логотип
Как понять заикается ли ребенок. Что делать родителям, если их ребенок начал заикаться. Что такое заикание

Как понять заикается ли ребенок. Что делать родителям, если их ребенок начал заикаться. Что такое заикание

Формирование устной речи у ребенка начинается еще до года и продолжается вплоть до школьного возраста. В период от двух до пяти лет, то есть когда малыш начинает произносить осмысленные слова и фразы, у некоторых детей можно обнаружить заикание или по-научному логоневроз.

Заикание проявляется повторением звуков, слогов, вынужденными остановками во время произнесения отдельных фраз. Выявлено, что заикание возникает вследствие разных нарушений в работе речевого аппарата и вызвана такая патология может быть несколькими провоцирующими факторами.

Заикание впервые появляется у детей, перешагнувших двухлетний рубеж. Связано это с активным формированием речи в этот период, усилением мышления и чувствительностью нервной системы.

Справиться с заиканием проще всего на самом первом этапе формирования неправильной речи и помощь в этом могут неврологи, психологи и логопеды.

Причины появления заикания

Заикание – это нарушение в деятельности нервной системы, которое не дает речевому аппарату полностью выполнять свою функцию. Подразделить основные причины, приводящие к развитию логоневроза, можно на две группы – предрасполагающие и внешние.

  1. Предрасполагающие причины , это те факторы, которые при определенном внешнем воздействии в какого-либо момент жизни ребенка приводят к проблемам с речью. К предрасполагающим причинам заикания принято относить:
    • Внутриутробные инфекции, влияющие на формирование структур головного мозга.
    • Гипоксию плода.
    • Травмы ребенка в родах и во время беременности.
    • Недоношенность разной степени.
    • Характер ребенка. Эмоциональный и впечатлительный малыш больше подвержен неправильному формированию речи, чем спокойный ребенок – флегматик.
  2. Внешнее негативное воздействие , это те факторы, которые усиливают влияние предрасполагающих причин или могут быть первопричиной логоневроза, к ним относят:
    • Перенесенные инфекционные заболевания головного мозга – , .
    • Травмы – , .
    • Соматические заболевания, воздействующие на головной мозг, к ним можно отнести сахарный диабет.
    • Инфекции дыхательных путей, отиты.
    • Заболевания, снижающие работу иммунитета – частые простуды, рахит, наличие гельминтов в организме.
    • Невротические особенности характера ребенка – подверженность страхам, эмоциональная напряженность, энурез, плохой ночной сон.
    • Кратковременный, сильный и внезапный испуг. Заикание часто возникает после нападения собаки, неадекватного поведения родителей.
    • Неровный стиль воспитания. Логоневроз может быть у ребенка, если родители в воспитании перепрыгивают из крайности в крайности – от моментов избалованности переходят к жестким наказаниям, постоянным крикам, запугиваниям.
    • Несоблюдение правильности этапов формирования речи. Заикание может быть спровоцировано особенностями слишком быстрой речи родителей, обильным поступлением речевой информации извне, перегрузкой нервной системы малыша занятиями.

В редких случаях логоневроз возникает и под влиянием неожиданного и чрезмерного радостного для ребенка события. В старшем возрасте, то есть когда малыш пошел в школу, в появление заикания во многом виноват учитель. Строгое отношение, окрики, выставление заниженных оценок приводят к развитию невроза у детей. Особенно часто в этом возрасте страдают дети, которые не ходили в садик, а дома получали только похвалу.

Признаки

Заикание у взрослого человека определить довольно легко – запинки в речи, повторение слогов или звуков, паузы. У детей не все так однозначно и логоневроз может протекать не только по привычной схеме. Некоторые признаки развития заикания родители не принимают всерьез, а это неправильно, во многих случаях именно раннее обращение к врачу за помощью поможет малышу в правильном формировании его речи.

Заикание у детей младшего дошкольного возраста (2-3 года)

Для детей двух – трех лет характерно проглатывание начала или окончание слова, быстрая, невнятная речь, длинные паузы. Такие явления нормальны и с возрастом проходят. Заикание можно отделить от нормального процесса формирования речи по следующим признакам:

  • Малыш во время своего диалога часто делает паузы , при этом видно, что мышцы шеи и лица у него напрягаются.
  • Испытывая трудности в произношении, малыш может сжимать кулачки, размахивать руками, переступать с ноги на ногу . Этими движениями он как бы старается выразить то, что ему не удается с помощью слов.
  • Нередко хорошо разговаривающие дети замолкают на несколько часов.
  • У ребенка при заикании в момент произнесения трудных слов могут дрожать губы , быстро двигаться глазные яблоки.

Не стоит путать истинное заикание с подражанием. Дети младшего дошкольного возраста часто копируют речь и интонации взрослых и если в ближайшем окружении есть человек с логоневрозом, то малыш может полностью копировать его произношение слов.

Заикание у младших школьников (от 4-5 лет)

В тот период жизни, когда малыш уже полностью владеет свои речевым аппаратом, произносит осмысленные фразы, может строить разговор, заикание проявляется более выражено. Основным проявлением логоневроза в этом возрасте становится появление судорог мышц языка, голосовой щели в момент произнесения слов. Судороги могут быть тоническими, клоническими или смешанными.

  • Тонические судороги возникают при спазмировании голосовых мышц, и слово произносится толчкообразно с паузой между отдельными буквами или слогами (ма..шина).
  • Клонические судороги связаны с ритмичным повторением однотипных движений голосовыми мышцами. При этом происходит повторение слогов в слове или первой буквы.
  • Смешанные судороги – это и паузы в слове и повторение слогов и звуков.

