логотип
Консультации с детьми в приёмной семье. Консультации для родителей. не хвалить из желания понравиться

Консультации с детьми в приёмной семье. Консультации для родителей. не хвалить из желания понравиться

11.01.2021

Профилактика и преодоление проблем, возникающих в замещающей семье

Приемными родителями и опекунами люди становятся в силу различных причин: желание помочь детям, попавшим в трудную жизненную ситуацию; нереализованные установки «быть мамой и папой», «иметь детей», «иметь дочку (сына)»; скрасить собственное одиночество; чувство долга по отношению к родственникам.

Независимо от причин, по которым взрослые люди приняли на себя роль замещающей семьи, они имеют определенные представления и ожидания вследствие принятого решения.

Самым распространёнными ожиданиями являются ожидание «горячей благодарности» от ребенка за то, что его «спасли» и ожидание, что ребенок будет соответствовать образу, который есть у взрослых.

Такая ситуация изначально закладывает «мину замедленного действия» в отношения между взрослыми и детьми. И чаще всего конфликты между ожидаемым и имеющимся происходит в опекунских семьях. Возможно, это связано с тем, что опекунами чаще становятся родственники опекаемого ребенка. В такой ситуации основной причиной принятия ребенка в семью становится «чувство долга», т.е. взрослые осуществляют «выбор без выбора». Поэтому в опекунских семьях, как показывает практика, установка «долга ребенка» выражена ярче.

В приемных семьях родители, стремясь к тому, чтобы ребенок как можно скорее забыл тяжелый опыт, начинают безоглядно удовлетворять все его желания: покупать игрушки, сладости и др. И в этой ситуации также взрослые, чаще бессознательно, начинают от ребенка ожидать благодарности.

Таким образом, и в приемной, и в опекунской семье часто возникают противоречия между возможностями и поведением ребенка и ожиданиями родителей.

Для профилактики возникновения конфликтных ситуаций в приёмных семьях и в опекунских семьях Жирятинский районный ЦПМСС предлагает вам занятия со специалистами Центра. На занятиях будут рассматриваются вопросы:

    Почему дети лгут;

    Почему дети дерутся;

    Роль поощрений и наказаний в воспитании детей;

    Что значит быть самостоятельным;

    Мальчики и девочки: учить по-разному, любить по-разному и др.

На занятиях приемные родители не просто весело и с пользой проводят время, но и учатся лучше понимать своего ребенка и эффективно взаимодействовать с ним. Цель занятий - помочь, подсказать родителям, как научить детей играть, помогая им приобретать необходимые навыки, причем, не навязывая свою волю, а предоставляя право выбора того, как самим организовать ее, дав свободу фантазии и творчеству. В содержание занятий включены методы игровой терапии, эффективные как для ребенка, так и для взрослого: игровые упражнения и задания на развитие познавательных процессов, эмоционально-волевой и коммуникативной сфер, ролевые игры, психогимнастика. Работа строится на проведении тренинговых занятий, психолого-педагогических бесед, целью которых является гармонизация взаимоотношений “родитель-ребенок”. Участвуя в совместных родительских занятиях, родители учатся конструктивному взаимодействию, имеют возможность посмотреть на ребенка со стороны, в незнакомой для них ситуации, видят модели взаимодействия в других семьях. Признание за ребенком права на собственный выбор, на собственную позицию обеспечивает понимание в семье. Возможность перестройки неэффективных стереотипов взаимодействия в психологически безопасных условиях тренинговой группы, в атмосфере доверия и поддержки способствует более глубоким и стойким изменениям. Каждое занятие тренинга включает в себя игры и упражнения, направленные на самопознание, самораскрытие, развитие коммуникативных навыков, снятие психоэмоционального напряжения.

