логотип
Как вести себя с незнакомыми людьми. Как вести себя ребенку с незнакомыми людьми? Вежливость и осторожность Как вести себя с незнакомыми

Как вести себя с незнакомыми людьми. Как вести себя ребенку с незнакомыми людьми? Вежливость и осторожность Как вести себя с незнакомыми

11.01.2021

К сожалению, никто не может оградить тебя от взрослых, которые могут пристать к тебе на улице с нехорошими намерениями. О том, как можно этого избежать, мы и хотим поговорить с тобой. Чтобы эти правила поведения тебе запомнились, мы представили их в различных жизненных ситуациях.

І. Как вести себя ребёнку с незнакомыми людьми на улице

С незнакомыми людьми надо соблюдать обычную вежливость и не забывать, что это чужие люди и что ты их не знаешь.

1. Если тебя о чём-то спрашивают…

Если незнакомый человек спрашивает тебя о чём-то, то сначала на­до подумать, отвечать или нет. Ты ведь не знаешь, что это за человек и чего он от тебя хочет. Может, он говорит неправду и хочет обидеть тебя.

Если, конечно, у тебя спрашивают, где находится какой-нибудь магазин или почта, то человеку надо помочь: объяснить, где находит­ся нужное ему место. Ещё лучше посоветовать ему обратиться за помощью к взрослым. А если какой-то незнакомый и подозрительный тебе мужчина начинает спрашивать у тебя, где ты живёшь, то ни в ко­ем случае не следует поддерживать беседу. Нельзя общаться и с теми незнакомцами, которые с первого же взгляда вызвали у тебя доверие. У них могут быть дурные намерения в отношении тебя, о которых ты и не догадываешься.

2. Если тебя хотят угостить…

Нельзя также что-нибудь брать у посторонних - например, если тебя хотят ни с того, ни с сего угостить конфетой. Даже если тебе показалось, что это от чистого сердца - всё равно откажись. Или, например, тебе предлагают деньги или какие-нибудь подарки. Помни: внешность человека очень обманчива, даже приятный на вид человек может оказаться опасным преступником.

3. Если тебе предлагают куда-то пойти…

Также ни под каким предлогом нельзя никуда с незнакомцами ходить. Нехорошие взрослые могут заманива­ть доверчивых мальчишек и девчонок к себе домой. Например, обещая показать своего котёнка, новенький велосипед, да мало ли что ещё… Нам не хочется тебя пугать, но очень редко кто потом видел этих детишек.

Мальчишек постарше могут попытаться заманить просьбой помочь донести сумку, обещая заплатить за это. Категорически отвечай «Нет!».

4. Если тебе предлагают…

  • сесть в машину

Ни в коем случае не садись к незнакомцу в машину, даже если он (или она) говорит, что отвезёт тебя к маме и папе. Не верь ни в коем случае! Мама и папа никогда не отправят за тобой незнакомого человека, не предупредив тебя об этом.

Как же этого избежать? Во-первых, не надо быть таким доверчи­вым. Улица есть улица, и всякое может случиться. Во-вторых, злые люди с преступными намерениями внешне выглядят вполне обычно. Иногда преступников выдают глаза, они у них недобрые, бегающие, улыбочка гадкая и фальшивая. Но даже не каждый взрослый может прочитать плохие намерения другого человека по лицу, что уж говорить о ребёнке.

  • сниматься в кино

Если вдруг на улице тебе предложили сниматься в кино, участвовать в интересном конкурсе или телепередаче - также не соглашайся. Спроси, когда и куда можно будет подойти вместе с родителями.

5. Если за тобой следят…

Если с тебя кто-то глаз не сводит, постарайся избавиться от этого человека или встань рядом с какой-нибудь женщиной, чтобы все подумали, что это твоя мама. В таком случае обидчики не посмеют те­бя тронуть.

Если человек не отстаёт от тебя, подойди к любому дому и сделай вид, что это твой дом, помаши рукой и позови родственников, которых как будто видишь в окне. Постарайся не покидать людное место до тех пор, пока видишь за собой слежку.

Если при тебе мобильный телефон, воспользуйся им, сообщи родным о своём местоположении и попроси тебя забрать.