Произнесение слов при заикании требует от ребенка больших физических усилий, поэтому он может потеть, краснеть, а после речи наоборот бледнеть. Дети старшего возраста уже понимают свою непохожесть, и поэтому заикание влияет и на их психоэмоциональное развитие.

Ребенок может замкнуться, родители замечают, что он предпочитает играть в одиночестве. Усиливает заикание и необычная обстановка, присутствие дома незнакомых людей.

Как малыш будет относиться к своей проблеме, во многом зависит от родителей. Доброжелательная обстановка, желание всегда выслушать и помочь, отсутствие сравнивание со здоровыми детьми помогает заикающемуся малышу чувствовать себя уверенным и не реагировать на колкие замечания сверстников.

Если в семье тяжелая обстановка, а родители при этом постоянно одергивают ребенка, не дают ему высказаться, то итог может быть не утешительным – малыш замкнется в себе, а в школьном возрасте будет бояться отвечать на вопросы учителя, что приведет к низкой успеваемости.

Методики лечения заикания

Родителям не стоит думать, что заикание с возрастом пройдет само по себе, таких случаев насчитывается единицы и потому при подозрении на логоневроз первое что необходимо сделать – это посетить невролога, который проведет соответствующее обследование и назначит лечение. Прием медикаментов требуется не всем деткам, чаще всего лекарства назначаются при выявленных первичных заболеваниях, способствующих логоневрозу.

Родителям желательно найти хорошего детского психолога и логопеда, которые помогут выявить причину подобной патологии и научат малыша грамотно выстраивать свою речь. Для заикающихся детей важна и обстановка в доме, на них никогда нельзя кричать в тот момент, когда они не могут произнести слово, это только усугубит ситуацию. Нужно и пересмотреть режим дня таких детей, неврологи обычно советуют придерживаться таких правил:

  1. Ежедневно соблюдать режим – ложиться и вставать в одно и то же время.
  2. Перед сном не нужно развлекать ребенка мультфильмами или шумными играми.
  3. Речь родителей должна быть плавной и спокойной, по возможности замедленной. Малышу с заиканием не нужно читать много сказок, особенно, если они чем-то пугают ребенка.
  4. Занятия плаванием, физические упражнения, прогулки на свежем воздухе способствуют и укреплению нервной системы.
  5. Малыша с логоневрозом не нужно и постоянно опекать, требования к нему должны быть такие же, как и для здоровых детей. Не нужно ограничивать и общение со сверстниками. Особенно хорошо адаптироваться в обществе и не чувствовать при этом свою ущербность могут дети дошкольного возраста, поэтому ребенка нужно поощрять на то, чтобы он завел себе друзей.

Медикаментозное

Медикаментозную терапию выбирают в зависимости от степени заикания и выявленных неврологических заболеваний. Врач может назначить транквилизаторы, средства, способствующие активизации мозговых процессов. Широко используются успокаивающие препараты, витаминотерапия. Не стоит полагаться на одни таблетки, часто после окончания курса через некоторое время заикание может вернуться вновь.

Массаж

Детям с заиканием часто назначают логопедический массаж, выполнять его должен только специалист. Логопед должен знать механизм нарушения, разбираться в анатомическом расположении артикуляционных мышц, черепно – мозговых нервов. Важно подготовить малыша к массажу, создать спокойную, умиротворяющую обстановку. Массаж выполняется из положения тела лежа или полусидя. Используют:

  • Поглаживание.
  • Разминание.
  • Растирание.
  • Поколачивание или вибрацию.

Первые сеансы начинают с пяти – семи минут и постепенно доводят до 30 минут. Курс состоит из 10 процедур, затем делают перерыв на две недели и снова его повторяют.

Кроме логопедического массажа используют и точечный, при котором воздействие осуществляют на определенные точки на теле. Массаж помогает успокоиться, благоприятно влияет на нервную систему, расслабляет. Воздействие на артикуляционные мышцы помогает их настроить на правильную работу.

Часто после первого курса заикание у малыша усиливается, что говорит о тяжелом протекании патологического процесса, прекращать сеансы не стоит, но только если вы уверены в компетентности специалиста.

Упражнения

При заикании хорошие результаты лечения возникают, если постоянно проводить с ребенком дыхательную гимнастику. Такие упражнения позволяют нормализовать процесс носового и ротового дыхания, способствуют укреплению мышц и диафрагмы, учат контролю над своим состоянием. Нужно научить ребенка производить выдох спокойно, а вдох совершать только во время выполнения движения.

  • Ребенка нужно поставить прямо, согнутые локти опустить вниз, при этом раскрытые ладошки должны быть направлены вверх. На вдохе ладошки сжимаются в кулачки, на бесшумном выдохе разжимаются. Упражнение повторяется до 10 раз.
  • Ребенок стоит, руки вытянуты вдоль тела, ноги раздвинуты. На вдохе нужно присесть с одновременным поворотом туловища сначала в одну сторону, затем в другую.
  • Положение – стоя, ноги раздвинуты. Нужно наклонять голову в разные стороны так чтобы ухо прижималось к плечу, при наклоне делать вдох. Совершив по 4-5 наклонов нужно покачать головой из стороны в сторону. При выполнении всех движений глаза должны смотреть прямо.
  • Положение тела такое же, как в предыдущем комплексе, но только голову теперь необходимо опускать вниз или поднимать вверх, совершая при этом шумный вдох. Выдох делают при возвращении головы в исходную позицию.