Занятия дают возможность:

    посмотреть на свою семью со стороны;

    познакомиться с сильными и слабыми сторонами своей системы воспитания;

    побыть родителю в роли ребенка и научиться лучше его понимать;

    научиться эффективным способам поддержки ребенка в сложных ситуациях;

    познакомиться с методами развития ребенка дошкольного и школьного возраста и научиться применять их на практике.

Причем родители убеждаются в том, что их проблемы не специфичны для них как для замещающей семьи, трудности могут возникать в любой семье. Такое приобщение к кругу доверяющих и сочувствующих друг другу людей - основной фактор, обеспечивающий успешность активной психологической работы и с родителем, и с ребенком.

Темы, обсуждаемые на занятиях часто становятся поводом для обращений за индивидуальными консультациями. Родители понимают, что их тревоги, во-первых, оправданы, во-вторых, что для преодоления озвученной проблемы необходима целенаправленная коррекционно-развивающая работа, в том числе, и с родителем, и с ребенком. Как показывает практика, индивидуальные консультации и индивидуальная коррекционно-развивающая работа с детьми и родителями, являются действенными формами профилактики и решения вопросов, возникающих в семье.

Алгоритм оказания помощи в разрешении проблемных ситуаций в семье в случае обращения. Условно можно выделить несколько этапов на пути решения проблемы:

    1 этап - обращение семьи за помощью,

    2 этап - диагностический,

    3 этап - коррекционно-развивающий, состоящий из нескольких ступеней – поиск ресурсов в отношениях между родителями и детьми, выработка стратегий поведения по изменению существующей ситуации,

    4 этап - апробация,

    5 этап - корректировка сценариев поведения, обсуждение перспектив детско-родительских отношений.

На диагностическом этапе педагог-психолог знакомится с содержанием проблемы, возникшей в семье. На данной стадии выявляются родительские установки и реакции, семейные ценности, стиль семейного воспитания, сферы проблем и ресурсов в отношениях между родителями и их детьми.

Также проводится изучение индивидуальных особенностей детей и родителей. На основе полученной информации составляются рекомендации по изменению отношения к существующим проблемам и по способам и стратегиям поведения в различных ситуациях.

При анализе результатов диагностики с родителями обсуждаются их профессиональные и личные цели, их видение будущности ребенка, какие способности и возможности ребенка они бы хотели развивать и т.д. Знание возрастных и индивидуальных особенностей ребенка позволяет вносить изменения в родительские установки и ожидания родителей. Зачастую родители с удивлением узнают, что их представления о развитии и обучении ребенка не совпадает с его возможностями.

Наиболее частыми проблемами и вопросами для обращений родителей являются:

    вопросы учебной успеваемости приемных и опекаемых детей в школе;

    вопросы установления правил и их соблюдения;

    сложности в общении, в том числе: истерики, крики, капризы, негативизм и упрямство, непослушание, неадекватные требования, повышенная обидчивость провокационное поведение ребенка и т.д.;

    ревность одного из родителей к приёмному ребёнку, избирательное отношение к детям в семье

Дети, попав в замещающую семью, могут вести себя совершенно по-разному: одни сразу же называют взрослых «мамой, папой, бабушкой», другие наблюдают за происходящим, третьи начинают «испытывать (проверять)» чувства взрослых. Сомнения ребенка, имеющего негативный опыт нежелательности, безразличного отношения к нему, обоснованы и понятны. Но иногда продолжительность таких «проверок» затягивается, вызывая у родителей самые разные чувства: от недоумения и обиды до страха и злости. Поскольку вышеназванные чувства принято считать негативными, то многие родители пытаются их игнорировать, скрыть даже от самих себя – то есть не принимают их, не пытаются понять причины проблем, тем самым углубляя зарождающийся конфликт. Задача педагога-психолога в данной ситуации помочь родителям понять, что именно приводит к возникновению тех или иных эмоций.

