараться отвлечь от детской беды. Найдите ему интересное занятие и малыш забудет о причине расстройства.
  • Когда ребенку плохо, необходимо быть рядом, показывать личным примером сочувствие и поддержку. Таким способом мы учим детей адекватному поведению в сложной ситуации. Маленькие дети требуют от взрослых внимания к их неприятностям: «Пожалей», «Погладь», «Посиди рядом».
  • Если ребенок капризничает, требует невозможного, то нужно спокойно и без агрессии объяснять ему, что плач не поможет: «Я тебя понимаю, но выполнить твое требование не могу». Стоит учиться распознавать провокации и объяснять малышу, что плач только расстраивает, а не помогает выбить желаемое.
  • В конце дня можно подвести итоги и похвалить ребенка за день, проведенный без капризов и плача. Можно выдавать малышу самодельные медальки и считать, сколько их получилось. Ругать в этом случае нельзя, закрепляем только положительные результаты.
  • В некоторых случаях стоит пересмотреть свои родительские взгляды. Иногда ребенок реагирует на взрослый мир слезами, так как не может выразить свои эмоции и чувства иначе.

Итак, чтобы научиться справляться с детскими истериками и плачем нужно лучше узнать свое чадо, в некоторых случаях полезно изменить родительский стиль воспитания.

Добрый день! У меня есть проблема, которую мы никак не можем решить на протяжении уже нескольких лет. У меня есть сын, 4 с половиной года и он плачет постоянно! Сначала, когда ему было 2 года, я списывала это на детские капризы, в 3 - я думала, что ребенок израстется и перестанет со временем плакать. Я преверженец того, что с ребенком надо разговаривать! Пыталась объяснить ему, почему не стоит плакать по поводу и без! Не помогает! В последнее время, происходит какое то обострение и я уже не могу с ним справляться! Ставлю в угол на час, он там плачет, ложу спать как наказание раньше, он плачет, не покупаю подарков теперь - он плачет.. Он скорпион, характер тяжелый и сейчас он помимо слез, когда я начинаю ужесточать свои наказания(не бегу к нему как только он скажет стоя в углу "Мама, я больше не буду"), могу уже шлепнуть, чтоб припугнуть... Бесполезно, он начинает агрессировать, может упасть и дрыгать ногами или еще хуже, головой биться... Я без сил уже и без идей! Не знаю, что делать, помогите пожалуйста!!

Здравствуйте, Юлия! Попробуйте поставить себя на место Вашего ребенка, сколько Вы выдержите?

Ставлю в угол на час , он там плачет, ложу спать как наказание раньше, он плачет, не покупаю подарков

начинаю ужесточать свои наказания(не бегу к нему как только он скажет стоя в углу "Мама, я больше не буду"), могу уже шлепнуть, чтоб припугнуть

Для того чтобы не вести эту изматывающую войну, или обратитесь к психологу очно - для того чтобы научиться более эффективным методам воспитания, чем те, которые вы используете, или читайте литературу.

Хороший ответ 7 Плохой ответ 1

Здравствуйте,Юлия.Вы поступали с сыном так,как нельзя поступать.И тревогу надо было бить в два года.Причина проста.Любое маленькое существо-котенок,медвежонок,человек-просят в раннем возрасте заботы и тепла.Любить,целовать,обнимать,ласкать,носить на руках,пока ребенку не надоедите-вот девиз раннего детского возраста.Вам же,видимо,хотелось,чтобы ребенок быстрее взрослел,и Вы вместо внимания стали забавлять его игрушками.ребенок в год и два не получил то,что должен был получить.И теперь это,недополученное, будет вымогать до старшего возраста.Он говорит Вам-Дай,но по своему,плачем и истериками.Он уже несчастен,когда должен провести детские годы с улыбкой и смехом.Он не сможет радоваться и потом.Это может отразиться и на его

Детский плач. Слезы. Горькие рыдания. Да еще и на пустом, казалось бы, месте, как максимум - сущее наказание для родителей, как минимум - испытание. Проверка на родительскую компетентность.