Дыхательные упражнения способствуют укреплению речевого аппарата и также улучшают мозговое кровообращение. Делать комплекс упражнений нужно ежедневно и лучше в утренние часы.

Для наглядности посмотрите видео упражнений:

Методик избавления от заикания в настоящее время разработано сотни и потому врачи советуют не останавливаться на одной, особенно, если заметного результата не видно. При желании всегда можно найти такую схему лечения, которая поможет именно вашему ребенку.

Заикание – это нарушение плавности речи, при котором запинки, растяжение и повторение звуков и слогов сопровождается мышечным напряжением – судорожными сокращениями артикуляционного аппарата. Слова произносятся с трудом, а попытки преодолеть запинки только усиливают заикание.

Заикание появляется при становлении речи, в возрасте около трех лет. Врачи этот период называют «пиком речевой активности».

В большинстве случаев развитию заикания способствует неправильное взаимодействие аппарата . В височной доле коры головного мозга расположены взаимосвязанные между собой центр моторной речи и центр понимания речи. От центра моторной речи отходят нейроны, которые формируют нервы, подходящие к аппарату артикуляции. Судороги артикуляционного аппарата, слышимые как заикание, вызваны нарушением этих связей. Порой мысли ребенка опережают его артикуляционный аппарат. У взрослых людей заикание практически всегда начинается в детстве.

Если ребенок трех лет растягивает или повторяет звуки, слоги и слова, вставляет лишние слова и звуки, ничего страшного – идет процесс становления ритмичной речи. Если речевые запинки становятся частыми, затрудняют понимание детской речи, нужно срочно посетить невролога и логопеда. Сами по себе они не пройдут, а меры для определяются временем появления заикания. Заикание считают начальным, если оно наблюдается не более двух месяцев, и закрепившимся – при более длительном сроке.

Если заикание развилось остро, необходимо разобраться в причинах, травмирующих психику. Это может быть перегрузка речевой информацией, сильный испуг, психическая травма. Если негативная ситуация связана с детским садом, нужно отменить его посещение (не менее, чем на два месяца). Следует отметить, что в трехлетнем возрасте такое заикание – редкость, обычно оно развивается, если ребенок несколько лет говорил правильно.

Что делать, если ребенок 3 лет начал заикаться?

Во-первых, необходимо ввести “речевую паузу” – ребенок должен меньше говорить. Его режим следует организовать так, чтобы как можно реже возникала необходимость говорить. На вопросы ребенка, конечно, нужно отвечать, но желательно, чтобы он больше молчал. В противном случае может сформироваться стереотип неправильной речи. И не нужно поправлять или заставлять медленнее говорить, чтобы не развился страх речи.

Необходимо удалить телевизор, исключить хождение в гости, устранить шумные игры, посещения зоопарка, цирка и иных шумных зрелищных мест. В остальном следует вести обычный образ жизни, но домашний режим предпочтительнее посещения детского сада.

Ребенка нужно приучать к настольным играм, что успокаивает и развивает мелкую моторику рук. Увлекают детей игры с песком и водой, к тому же укрепляют нервную систему. Полезно двигаться и петь под музыку.

В три года ребенок уже может заниматься с логопедом, но помогать ему должны и невролог, и родители. Хорошо, если заикание сразу удастся вылечить. Очень важно, чтобы у ребенка не сформировался комплекс стеснения своей речи и боязни говорить.

Нормальная работа речевого аппарата так же важна для развития ребенка, как и способность полноценно двигаться и перемещаться. При возникновении заикания существует огромная опасность того, что ваш малыш не только медленнее остальных детей сможет познавать окружающий мир, но и станет более отстраненным и замкнутым. Если вы заметили первые признаки заикания у своего ребенка, не пускайте ситуацию на самотёк.

Первые признаки заикания

При заикании почти все дети ведут себя одинаково. Главная задача родителей состоит в том, чтобы вовремя распознать первые тревожные звоночки и предотвратить дальнейшее развитие проблемы. К основным признакам заикания относят такие поведенческие особенности:

  • Заикание почти всегда сопровождается напряжением, тревогой и страхом перед речью;
  • При заикании возможны неестественные движения, гримасы лица или тики, с помощью которых заикающийся человек пытается преодолеть заикание;
  • Ребенок может долго выговаривать первые слоги или по несколько раз повторять одно и то же слово;
  • Ребенок долго не может сосредоточиться, внезапно обрывает свою речь, замолкает;
  • В начале или в середине предложения, между словами часто повторяются лишние звуки «А», «О», «И»;
  • Ребенок часто останавливается и думает над каждым словом;
  • Поверхностное, неритмичное, ключичное или грудное дыхание, дискоординация дыхания. Малыш начинает говорить после полного вдоха или на вдохе;
  • Непроизвольные движения во время речи – морганье, раздувание крыльев носа, подергивание мимических мышц;
  • Употребление речевых уловок с целью сокрытия дефекта – улыбка, зевание, покашливание;
  • Малыш начинает вместо слов использовать жесты.

Заикание возникает независимо от возраста, но чаще всего возникает у детей в возрасте от 2 до 6 лет, когда вырабатываются навыки речи. Мальчики в три раза больше подвержены заиканию, чем девочки. Иногда рецидив заикания случается у подростков в возрасте 15-17 лет, чаще всего это связано с возникновением неврозов.