Третьим этапом в разрешении проблемных ситуаций является коррекционно-развивающая деятельность, которая, по сути, начинается уже на ознакомительном и диагностическом этапе работы с принимающей семьей. Стремление к идеалу в выполнении родительских обязанностей приводит к тому, что некоторые родители ставят перед собой и перед детьми очень высокие требования. Так как достичь такого уровня очень сложно или вообще невозможно, то у людей накапливается раздражение, усталость, разочарование в собственных возможностях и действиях. Некоторые родители впоследствии начинают искать виновных, и тогда виноватой стороной может стать ребенок.

На этапе апробации с родителями разрабатывается алгоритм действий для ситуаций, вызывающих напряжение или сопротивление у родителей, у детей. Намного сложнее ситуация представляется в том случае, когда конфликт возникает в семье, где есть подростки и замещающие родители в преклонном возрасте. Подростки в силу возрастных особенностей, «испытывают границы дозволенного» или стремятся к ранней автономизации от взрослых, заявляя о своей самостоятельности. Пожилые люди требуют уважения и послушания, апеллируя к имеющемуся опыту, возрастным заслугам и т.д. При этом каждая из конфликтующих сторон намеренна «твердо стоять» на своих позициях. Остроты проблеме могут добавлять накопившиеся обиды.
Как только удается получить минимальный опыт преодоления конфликтов, у членов принимающих семей появляется желание следовать предложенному плану действий, снижается уровень претензий другу к другу. Это не означает, что все проблемы разрешаются одномоментно и проблемы (конфликты) не возникают. Но даже небольшой опыт разрешения проблем является хорошим стимулом для членов семьи в постепенном изменении отношений внутри семьи (в создании доверительной обстановки внутри семьи).

В целом, необходимо отметить, что проблемы, возникающие в замещающих семьях, не отличаются от проблем, возникающих в семьях с кровными детьми. Но ситуация воспринимается острее, в связи с обстоятельствами, и в первую очередь, это связано с чувством неоправдывающихся ожиданий. Поэтому, именно психологическая поддержка родителей, обучение приемам и способам воспитания и конструктивного взаимодействия, является необходимым условием комплексной психологической работы с принимающей семьей.

Консультация для замещающих родителей «Адаптация ребенка в приемной семье»