Итак, запомни: с незнакомыми людьми общаться ты не должен , а если кто-то начинает тебе усиленно навязываться с разговорами, - то ничего не остаётся, как позвать на помощь. Даже твой крик способен отпугнуть обидчика. Постарайся привлечь внимание окружающих - не­ожиданно громко закричать, в крайнем случае можно даже, например, разбить стекло в ближайшем окне и т. д.

ІІ. Как вести себя с незнакомыми людьми в подъезде

Подходя к дому, обрати внимание, не идёт ли следом посторонний. Если кто-то идёт, не подходи к подъезду. Погуляй на улице минут 10 и если незнакомец продолжает идти следом, расскажи о нём любому повстречавшемуся взрослому, а лучше знакомому.

Если в доме есть домофон, перед входом в подъезд позвони в свою квартиру и попроси родителей тебя встретить.

Если незнакомый тебе человек уже находится в подъезде, сразу же выйди на улицу и дождись, когда в подъезд войдёт кто-либо из взрослых жильцов дома.

1. Если незнакомец садится в лифт…

Ни в коем случае не садись с незнакомцем в лифт. Заходи в кабину только после того, как ты убедился в отсутствии постороннего человека на площадке.

Если незнакомец всё-таки зашёл в лифт - не стой к нему спиной и наблюдай за его действиями. Нажимай кнопку ближайшего этажа.

2. Если незнакомец пришёл к тебе домой…

Если ты один дома, а в это время пришёл кто-то незнако­мый, то никого нельзя пускать , что бы они там ни говорили. Тебе мо­гут сказать, что они разные слесари, знакомые родителей, и могут про­сить что-то передать им или рассказать тебе любую другую историю - например, что тебе пришла посылка с конфетами и т. д. Не верь!

Всегда будь осторожным и бдительным по отношению к посторонним. Лучше оказаться излишне подозрительным и недоверчивым, чем беспечным. У взрослых есть такая поговорка: «Лучше перебдеть, чем недобдеть». Следуй ей, особенно если речь идёт о твоей личной безопасности.

МСКОУ школа – интернат VIII вида» д. Березовка

Воспитатель: Закариева Ф.М.

Беседа "Как вести себя с незнакомыми людьми"

Цели : - Содействовать формированию у детей навыков безопасной жизнедеятельности, ключевых коммуникативных компетенций (ответственного отношения к себе и людям, осторожности, готовности к действиям в неадекватных ситуациях).

Предупредить возможные негативные ситуации для ребенка, если он находится один в доме или на улице, содействовать формированию у детей навыков правильного поведения при встрече с незнакомыми людьми.

Способствовать развитию осторожности, внимания, смекалки.

Способствовать воспитанию ответственного отношения к своей жизни и здоровью.

Оборудование: рисунки детей на темы: «Мой дом», «Моя улица», ситуативные картинки для обсуждения и выявления правильного варианта поведения. Игрушечный телефон (для инсценировки стих-я), карточки с номерами «01», «02», «03». Иллюстрации к сказкам «Золотой ключик», «Волк и семеро козлят», « Колобок»,«Заюшкина избушка», «Красная Шапочка»

1. Организационный момент. Сообщение темя беседы

2. Вступительная беседа воспитателя с детьми .

Воспитатель: «В нашей жизни встречаются не только опасные предметы, но и опасные люди. Они могут ограбить квартиру, украсть ребёнка или даже убить человека.

Какие взрослые могут быть опасными? (Люди неприятной внешности, неприятно одетые…)

Всегда ли приятная внешность означает и добрые намерения?

Часто приходится детям вашего возраста оставаться дома одним. Родители на работе или ушли в магазин, в больницу. Вас окружают родные стены, знакомые вам предметы, книги, игрушки. Настроение хорошее, но бывает, что его пытаются испортить злые люди. Как можно ещё назвать людей у которых цели и действия преступны? (Преступники, злоумышленники, и террористы.)

Узнав, что в квартире находится один ребёнок или пожилой человек, они пытаются проникнуть в квартиру, чтобы совершить кражу, убить, взорвать дом. Мы должны помнить об этом и быть с такими людьми очень осторожными и предусмотрительными.