Психологические особенности заикающихся

  • робость и смущение в присутствии людей;
  • чрезмерная впечатлительность;
  • яркость фантазий, усиливающая заикание;
  • относительная слабость воли;
  • разнообразные психологические уловки для устранения или снижения заикания;
  • боязнь говорить в присутствии определённых людей или в обществе.

Последствиями заикания

  • Нарушение социальной адаптации;
  • Снижение самооценки;
  • Логофобия – боязнь речи;
  • Звукофобия – боязнь произнести отдельный звук;
  • Усугубление речевого дефекта.

Причины появления заикания

Заикание может появиться совсем неожиданно. Но любой тип заикания абсолютно в каждом случае имеет свою собственную причину появления. Именно эту причину необходимо отыскать в кратчайшие сроки, так как именно от этого будет зависеть дальнейших успех лечения.

  • Испуг;
  • Перенесённый менингит или энцефалит;
  • Сахарный диабет;
  • Частая бессонница и энурез;
  • Гиподинамия и быстрая утомляемость;
  • Длительное пребывание в напряженном невротическом состоянии;
  • Резкая смена окружающей обстановки (переезд, длительное путешествие);
  • Чрезмерно строгое отношение родителей к ребенку;
  • Нарушения в работе центральной нервной системы;
  • Наследственность;
  • Ушиб головы, сотрясение мозга;
  • Плохая приспособляемость к обществу;
  • Чрезмерно позднее или чрезмерно раннее развитие речи;
  • Нарушение нормального функционирования ЦНС;
  • Высокая подверженность к простудным заболеваниям.

Всего в медицине принято выделять 2 основных типа заикания:

  1. Невротический — возникает вследствие перенесенной психологической травмы, потрясения (например, испуг или стресс; такая форма заболевания обычно легко поддается исправлению) или из-за чрезмерно увеличенной речевой нагрузки. Этим типом расстройства страдают по большей части впечатлительные и ранимые дети.
  2. Неврозоподобный — развивается зачастую при поражении нервной системы, которая может достаться в наследство или стать последствием нарушения внутриутробного развития.

По характеру судорог заикание бывает:

  • Тоническое, связанное с резким гипертонусом мышц губ, языка, щек, приводящим к паузе в речи.
  • Клоническое – характеризуется многократным сокращением артикуляционных мышц, и приводит к повторению отдельного слога или звука.
  • Тонико-клоническое.
  • Клоно-тоническое.
  • Артикуляционное.
  • Голосовое.
  • Дыхательное.
  • Смешанное.

Обращаться за помощью к специалисту необходимо сразу после того, как вы заметили признаки заикания у малыша. На ранних стадиях проблему ещё можно устранить быстро. Поэтому не откладывайте поход к врачу на потом, доктор поможет определить тип и вид расстройства, а также назначит эффективное лечение.

Почему ребёнок заикается:

Мамам на заметку!


Девочки привет) вот не думала, что и меня коснется проблема растяжек, а еще буду писать про это))) Но деваться некуда, поэтому пишу тут: Как я избавилась от растяжек после родов? Очень буду рада, если и вам мой способ поможет...

Помощь ребенку

При наличии заикания, посетить необходимо сразу несколько врачей, а именно логопеда, психолога, невролога . Проведя полноценное обследование и исключив не относящиеся к расстройству симптомы, можно приступать к полноценному лечению.

При невротическом типе заикания врач назначает специальную терапию, которая должна снизить подверженность стрессам и бурным эмоциям. Это поможет найти соответствующий подход к ребенку и научит родителей правильно общаться с ним.

При неврозоподобном заикании необходимо медикаментозное лечение, комбинированное с посещением психолога. Чтобы результат был заметным и устойчивым необходимо длительное лечение, которое будет сопровождаться поддержанием комфортных условий в месте, где проживает ребенок.

При лечении заикания необходимо придерживаться таких рекомендаций врача:

  • Создайте для ребенка комфортные условия в доме. Позаботьтесь о том, чтобы малыша ничего не выводило из равновесия и не провоцировало на отрицательные эмоции, исключите мультфильмы и игры агрессивного характера;
  • Особое внимание уделите спокойной обстановке в семье – ребенок не должен слышать крик, ссоры, испытывать наказания, видеть резкие движения и жесты;
  • Общайтесь с малышом в спокойных тонах, говорите внятно и разборчиво;
  • Никогда не говорите ребенку о том, что он что-то неправильно говорит или выговаривает;
  • Читайте ребенку побольше детских сказок (). Не читайте на ночь страшные сказки, так как это провоцирует чувство постоянного страха: боязнь увидеть Бабу Ягу, черта, лешего;
  • Заведите в доме . Таким образом, малыш перестанет чувствовать себя одиноким и подавленным, и заведет настоящего друга;
  • Говорите с заикой четко, плавно (не разрывая одно слово от другого), не торопитесь, но не произносите слова по слогам или нараспев;
  • Постарайтесь сблизить малыша с уравновешенными, хорошо говорящими ровесниками, чтобы он учился говорить четко и выразительно;
  • Нельзя вовлекать заику в игру, которая возбуждает и требует от участников речевых выступлений;
  • Если малыш не желает в какой-то момент общаться с людьми или со своими сверстниками на детской площадке, не принуждайте его к этому.

Дети постарше нуждаются в более глубоком лечении, которое предусматривает профилактику искажения личности. Эта терапия проводится психологом для того, чтобы малыш не ощущал себя беспокойно и не испытывал комплексов из-за своей проблемы. Если не прибегнуть к этой терапии, то у ребенка может развиваться страх разговаривать и находиться в окружении людей.