Адаптация ребёнка в приёмной семье происходит примерно в течение года и условно делится на несколько периодов.
Этап первый - «Знакомство» или «Идеализированные ожидания». В начале первого этапа обычно дети испытывают сильную тревожность. Новые вещи, чужие запахи, обилие незнакомых предметов, отсутствие людей, которым он привык доверять, могут сильно повлиять на эмоциональное состояние ребёнка. В результате ребёнок становится настороженным, может плакать и кричать. Нарушение сна, ночное недержание мочи, отсутствие аппетита, а также вспышки агрессии достаточно часто распространенны в первые два - четыре дня. Вместе с тем, обилие новых впечатлений, осознание, что он нашёл себе маму и папу, делает его радостно возбуждённым.
Дети постарше также испытывают тревожность, но могут её контролировать. При этом активные дети чувствуют себя более уверенно, пытаются обратить на себя внимание. Их поведение отличается желанием понравиться и угодить. В этот период дети часто могут вспоминать своих родителей или детское учреждение. Они могут путаться в именах, забывать, где мама-папа. Могут собраться уйти или уйти с понравившимся им взрослым, использовать выражения «найду себе другую маму», «уходи»…
Каждая из сторон полна надежд и старается понравиться другой. Примерно через месяц трудности реальных отношений разрушают идеализированный образ «сбывшейся мечты», наступает первый кризис: привязанность ребёнка к старой семье ещё сохраняется, а к новой пока не сформировалась, в результате возникают «установочные» конфликты, являющиеся частью нормального поступательного процесса адаптации ребёнка и семьи друг к другу.
Окончание данного этапа характеризуется установлением приемлемых для обеих сторон равновесием. Родители и дети проявляют взаимную терпимость к стереотипам поведения друг друга.
Первый этап плавно переходит во второй, мы его назовём «вживание» или же больше подходит как «проверка для приёмных родителей» на устоявшуюся систему. Дети уже знакомы с правилами семьи и требованиями, поэтому несколько освоившись начинают вести себя как обычно вели себя в своей биологической семье. Это один из самых трудных этапов в становлении приёмной семьи. Среди поведенческих реакций детей в этот период - агрессивные выпады. Ребёнок может ломать игрушки, демонстративно не подчиняться, делать «на зло», на поцелуи и объятья реагировать укусами, щипками, плеваться. Он стремится утвердиться в новой семье, настаивая на своём, даже в ущерб здравому смыслу. Контроль над ситуацией и родителями позволяет ему уменьшить всё ещё имеющую место тревожность. Негативное поведение этого периода вызвано желанием «проверить родителей на прочность», а также установить границы дозволенного.
Сон детей в этот период ещё тревожен. Засыпая, они могут «укачивать» себя, часты случаи энуреза, дети практикуют дурные привычки, приобретённые в неблагополучных семьях и интернатных учреждениях.
Эмоциональные трудности ребёнка состоят в том, что он испытывает радость и тревогу одновременно. Установить контакт с такими детьми легче всего через необычные игрушки, предметы, подарки, но и здесь важно учесть возраст, пол, интересы и уровень развития ребёнка. Дисциплинирующие воспитательные ограничения, наказания придётся применять немного позже, когда такой ребёнок привыкнет к новым условиям.
Этап третий - «псевдоадаптация». Сориентировавшись в поведенческих границах и определив наиболее приемлемые формы поведения, дети начинают быть более спокойными и уравновешенными, вместе с тем, у большинства из них отмечается агрессивность в поведении. Они просят выполнить за них те дела, которые ими уже освоены: «одень меня», «покорми как маленького», «покачай на ручках»…
Часто спрашивают любят ли их родители и сильно тревожатся, если расстаются с родителями на какое-то время. Дети в отсутствии взрослых могут затевать ссоры и не выполнять какие-то правила семьи. Бывают случаи воровства, обмана, сквернословия.
Большую роль в этот период начинает играть личность родителей, их особенность к контакту, умению устанавливать доверительные отношения с ребёнком.
Наиболее ярко обнаруживаются психологические барьеры: несовместимость темперамента, чёрт характеров, привычек, проблем с памятью, неразвитость воображения, отставание в познавательной сфере.
Особенно ярко в этот период проявляются педагогические барьеры: отсутствие знаний об особенностях возраста, умений устанавливать контакт, доверительные отношения; попытка опереться на свой жизненный опыт, на то, что нас так воспитывали; обнаруживается разница во взглядах на воспитание, влияние авторитарной педагогики, завышенные или, наоборот, заниженные требования.
Об успешном преодолении трудностей этого периода свидетельствует изменение внешнего облика ребёнка: изменяется выражение лица, оно становиться более осмысленным, оживлённым. Третий период характеризуется внешней приспособленностью ребёнка к жизни семьи.
Этап четвёртый - «привыкание». У ребёнка практически исчезла тревожность, напряжённость, дурные привычки. Ребёнок с удовольствием принимает участие во всех делах семьи, может объяснить, почему необходимо поступать так, а не иначе. Легко идёт на уступки приёмным родителям, доверяет им, обращается за помощью. Последний пятый этап - этап «уподобление». Здесь уже ребёнок можно сказать не чем не отличается от «домашнего». Он чувствует себя уверенно, спокойно, живёт этой семьёй. Между ребёнком и приёмным воспитателем устанавливается взаимная привязанность. Ребёнок охотно выполняет просьбы взрослого, не нарушает семейные правила. Появляется интерес к жизни в семье и чувство гордости за неё.
Условием успешного прохождения адаптации является правильное поведение приёмных родителей, которое заключается в терпеливом, доброжелательном, требовательно-последовательном и гибком отношении к ребёнку.