Как могут такие люди узнать, что вы одни дома? (Ожидаемые ответы детей: «Они могут позвонить по телефону или в дверь и вежливым тоном вести беседу из которой им станет ясно, кто в квартире.»)».

3. Работа с наглядным материалом .

Рассмотрите ваши карточки. К предложенным в них ситуациям даны несколько вариантов действий; обсудите ситуации и выберите правильный, по вашему мнению, ответ. (воспитатель помогает детям рассмотреть и озвучить изображенную ситуацию)

Ситуация №1. Мальчик один дома. Звонит телефон, он поднимает трубку и слышит:

Здравствуй, мальчик! Я знакомый твоего папы, позови его, пожалуйста, к телефону.

Мальчик отвечает:

Папы нет дома. Он на работе. Будет только вечером.

Папа сейчас занят. Сообщите ваш номер телефона, он вам перезвонит.

Ситуация № 2. Девочка одна дома. Звонит телефон, она поднимает трубку и слышит:

Здравствуй, девочка! Я сантехник, скажи мне, пожалуйста, как мне попасть в вашу квартиру, чтобы починить кран?

Девочка отвечает:

Родителей нет дома. Номер нашей квартиры 17.

У нас кран не течёт. Папа сейчас подойдёт, а я подержу собаку.

Ситуация № 3. Звонок в дверь. Незнакомец ласковым голосом говорит :

Я почтальон и принёс вам письмо.

Мальчик отвечает:

Оставьте письмо в двери, я сейчас разбужу родителей.

Никого дома нет. Я сейчас открою и сам возьму письмо.

4. Инсценировка стихотворения М. Тамбовцевой-Широковой «Находчивый Дима». (сценка готовится заранее).

Воспитатель : Просмотрите сценку и ответьте на вопрос:

Какое настроение вызывает у вас эта история?

Дима был один в квартире.

Тишина со всех сторон.

Вдруг проснулся телефон.

Трубку снять скорей просил.

Грабитель: «Мальчик, взрослые есть дома?

Если дома – позови!

Своё имя назови»

Дима : «Папы с мамой дома нет!»

Дима: «А зовут меня – Димон!»

Незнакомец попрощался,

Передать привет просил,

Дима трубку положил

И опять один остался.

Час прошёл, потом второй...

В дверь звонок:

Грабитель: «Димон, открой!»

Дима: «Кто там?»

Грабитель: «Папа!»

Дима : «Нет, не верю:

Папа мой в командировке

Вы меня надули ловко:

Я узнал вас: вы звонили,

Обмануть меня решили?

Но не всё смогли узнать.

Дверь не стану открывать!»

Грабитель: «Слишком, парень, ты колючий,

Ничего, подыщем ключик –

Больно ты, Димон, крутой!

Не мальчишка – Буратино!

Может рядом есть Мальвина?

Так, держись – достану вас:

Я – ужасный Карабас!»

Вспомнил тут про телефон.

Крикнул громко и сердито

Из-за двери он бандиту:

Дима: «Можешь не стараться

В дверь напрасно прорываться:

Хоть в квартире я один,

Знаю цифру 01,

А ещё 02, 03!

Оглянись-ка, посмотри –

Ждут тебя ударные

Быстрые пожарные!

Если хватит вдруг удар,

Ждёт со «скорой» санитар!

А захочешь смыться, –

Ждёт тебя милиция!»

Если надо, он поможет!»

Вопросы по содержанию:

Какие ошибки совершил Дима?

В чём проявилась его находчивость?

Назовите телефоны служб, которые могут вам помочь в трудную минуту..

В - ль: - Ребята, послушайте и постарайтесь запомнить пословицы, которые подходят к ситуации в данном стихотворении:

«По секрету всему свету».

«Держи язык за зубами».

«Мир не без добрых людей».

«Ошибка – не вина, учит людей разуму».

«Страх – плохой советчик».

«Кто много болтает – беду на себя накликает».

(К данной ситуации подходит пословица «Кто много болтает – беду на себя накликает»

5. Физкультминутка

Игра: «Знакомый, свой, чужой»

Если я говорю «своего» человека, то поднимаете руки вверх и хлопаете в ладоши и проговариваете «свой».