Профилактические меры

Чтобы предотвратить развитие возможного заикания или закрепить полученный эффект после лечения, необходимо следовать таким мерам профилактики:

  1. Создайте для своего малыша идеальный режим дня, в котором у него будет достаточно времени для игр, прогулок и сна. В возрасте с 3 до 7 лет ребенку необходимо не менее 10 часов ночного сна и 2 – дневного. Дневной сон просто необходим, поскольку он положительно сказывается на психоэмоциональном состоянии малыша.
  2. Не разрешайте смотреть передачи и мультики, которые не соответствуют возрастной категории вашего ребенка и могут вызывать непредсказуемые эмоциональные всплески.
  3. Не перегружайте малыша новыми впечатлениями (чтение, кино, просмотр телепередач) в период ремиссии после лечения.
  4. Не перегружайте ребенка, заставляя его учить наизусть целые поэмы, чтобы похвастаться перед друзьями или родителями в садике.
  5. Наказывая ребенка, не оставляйте его одного в темном помещении, так как велик риск развития навязчивого страха. Оставьте лучше малыша без сладкого или без любимой игрушки, если он провинился.
  6. Вовлеките свое чадо в занятия музыкой или танцами, это способствуют постановке правильного речевого дыхания, ритма, темпа и так, малыш раскрепостится и станет более уверенным в себе. Полезны занятия по пению.

Заикание у детей является достаточно серьезной проблемой, но вполне устраняемой, если вовремя обратить на неё внимание и пойти за помощью к нужному специалисту.

Что нужно делать, если ребенок начал заикаться?

ШДК: Занятия с логопедом: заикание

Доктор Комаровский вместе с логопедом Викторией Гончаренко выяснят, как должны действовать родители, если у их ребенка наблюдается нарушение речи: к какому врачу обратиться, какой выбрать режим дня, чем с малышом заниматься. Также Евгений Олегович и его гостья ответят на вопросы зрителей, описав алгоритмы поведения родителей с детьми, у которых отмечается заикание.

Мамам на заметку!


Девочки привет! Сегодня я расскажу вам, как же мне удалось прийти в форму, похудеть на 20 килограммов, и, наконец, избавиться от жутких комплексов полных людей. Надеюсь, информация окажется для вас полезной!

Многоуважаемые родители, здравствуйте! Кто из нас не радуется успехам детей? Мы с раннего детства учим их всему. Посещая утренники, со слезами радости смотрим, как дитё чеканит перед ёлкой. При обучении в школе оттачиваем мастерство , чтобы школьника было интересно слушать.

Но бывает и так: при разговоре дети проглатывают не только слоги, но и слова целиком, могут запинаться и зависать на некоторых звуках, никак не получается у них дойти до конца фразы. В таких случаях, а их у жителей планеты наблюдается около 1%, говорят о наличии заикания.

Почему ребёнок заикается: то ли природа не хочет, чтобы малыш красиво говорил, то ли организм встал на путь сопротивления и бунтует, приговор ли это на всю жизнь или дело поправимое, есть ли в этом родительская вина или этого не избежать? Много вопросов? Давайте искать на них ответы!

План урока:

Заикание заиканию рознь!

Для нас, обывателей, заикание сводится к одному – в такие минуты хочется помочь заике побыстрее сказать то, что он пытается. И мы же не сравниваем, чем один заикается отличнее от другого. Заикание – оно и в Африке заикание.

В зависимости от разных причин и выраженности симптомов недуг бывает разным. Формы речевой патологии бывают:

  1. клонические, когда ребёнок из-за прерывистых судорожных движений дыхательных органов повторяет слоги, обычно первые. «По-по-потолок» — вот так приблизительно будет звучать слово в данном случае,
  2. тонические, когда из-за напряжения мышц рта и языкарастягиваются некоторые звуки и создаются паузы. Вот, например, так: «С…собака».
  3. смешанные, объединяющие и то, и другое: «З…зз-за-заикание».

Все эти формы медики считают клиническими проявлениями.

Помимо них, бывает заикание разным из-за характера протекания патологии:

  • волнообразное – оно то приходит, то уходит, но при этом полностью не исчезает,
  • постоянное – как пришло, так и осталось,
  • рецидивирующее – бывает, всё хорошо, а бывает, снова проявляется.

Этиология, или причина и условие появления, разделяет заикание на:

  • невротическое, возникшее под влиянием вешних факторов, например, из-за психологической травмы,
  • неврозоподобное, от внешней среды не зависящее, например, как следствие поражения коры головного мозга либо полученное по наследству.

Где искать причины заикания?

Чаще всего заикание, или по-врачебному логоневроз, отмечается у детей-дошкольников, и подвержены патологии с речью обычно дети до пяти лет. В этом возрасте происходит активное речевое развитие. Если заикаться начал ребёнок в 7 лет, то это прецедент в числе редких. В любом случае для всех этих расстройств есть свои причины.

Как говорят медики, каждый заикается по-своему. Привычное объяснение этой патологии в народе – испуг, но стоит отметить, что он встречается лишь в половине случаев. 15 процентов падает на наследственность, а всё оставшееся нужно искать в неблагоприятных эмоциональных обстоятельствах, запускающих в действие процесс так, чтобы уже подросший ребёнок стал заикаться.

Вот они, основные причины, которые служат толчком, чтобы ребёнок начал заикаться.

Физиология

Родовые травмы, наследственность и нейроинфекции могут стать причинами появления заикания. Физиологические провокации организма связаны напрямую с истощением детской нервной системы. Произойти такой сдвиг может по причине перенесённых тяжёлых заболеваний, среди которых врачи отмечают корь и скарлатину.