Как реагируют родители, если ребенок любит плакать по пустякам? Исходя из собственных наблюдений и мониторинга родительских форумов, делаю выводы, что способов нашлось не так уж и много. Другое дело, что в большинстве случаев метод, как отучить ребенка плакать по любому поводу, родителями выбран интуитивно или взят из арсенала старых дедовских способов. И в этом не было бы ничего плохого, если бы главной задачей была не попытка найти «кнопку отключения» детского плача, а желание понять истинную причину, на первый взгляд, беспричинных слез.

Зачем искать причину, главное - пусть не плачет

В копилке родительских методов воспитания, как отучить ребенка плакать по любому поводу, мы находим: игнорирование слез, проведение серьезных бесед на тему «плакать - глупо», приводим положительные примеры, если плачет мальчик, то апеллируем к тому, что «настоящие мужчины не плачут», посещаем невропатолога и вооружаемся уcпокаивающими нервную систему средствами.

Угрозы и манипулирование наподобие: «Не перестанешь плакать, я тебя здесь оставлю», «Хватит реветь, а то не куплю тебе шоколадку» , переключение внимания ребенка: «Посмотри, какие слоники» , а также прямое физическое насилие, наказание дополняют картину мер воздействия воспитателей для решения непростой задачи, как отучить ребенка плакать по любому поводу.

Чаще всего родители добиваются своего: малыш перестает плакать, однако, за кулисами остается цена решения вопроса. Правда, ненадолго. Плачевные плоды своих ошибок воспитания мы пожнем обязательно, пусть и не догадываясь, что послужило первопричиной негативного жизненного сценария чада.

Как известно, незнание не освобождает нас от последствий незнания. Когда мы не осознаем, что делаем, не видим внутренних отличительных особенностей ребенка, то не можем и прогнозировать, как наши методы воспитания сработают на нем, как отразятся на его психике. Системно-векторная психология ликвидирует пробелы в родительских познаниях.


Пустяк или не пустяк?

Начнем с азов: все дети разные не только по внешним признакам, но и различаются по внутренним свойствам психики. Что для одного не важно, то для другого человека может оказаться смыслом жизни. Жизненные ценности, тип мышления, поведение родного дитяти могут кардинальным образом отличаться от наших собственных. Так, например, рядовая потеря старой игрушки некоторыми родителями воспринимается как пустяк, слезы по поводу которой по меньшей мере - пустая трата времени. Для ребенка же, скажем, наделенного зрительным вектором, потеря игрушки - настоящая трагедия.

Из воспоминаний

Был у меня в детстве любимый плюшевый заяц, и как-то я не нашла его на своем месте. То ли брат поиграл неудачно и замел следы, выбросив зайку в мусоропровод, то ли в гости заходили соседские ребятишки, только после продолжительных поисков игрушка найдена не была. Пропал мой зайчик Вася.

- А-а-а, - плакала я.

На вопли подоспели родители.

- Подумаешь, потеряла игрушку - какая мелочь, новую купим.

- Не хочу новую, хочу Васю!


Не понимали родители, что на душе у меня творилось, у девочки со зрительным вектором. Это не просто игрушка была, старая и потертая, это был мой друг, которому я рассказывала свои сказки, о котором я заботилась, которого любила. Уговоры родителей на меня не действовали. Если слова не доходят до дочки, то пусть одна в комнате посидит, подумает, решила мама.

- Как плакать перестанешь, так можешь выходить, - заявила она.

Сидела я долго, плакала уже не только от потери Васи, но и от обиды. Хорошо, что в гости пришла бабушка, она меня пожалела, посочувствовала моему горю, а родителям дала наказ:

- Плачет, значит, пусть поплачет. Не наказывайте ее за слезы.

Мама стала жаловаться:

- Так как же не наказывать? Слов не понимает, по любому поводу и без повода плачет. Сил нет смотреть.

- Вырастет - перестанет.

Ранимые, чувствительные дети

Корректор: Ольга Лубова

Статья написана по материалам тренинга «Системно-векторная психология »

© 2021 nywishes.ru - Поздравления с праздниками на все случаи жизни