Если «чужого», то топаете ногами и проговариваете «чужой».

Если «знакомый», то руки вперед, хлопаете и проговариваете «знакомый»

При повторении игры предложить детям выступить в качестве ведущего.

6. Работа над закреплением нового материала.

Игра «Закончи стихотворение»

Не пускайте дядю в дом,

Если дядя незнаком!

И не открывайте тёте,

Если мама на работе,

Ведь преступник, он хитёр,

Притворится, что… (монтёр)

Или даже скажет он,

Что пришёл к вам… (почтальон)

Он покажет вам пакет

А под мышкой ….(пистолет).

Или он надел халат,

А под ним штук пять… (гранат)

А за ним спешит «старушка»,

У неё в авоське… (пушка).

В жизни всякое бывает

С тем, кто двери… (открывает).

Чтоб тебя не обокрали,

Не схватили, не украли,

Незнакомцам ты не верь,

Закрывай покрепче… (дверь)!

7. Воспитатель: Послушайте и запомните ещё одну пословицу

«Не всякому верь – запирай покрепче дверь» (Дети по очереди повторяют)

Какими другими словами можно передать смысл этой пословицы? (Ожидаемые ответы:«Не открывай дверь незнакомым людям», «Не верь чужим людям, которые просят открыть дверь»…).

В - ль : А что делать, если нет в квартире телефона? (Позвать на помощь из окна или балкона)

В-ль : Опасности вас могут подстерегать не только дома, но и на улице.

Вспомните, что случилось с Буратино, когда кот Базилио и лиса Алиса позвали его пойти с ними на Поле чудес. (Его обокрали)

Какую ошибку он допустил? (Нельзя никуда идти с незнакомыми)

Давайте вспомним слишком доверчивых героев сказок, которые оказались в подобной ситуации и повели себя неправильно (рассматривание иллюстраций к сказкам «Золотой ключик», «Волк и семеро козлят», « Колобок», «Заюшкина избушка», «Красная Шапочка»

8. Обсуждение ситуаций.

В - ль : Представьте такую ситуацию:

Мальчик гуляет по улице. К нему подходит незнакомый человек.

Мальчик, дай мне, пожалуйста, телефон. Надо позвонить другу.

Мальчик может ответить: «У меня нет телефона» или «сейчас достану».

В - ль: Как по вашему мнению какой ответ в этой ситуации будет правильным?

В - ль : Вы гуляете на улице. Подходит незнакомый человек и говорит:

Хочешь покататься на машине?

В - ль : Что вы будете делать? (Ожидаемые ответы:«Нельзя садится в машину с незнакомыми людьми», «Нельзя разговаривать на улице с незнакомыми людьми»…)

9. Подводим итог:

Что нового вы сегодня узнали?

Что надо делать, если вы одни дома?

Как надо себя вести с незнакомыми людьми на улице?

Сплошь и рядом дети сталкиваются с незнакомыми им людьми: в магазине, на детской площадке, в парке возле каруселей и во многих других местах. Большинство незнакомцев обычные граждане, которые спешат по своим неотложным делам, но, к большому сожалению, есть и такие, которые могут причинить вред вашему малышу и общение с ними совершенно не безопасно.

Но самое плохое в том, что порой мы не всегда можем узнать хорошего или плохого человека, ведь внешность бывает очень обманчива. Как показывает горький опыт, недобрый незнакомец может быть приятной наружности, хорошо и опрятно одетым, приспать бдительность своим «положительным» внешним видом, а на самом деле замышлять нехорошие поступки. Самая главная задача родителей - это научить свое чадо распознавать людей, которым можно довериться и которых стоит опасаться.

Родители должны объяснить малышу, что в первую очередь за помощью можно обратиться к людям, которые носят форму, например, военные, полиция, врачи, продавцы.

Ребенок должен четко осознавать, что ни в коем случае нельзя идти вместе с незнакомцем, который предложил ему купить конфет, покататься на карусели или пойти в кино на сеанс мультфильмов. В том случае, когда незнакомый человек очень настойчив и пытается насильно увести малыша, ему следует немедленно звать на помощь. В случае если незнакомец просит вашего ребенка сесть в машину, чтобы подвезти домой малыш должен осознавать, что делать этого ни в коем случае нельзя, что это опасно и может привести к плохим последствиям.