Психология

Внезапное сильное эмоциональное потрясение – прямой путь к появлению заикания. При этом не стоит всё сводить только к испугу, когда, например, напала собака.

Кстати, неадекватное поведение любых животных — это наиболее частая причина детских испугов. Среди поводов для расстройства работы речевого аппарата – неблагоприятная обстановка дома. Любите бить на кухне посуду, громко доказывая свою правоту? Задумайтесь о возможных последствиях!

Пресс со стороны педагогов тоже,кстати, может стать толчком для нарушения речи.

Социальная среда

Большие умственные нагрузки и перегруз детского мозга речевыми занятиями, например, иностранными языками, могут стать причиной того, что детский речевой аппарат с поставленной задачей не справится.

Иногда психологи отмечают, что начинают заикаться абсолютно здоровые дети при подражании и копировании находящегося в их кругу заики. Кроме того, одним из толчков для появления патологии становится переучивание левшей.

Провокаторы

Приступы заикания могут отмечаться как одиночные. Думаю, вы иногда сталкивались, что при чрезмерном волнении, например, при выступлении перед большой аудиторией, ребёнок вдруг начинает «экать и бэкать», хотя дома с завидной чёткостью репетировал.

Что интересно, некоторые специалисты отметили среди провоцирующих факторов даже избыток в детском рационе белковой пищи. Так что следим за . А ещё они считают, что спровоцировать склонный к перевозбуждению и заиканию организм может погода: весной и летом сглаживается, а осенью-зимой нарастает.

Четыре ступени для логоневроза

Как выглядит сам процесс произношения слов? Две группы мышц согласованно работают: когда одни сокращаются, другие расслабляются. У заикашки эта работа теряет согласованность и в результате мы слышим либо клонические повторения, либо происходят тонические спазмы. Формирование устойчивого рефлекторного заикания похоже на лестницу, у которой всего четыре ступеньки.

  1. На первой ступеньке заикание появляется эпизодами. Трудности возникают с первыми словами в предложениях и с короткими частями речи – союзами, предлогами. При этом ребёнок ещё не стесняется, а общается на равных.
  2. На второй ступеньке инициатива общения заменяется на молчание, так как заикание становится хроническим. Плавная речь слышна редко, а многосложные слова не поддаются с первого раза, особенно если их стараться говорить быстро.
  3. На третьей ступеньке судороги в работе мышц закрепляются, но ребёнок уже начинает замечать, что его речь сильно отличается от того, как говорят окружающие. Трудности со словами уже ярко прослеживаются. Юный заика начинает искать замену сложным словам, вплоть до жестов.
  4. Перейдя на четвёртую ступеньку, ребёнок обострённо воспринимает отличия в своей речи, он ждёт заикания и внутренне к нему готовится. Судорожные проявления у речевого аппарата уже случаются всегда, не только в волнительных ситуациях.

Отступление от темы

Мальчишкам в этом деле не повезло: у них больше шансов стать заиками. Почему? Да всё просто. Кто как не мужской пол особенно активен, энергичен и чаще попадает в стрессовые ситуации. Конечно, неугомонные мальчишки! Да и спрос с них больше, сюсюканья меньше, поэтому и неврозы чаще. Обласканные девчонки более психоустойчивы, поэтому и заикаться не спешат.

Ребёнок заикается: что делать?

Логоневроз – болезнь функциональная, зависящая от особенности нервной системы детей. Поэтому прежде чем искать на страницах интернета советы знающих, как лечить, нужно понимать, от чего лечить. Куда идти, если детская речь «поломалась»?

Если в вашей семье появилась такая проблема, то следует запланировать поход к:

  1. психотерапевту, который вместе с вами найдёт причину, почему ребёнок стал заикаться, и с этой причиной опять же вместе с вами будет бороться,
  2. невролог – он назначит курс успокаивающих медикаментов способных укрепить пошатнувшуюся детскую нервную систему,
  3. логопеду – врач подберёт корректирующие занятия для ритма и темпа речи, которые вы будете регулярно практиковать сами и на специальных уроках со специалистом.

Не спешите всё перекладывать на плечи врачей! От вас дома тоже очень много зависит!


Согласитесь, ничего трудного. Не нужно наблюдать в стороне, как ребёнок по лестнице заикания взберётся на последнюю ступеньку. Принимать меры следует сразу, тогда и результаты лечения не заставят себя ждать!

Были ли у вас в окружении заикашки? Расскажите, как с этим справляться. Ждем комментариев.

Также ждем вас в нашей группе «Вконтакте» , где очень интересно и весело!

Добра вам и спокойной, четкой, плавной речи!

Евгения Климкович.

Родители, глядя на своих детей, радуются их успехам и достижениям. Вроде все идет своим путем, и вдруг ребенок начал заикаться. Первое, что сразу приходит в голову: малыш просто балуется. Хорошо, если это так, а если это первые «ласточки» большой проблемы?

Виды заикания

Но сначала о том, что это такое. Логоневроз - дефект речи, который проявляется в нарушении ритма, темпа дыхания. Данная патология связана с пережатием различных частей Чаще всего наблюдается у детей от двух до пяти лет. Именно этот период является пиком развития речи.