Консультирование приемных родителей Работу выполнила: магистр 2 курса Назипова Гульнара

Приемные родители, столкнувшись с трудностями, пытаются решить их самостоятельно, тщательно скрывая от окружающих, так как, к сожалению, наше общество не всегда готово понять семьи, решившие взять на воспитание приемного ребенка. Очень часто можно услышать отрицательные высказывания, которые отнюдь не способствуют решению проблемы, а только еще больше усугубляют ее. Погруженность в проблемы с ребенком не оставляет времени и сил на понимание нужд близких людей, что приводит к дисгармонии во взаимоотношениях. Этот острый период в жизни замещающей семьи психологи называют кризисом адаптации.

О сновные запросы приемных родителей: ребенок не соответствует ожиданиям, раннее созданным представлениям, у родителей появляется неприязненное отношение к ребенку, эмоциональное отчуждение, невротические срывы. если от ребенка скрывали правду о его приеме в семью, то часто он узнает об этом от «доброжелателей». И как следствие потерянного доверия к родителям, трудности осознания этого факта - ребенок начинает демонстрировать девиантное, делинкветное поведение (побеги из дома, воровство, лживость, прогулы уроков) также, в результате семейной и социальной дезадаптации, у родителей и детей может развиться депрессивное состояние (аутизация, суицидальные попытки). частой причиной обращений приемных родителей является и школьная дезадаптация, когда ребенок дома, в семье хорошо адаптировался, но у него возникают сложности в школе: негативное отношение к учебной деятельности, неумение налаживать конструктивное взаимодействие со сверстниками и взрослыми, прогулы уроков, постоянные жалобы учителей.

Именно ощущение невозможности что-либо изменить приводит многих к повторному отказу от приемного ребенка и возврату к прежнему образу жизни. Попытки самостоятельно разрешить проблему не оправдываются и приемные родители обращаются к психологу, на пике кризиса. И перед психологом стоит непростая задача – помочь семье разобраться в трудной для них ситуации.

Основная задача психолога на первых этапах консультирования - оптимизировать эмоциональное состояние родителей, детей. Как правило, эмпатическое и партнерское отношение возвращает им уверенность в себе. Психологическое принятие приемной семьи стабилизирует их картину мира и самооценку, позволяя нормализовать взаимоотношения с самим собой, с другими членами семьи. Принятие, как личности клиента, так и его переживаний позволяет ему пережить коррективный эмоциональный опыт, нормализующий состояние.

В качестве примера можно привести случай с приемной семьей, обратившейся первично в кризисной ситуации и затем регулярно посещающая психолога. Приемные родители не чувствовали поддержки со стороны родственников, друзей, коллег по работе, которые с недоумением оценивали ситуацию приема 2-ух детей школьного возраста из детского дома. Своим отношением они провоцировали приемных родителей на отвержение детей и депрессивные переживания. И столкнувшись с таким непониманием, семья решила обратиться к психологу, чтобы разобраться в ситуации, почувствовать уважительное принимающее отношение к себе, утвердиться в новом для них семейном статусе. Психолог – являлся для них ресурсом, который они не дополучили в обществе.

Следующий этап психологической консультации в кризисной ситуации, это - отреагирование. Приемным родителям всегда важно высказаться, не только для того, чтобы снизить уровень напряжения, выговориться, расслабиться, но и для того, чтобы почувствовать в ответной реакции консультанта принятие его переживаний. Важно уметь обеспечить катарсис, то есть освобождение от негативных переживаний путем их проговаривания, отреагирования. Проговаривание проблемы, снижая уровень эмоциональной напряженности, освобождает когнитивные, интеллектуальные ресурсы, и иногда, освободившись от парализующего гнета аффекта, клиент сам начинает лучше понимать свою проблему и возможные пути ее решения.