Обычно дети могут чувствовать опасность, поэтому нужно объяснить ребенку, что в случае если он почувствует опасность от незнакомца, следует немедленно звать на помощь или убегать. В садик, а также в начальную школу желательно водить и забирать малыша, но в противном случае безопаснее всего возвращаться домой нужно в компании своих одноклассников, чем больше детей, тем лучше. Кроме того, вы должны растолковать своему ребенку, что нельзя идти с незнакомцами даже в тех случаях, если они знают его имя или утверждает, что родители сами попросили его забрать малыша со школы, садика или детской площадки.

Дети, конечно же, знают в лицо и по именам ваших друзей и родственников, которые могут пойти погулять с ним после уроков, лучше всего заранее предупредить воспитательницу или учительницу о том, что за ребенком придете не вы, а его тетя или ваша подруга.

Кроха должна четко осознавать, что незнакомые люди никогда просто так не поведут его на карусель и не угостят мороженым. Необходимо доступно растолковать своему чаду принцип бесплатного сыра в мышеловке.

Для того чтобы обезопасить малыша нужно указать ему на безопасные места на улице. Вы можете просто пройтись, во время прогулки, по вашему району по безопасным местам и в случае непредвиденной ситуации ему следует туда убежать и попросить о помощи. Кроме того, следует указать на места где нельзя гулять одному ни при каких обстоятельствах.

Рассказать ребенку, что лучше всего играть в компании других детей на площадке, поскольку за ними присматривают их родители и это намного безопаснее, нежели ходить одному. Ваше маленькое чудо не должно стесняться убежать с криками от человека, который кажется ему подозрительный, а также позвать на помощь взрослых, пускай он даже и ошибется, но будет, не вредим.

Когда ваш малыш подрастет и заведет себе школьных друзей, с ними следует познакомиться, а также познакомится с их родителями, обменяться номерами телефонов, что поможет быстрее выяснить место пребывания вашего непоседы.

У ребенка формируется круг близких родственников и друзей, с которыми дружат родители. Малыш должен знать, что больше никто, кроме этих людей не может забрать его из школы или садика, подвести домой или сводить на детскую площадку. Будьте осторожны и берегите ваших деток от незнакомцев.

Инструкция

Будьте естественны и приветливы. Никогда не пытайтесь показать себя тем, кем вы на самом деле не являетесь. Не приписывайте себе тех качеств или умений, которыми на самом деле не обладаете. Ложь, даже небольшая, всегда становится явной и только настроит компанию против вас.

Продемонстрируйте готовность идти на контакт. Не бойтесь задавать вопросы об интересах и привычках возможных будущих друзей. Только найдите «золотую середину». Навязчивость и слишком личные вопросы могут только раздражать.

Будьте доброжелательны. Однако не забывайте о личных границах. Желание помочь новым знакомым – это отлично. Главное - из добровольного помощника не превратится обычного человека «на побегушках». Здесь дружба заканчивается. Поэтому научитесь говорить «нет», если просьба идет вразрез с вашими личными интересами. Умение вести себя с достоинством только повысит авторитет.

Познакомившись с новой компанией, старайтесь сразу закрепить отношения. Разумеется, если они вам интересны. Не отказывайтесь от совместных посиделок в кафе или дружеских вечеринок. Попробуйте проявить инициативу и организовать поход в какое-то интересное место.

Не смущайтесь. Помните, что вас окружают точно такие же люди, со своими комплексами и проблемами. Единственное их отличие от вас, в том, что они давно знают друг друга. Значит нужно это постараться исправить и узнать их так же хорошо.

Несомненно, вы обладаете какими-то талантами. Не стесняйтесь раскрыть их. Только, опять же, без навязчивости и без чувства превосходства. Талантливые люди всегда вызывают интерес и уважение.