Виды логоневроза зависят от причин:

  • Физиологическое заикание. Связано с перенесенными заболеваниями: осложнениями, вызванными энцефалитом, родовыми травмами, органическими нарушениями подкорковых отделов мозга, переутомлениями, истощением нервной системы.
  • Психическое. Является следствием испуга, страха, травмирования психики, стресса, исправления леворукости.
  • Социальный. Этот вид чаще всего является причиной того, что ребенок начал заикаться в 4 года. К факторам, способствующим появлению логоневроза, можно отнести: перегрузку речевым материалом, невнимание родителей, излишние суровость и строгость в воспитании, подражание сверстникам.

Формы заикания

Чтобы понимать, от чего и как нужно избавляться, следует изучить своего «врага». Узнаем, какие бывают формы заикания.

  1. По типу судорог речевых.
  • Клоническое - повторение отдельных звуков, слогов или слов.
  • Тоническое - длительные паузы в разговоре, растягивание звуков. Лицо ребенка очень напряжено, рот плотно закрыт или полуоткрыт.

Клонические и тонические формы могут наблюдаться у одного и того же человека.

Инспираторное заикание появляется на вдохе. Экспираторное - на выдохе.

2. По причине появления патологии.

  • Эволюционное. Появляется у детей от двух до шести лет.
  • Симптоматическое. Может возникнуть в любом возрасте. Причиной являются заболевания центральной нервной системы, такие как травмы черепно-мозговые, эпилепсия и другие.

О типах эволюционного заикания поговорим более подробно и начнем с…

Невротического

Если ребенок в 2 года начал заикаться, скорее всего, на него повлияли факторы невротического характера. Конечно, не только в этом возрасте дети подвержены данной патологии по невротическим причинам. Возраст этот длится до шести лет.

В этот период развитие речи двигательные функции соответствуют возрасту или могут чуть-чуть опережать его. Во время эмоций, в начале разговора, у детишек можно заметить клонические судороги. Малыш отказывается от общения или очень волнуется перед выступлением. Кроме этого, присутствует такая симптоматика, как тревога, капризность, страх, изменчивость настроения, впечатлительность.

Усиление этих признаков происходит при переутомлении.

Такие дети очень трудно осваиваются в новом коллективе, особенно в детском саду. Но это не мешает им общаться со сверстниками и взрослыми.

Дети с невротическим типом заикания всегда суетливо и неточно выполняют небольшие движения. Они прекрасно ориентируются в пространстве, у них хорошо развита мелкая моторика.

Неврозоподобное

Причина - нарушение работы мозга. Такие детишки очень быстро устают, они раздражаются по пустякам и выглядят «несобранными». У некоторых из них может быть нарушение движения.

Если ребенок в 3 года начал заикаться, и поведение его соответствует вышеперечисленным симптомам, можно связывать это с психологической травмой, которая возникла во время интенсивного развития речи.

Постепенно заикание усиливается. Особенно это заметно, если ребенок перенес заболевание или сильно устал. Речь и двигательные функции развиваются в срок или с небольшим опозданием.

О своем недуге дети не переживают. Ситуация, в которую они могут попасть или окружение на частоту заикания не оказывают никакого влияния.

Такие ребятишки много жестикулируют, у них плохо развито Во время разговора могут появиться необычные движения лицом.

Причины

Ребенок начал заикаться, что делать? Это первый вопрос, который волнует родителей. Но прежде чем ответить на него, следует разобраться в причине появления данного расстройства. Чаще всего это может быть нарушение взаимодействия между артикуляционными движениями и речевым центром. Иногда мысли малыша могут опережать двигательный аппарат. И причиной тому служат такие факторы:

  • Эмоциональное напряжение. Испуг, тревога, страх и даже положительные эмоции.
  • Заболевания, перенесенные в раннем детстве. Такие как тиф, коклюш, корь, болезни горла, гортани, носа.
  • Травма головы или обычный ушиб.
  • Чрезмерная умственная активность.
  • Родовая травма или стресс, перенесенный беременной женщиной.
  • Ненормальная психоэмоциональная обстановка в семье.
  • Подражание сверстникам.

Теперь каждые из факторов, оказывающих воздействие на речь, рассмотрим по группам. Более подробно поговорим о том, почему ребенок начал заикаться. Рассмотрим внутренние и внешние факторы.

Нарушение функций головного мозга

По какой причине возникает данная патология? Чаще всего эти трудности связаны с генетическими изменениями. Если ребенок начал заикаться сразу, как только заговорил, скорее всего нужно искать проблемы в работе головного мозга. К факторам, вызывающим патологию, можно отнести:

  • инфекции во внутриутробном периоде;
  • наследственность;
  • кислородное голодание плода;
  • травма при родах;
  • преждевременные роды.

Внешние факторы

Если ребенок начал заикаться в 4 года или немножко раньше, то причины следует искать во внешней среде. Проблема могла появиться по вине следующих факторов:

  • Инфекции центральной нервной системы. Речь идет о менингите и энцефалите.
  • Травмы головного мозга. Это может быть сотрясение или ушиб.
  • Большие полушария у ребенка еще функционально не созрели. Заикание по этой причине проходит без вмешательства медицины.

  • Нехватка инсулина (сахарный диабет).
  • Проблемы с верхними дыхательными путями и ушами.
  • Заболевания, ведущие к ослаблению организма.
  • Сопутствующие недуги: ночные кошмары, энурез, утомляемость.
  • Психологическая травма: испуг, стресс и другие.
  • Родители говорят быстро, что способствует неправильному формированию речи ребенка.
  • Неправильное воспитание. Ребенка или слишком балуют, или много требуют от него.
  • Подражание сверстникам и взрослым.