Еще один момент. Если вы постоянно пытаетесь завязать новые отношения, но раз за разом ничего не выходит, подумайте, какие ваши личные качества могут служить помехой. Спросите у знакомых, так как со стороны часто бывает заметнее. Выяснив проблему, начинайте работать над собой, используя литературу по социальной психологии. Всегда можно приобрести новые качества и стать по-настоящему интересной личностью. И тогда, возможно, уже другие будут думать о том, как понравиться вам и окружающей вас компании.

Даже если вы девушка строгих правил и избегаете общения с незнакомыми людьми, бывают ситуации, когда такие встречи неизбежны. Вы можете оказаться соседями по купе или встретиться в компании. В этих случаях сидеть молча и демонстрировать нежелание общаться просто глупо, поэтому вести себя с незнакомцем нужно хоть и естественно, но соблюдая осторожность.

Инструкция

Если внешний вид и поведение незнакомого вас не отпугивают, и вы ничего не имеете против общения с ним, будьте приветливы, доброжелательны и естественны. Войдя в купе или оказавшись в незнакомой компании, не забудьте поздороваться. Если не чувствуете желания разговаривать, можете не начинать беседу. Вы , поэтому вправе поддержать предложенный разговор или отказаться.

Когда разговор все-таки начат, разговаривайте просто, без излишней манерности. Не употребляйте в разговоре слишком вычурные или простонародные выражения, тем более, ненормативную лексику. Отвечайте на вопросы, не давая пространных и подробных , не упоминайте никаких ненужных подробностей, например, адресов и фамилий. Отклоняйтесь от участия и не предлагайте сами спорных тем, не позволяйте себе безапелляционные

Нас окружает огромное множество незнакомых людей. С некоторыми из них мы знакомимся - кто-то вчера был посторонним человеком, л сегодня стал для нас лучшим другом. Дети очень общительны, они радуются каждому новому знакомому, но нужно строго следить, чтобы зна­комство было подходящим и происходило по правилам. Как же можно, и как нельзя знакомиться?

Лучше всего находить себе друзей в школе. Там дети, которые рань­ше, может быть, никогда не встречались, собираются вместе, узнают друг другa и становятся хорошими приятелями. Со взрослыми людьми детей обычно знакомят родители, и это, пожалуй, самый правильный способ заводить себе друзей среди старших. Существует ряд важных правил, ко­торым должны следовать дети при встрече с незнакомыми взрослыми людьми.

1. Разговаривать на улице с посторонним человеком можно только и том случае, если тебя сопровождают родители, старший брат или сестра, учительница или еще кто-нибудь из взрослых, кого ты хорошо знаешь. Вели ты идешь один (или одна), вступать в разговор с чужими нельзя. Вполне вероятно, что заговоривший с тобой незнакомец - чудесный, добрый человек, но ведь он может оказаться и не очень хорошим - с первого взгляда не поймешь.

2. Не соглашайся никуда идти с незнакомым человеком, не садись к нему (к ней) в машину, даже если он (или она) говорит, что отвезет тебя к маме и папе. Не верь ни в коем случае! Мама и папа никогда не пошлют зa тобой незнакомого человека, не предупредив тебя об этом.

3. Не бери у чужого человека конфеты, деньги и другие подарки. Может быть, он предлагает их от чистого сердца, а может быть, и нет. На всякий случай откажись.

4. Никогда не верь незнакомцу, если он обещает что-то купить тебе. С какой стати? Ведь это совершенно чужой человек, он даже не знает, как тебя зовут. Ответь, что тебе ничего не нужно.

5. Если посторонний человек возьмет тебя за руку и попытается си­лой увести за собой, нужно вырваться и убежать домой или броситься за помощью к кому-нибудь из прохожих. При необходимости кричи изо всех сил.

Хотя большинство чужих людей не желают тебе ничего плохого, на первый взгляд трудно определить, что у незнакомца на уме. В конце концов, если ты видишь человека впервые в жизни, откуда тебе знать, хо­роший он или плохой? Лучше не рисковать. Со временем у тебя появится все больше и больше друзей среди взрослых - ты познакомишься с ними у себя дома, в гостях и в школе.

Тема: Природа и наша безопасность

Цель : познакомить с опасными природными явлениями.

Планируемые результаты: учащиеся научатся правильно вести себя во время грозы, распознавать ядовитые растения и грибы, избегать опасности при встречах и общении с животными, аргу­ментированно отвечать, доказывать свое мнение.

Оборудование: памятки; цветные карандаши.

Ход урока

I. Организационный момент

II. Актуализация знаний. Проверка домашнего задания

Фронтальный опрос

(Учитель проводит выставку рисунков дворов с обозначением опасных мест.)

Что обозначают эти знаки?

Какой знак кажется вам самым точным и ясным?

III. Самоопределение к деятельности

Вспомним формулу безопасности. (Учитель записывает на доске.)

1. Предвидеть опасность.

2. По возможности избегать ее.

3. При необходимости действовать решительно и четко.

4. Бороться до последнего, активно просить о помощи и самому ее оказывать.

Какие опасности для человека может таить неживая природа?

Какие опасности для человека кроются в живой природе? Сегодня на уроке мы будем говорить об опасностях, которые таят в себе живая и неживая природа.

IV. Работа по теме урока

1. Беседа Как вести себя во время грозы

Отгадайте загадки.

Нашумела, нагремела,

Все промыла и ушла.

Все сады и огороды

Всей округи полила. (Гроза.)

Вот по небу мчится конь -

Из-под ног летит огонь.

Конь копытом бьет могучим

И раскалывает тучи.

Где он тяжело бежит,

Там внизу земля дрожит. (Гром.)

Гроза - красивое и величественное явление природы.

Что же произошло в небе? Отчего бывает гроза? (Ответы учеников.)

Водяной пар, поднявшись с земли высоко вверх, сильно охла­ждается и превращается в капельки воды. Капельки сливаются, становятся крупнее, потоки воздуха носят их вверх-вниз, вверх-вниз. А чем выше, тем холоднее, и вот уже вода превращается в льдинки. Льдинки сталкиваются с капельками, вода обвола­кивает их пленочкой, которая тоже замерзает. Льдинка делает­ся тяжелее, она падает в нижнюю часть облака, где теплее, и там начинает таять. Но снова подхватывают ее стремительные вихри и несут вверх, и снова сталкиваются льдинки и капельки, и снова вода замерзает, льдинки увеличиваются, тяжелеют. И вот они уже не могут удержаться в облаке и падают из него вниз. Ближе к земле они тают, и получается дождь. Иной раз они так и не успевают растаять и падают на землю кусочками льда. Идет град!

А движение капелек и льдинок внутри тучи не затихает. Они ударяются друг о друга, сталкиваются, трутся, заряжаются элек­тричеством. И вот уже верхняя часть тучи несет положительный электрический заряд, а нижняя - отрицательный, между ними проскакивает искра. Молния! Она мгновенно нагревает окружаю­щий воздух, он быстро расширяется, и происходит взрыв. Гром! Отбушует гроза, рассеются темные тучи, станет свежо, легче дышится. Ливень омоет и землю, и небо. Недаром древние славяне почитали бога грозы - не только грозного, но и милостивого.

В глубокой древности грозы боялись все: и большие, и малень­кие. Люди тогда думали, будто это страшный великан, прогневав­шись, мечет на землю огненные стрелы. Гроза несет и огромную опасность - удары молнии.

Что страшнее - гром или молния? (Ответы учеников.)

От грома нет никакого вреда. Опасаться надо молнии, кото­рая его породила. Молния - это огромная электрическая искра. В считаные доли секунды она пролетает по небу несколько кило­метров. Воздух на всем ее пути мгновенно раскаляется. Происхо­дит самый настоящий взрыв. Звук от него мы и называем громом.

С молнией шутки плохи. Ударит в вековой дуб - разнесет в щепки, угодит в сарай, в копну сена - подожжет, пожар устроит. Поэтому жилые дома, заводские трубы и стальные мачты для элек­трических проводов приходится защищать молниеотводом. Это такой металлический стержень: один его конец возвышается над высокими постройками, другой закопан в землю. Могучая небес­ная искра сразу находит самую легкую, самую короткую дорожку и, не причинив никому и ничему вреда, уходит по ней в землю.

© 2021 nywishes.ru - Поздравления с праздниками на все случаи жизни