К внешним факторам можно отнести обстановку в семье. Если малышу хорошо с мамой и папой, он чувствует заботу родителей, то и проблем с речью у него не будет. Если же все происходит наоборот, то ребенок от частых конфликтов будет зажиматься, и появится заикание.

Ребенок начал резко заикаться

Если вы обнаружили, что ребенок вдруг начал заикаться, скорее всего виной тому психологическая травма. Может быть, его кто-то испугал, а может быть, он получил большое количество информации, которую не смог «разложить по полочкам».

Если вы считаете, что причиной такого состояния малыша является посещение детского сада, то на несколько дней оставьте ребенка дома. Выполняйте вместе с ним дыхательные упражнения. Это способствует формированию плавной речи без перескоков. Обязательно посетите с чадом несколько сеансов массажа.

Если ребенок только иногда пытается при разговоре вставить в слово лишний слог или звук, то пока переживать не стоит. Малыш экспериментирует. Если же такие эксперименты стали частым явлением, то пора отправляться к специалисту.

Если с первого заикания прошло не более двух месяцев, то эффект от лечения наступит раньше. Этот период считается начальным этапом.

Ребенку три года

Ребенок начал заикаться в 3 года, что делать в этом случае? Главное - не паниковать и следовать следующим рекомендациям:

  • Постарайтесь сделать так, чтобы малыш меньше говорил. На его вопросы отвечайте обязательно, но сами ему их не задавайте.
  • Если есть возможность, откажитесь от посещения детского садика. Не водите своего малыша в гости, избегайте большого скопления людей, запретите чаду смотреть мультфильмы.
  • Отдайте предпочтение настольным играм, рисованию. Эти занятия помогут развивать мелкую моторику. Для успокоения нервной системы ребенок может петь под медленную музыку и танцевать.
  • Обратитесь к специалистам. Занятия с логопедом и визит к невропатологу будут кстати.
  • Не указывайте малышу на неправильность произношения того или иного слова. Он может зажаться, и ситуация выйдет из-под контроля. Сами же постарайтесь говорить плавно и не допускать ошибок в словах во время разговора.

Малышу четыре года

Ребенку 4 года. Начал заикаться, что делать? И снова тот же совет - никакой паники. Малыш будет смотреть на вас, понимать, что с ним что-то не так, начнет переживать. В данный период это совсем не нужно.

В дошкольных учреждениях уже с четырех лет дают столько информации, что мозг маленького ребенка "лопается" от перегрузок. Малыш из детского садика приходит сильно уставшим. Итогом ситуации является нарушение речи. Если появилась проблема, постарайтесь:

  • Каждый день гулять с ребенком на свежем воздухе.
  • Не разрешайте ему смотреть телевизор, играть в компьютерные игры.
  • Желательно не водить его в детский сад.
  • Соблюдайте режим. Малыш должен вовремя ложиться спать вечером и обязательно отдыхать днем.
  • Создайте чаду нормальную атмосферу в семье. Заикание может вернуться после любой стрессовой ситуации.
  • Обязательно посетите специалистов: логопеда и невропатолога.

Ребенок начал заикаться? Не переживайте, еще все можно исправить. Прислушайтесь к советам психолога:

  • Если малышу трудно говорить, обязательно поддерживайте с ним зрительный контакт.
  • Ни в коем случае не перебивайте малыша. Пусть он закончит свою речь.
  • Сами постарайтесь говорить медленно. Останавливайтесь после каждого заданного вами вопроса.
  • Разговаривайте с ребенком только короткими и простыми предложениями.
  • Постарайтесь чаду не задавать много вопросов. Так он не будет ощущать большого давления, которое исходит от вас.
  • Не балуйте его и не давайте ему никаких привилегий. Он не должен чувствовать, что его жалеют.
  • Жизнь в семье должна соответствовать правилам и нормам. Никакой хаотичности и суетливости.
  • Ребенок не должен сильно уставать и перевозбуждаться.
  • Старайтесь не показывать свои переживания. Дети это хорошо чувствуют. Это чувство их начинает угнетать. При таком состоянии малыша эффективность лечения снижается.

Лечение

Проведено полное обследование. Установлена причина, почему ребенок начал заикаться. Пора заняться лечением. Полное выздоровление может наступить только при:

  • регулярных занятиях;
  • упорстве;
  • желании;
  • выполнении всех рекомендаций.

Лечение должно быть комплексным.

  • Профессиональная коррекция. С использованием определенных программ логопед-дефектолог может устранить первичные и вторичные нарушения речи. Коррекционная программа для каждого ребенка подбирается индивидуально.
  • Массаж. Для этих целей нужен опытный детский массажист. К основным правилам проведения массажа можно отнести медленный темп, атмосферу спокойствия и комфорта, успокаивающую музыку, теплые руки специалиста. Основная цель процедуры - расслабление мышц.
  • Медикаменты. Они назначаются только в тяжелых случаях (расстройство нервной системы и психики). Используются успокоительные, противосудорожные препараты.
  • Народная медицина. Применяются успокоительные отвары. Поможет снять напряжение пустырник, валериана, сок крапивы и другие.
  • Игровые занятия в домашних условиях. Они тренируют и закрепляют полученные от специалистов навыки.
  • Дыхательная гимнастика - развивает правильное дыхание. Состоит из упражнений, которые сочетают короткий, резкий вдох и движения.

Родители должны знать, что только комплексное лечение поможет малышу избавиться от нарушения речи. И если ребенок начал заикаться, надо приложить все усилия, чтобы помочь своему чаду.

© 2021 nywishes.ru - Поздравления с праздниками на все случаи жизни