Примером могут служить приемные родители, которые в течении двух встреч высказывали свое недовольство приемной дочерью и невозможно их было переключить на что-либо другое. Они припоминали все мелочи: как она на них посмотрела, что сказала, в тот момент, когда они ожидали, что она их послушается и сделает так как они этого хотят и т.д. Папа неоднократно приводил в пример ситуацию, как он специально для нее постряпал пирожки, пока мамы не было дома (что для него не свойственно), а она не стала их есть и убежала на улицу. Психолог позволил отреагировать родителям свои негативные эмоции и только после этого они были готовы к переходу на следующий этап психологической работы

следующий этап психологической работы - прояснение проблемы, проговаривание подробностей и деталей. В ряде случаев приемные родители воспринимают свои психологические трудности в самом общем виде; иногда они видят проблему под определенным углом зрения и не замечают, что в другом ракурсе рассмотрения она принимает другой вид, выглядит иначе. Поэтому консультант должен уметь отзеркаливать проблематику клиента, подставлять ему своеобразное «зеркало», в котором по-новому, в более конструктивном аспекте отражаются все психологические нюансы актуальной ситуации. Понимание – первый шаг к изменению.

В качестве примера может служить обращение приемной мамы, у которой не ладятся отношения с мужем. Она просит помочь сделать так, чтобы приемная дочь, перестала воровать из дома деньги, обманывать, огрызаться, потому что именно из-за этого у нее резко ухудшились отношения с мужем. Консультант стала выяснять мотивы принятия ребенка в семью, ожидания от совместного проживания, перспективы дальнейшего развития ребенка. Выяснилось, что инициатива, взять ребенка, исходила от женщины, таким образом, она предполагала, что вернет утраченное чувство близости с мужем, которое было, пока росли их кровные дети (феномен пустого гнезда). От приемного ребенка она ожидала, что девочка будет испытывать чувство благодарности и не оставит их, когда повзрослеет (что сделали кровные дети, переехав за границу) Поняв ошибочность своих взглядов, приемная мама осознала свою ситуацию, поняв бесперспективность своих требований, что позволило прорабатывать ее проблематику уже на другом, более конструктивном уровне.

Когда проблема обозначена, сфокусирована и клиент осознает ее, переходим к следующему этапу - выдвижение и анализ вариантов решения. Пристрастность и субъективизм приемных родителей в отношении проблем с ребенком часто мешает им увидеть наиболее правильный выход из сложившейся ситуации. Помощь психолога заключается в стимуляции логического мышления клиента. Позитивные и негативные последствия тщательно взвешиваются, подводится баланс, который помогает приемным родителям чисто логически вычислить наиболее верное решение сложившейся ситуации.

Приемным родителям недостаточно просто принять решение по разрешению их проблемы; это решение необходимо сделать реальным и конкретным, что практически всегда требует составления плана с учетом реальных конкретных условий той или иной ситуации. Задачей психолога в этом случае будет помощь и поддержка приемной семьи при разработке ими жизненной программы.

Важным этапом психологического консультирования являются контрольные встречи для профилактики рецидива. Психолог всегда должен помнить о том, что у замещающей семьи с возвращением к привычному стилю жизни, к привычным взаимоотношениям с окружающими возможны возвраты к прошлому с периодическим ухудшением состояния, обострением проблематики детско-родительских отношений. Поэтому семья нуждается во встречах с консультантом, который не только предоставляет ему психологическую поддержку, но и обеспечивает обратную связь в отношении предпринятых для урегулирования проблем действий.

Консультация для замещающих родителей на тему: «Приёмы и техники эмоциональной саморегуляции». Цель: развитие навыков самостоятельной саморегуляции психических навыков у замещающих родителей. Основной целью является научиться сознательно создавать в себе оптимальную «внутреннюю атмосферу». Использование образов Тем, кто обладает склонностью к артистичности мышления, хорошо помогает приём, основанный на игре. Например, выполняя какую-то тяжёлую и напряжённую работу, можно представить себя в образе кино- или литературного героя. Умение достаточно ярко воссоздать в мыслях образ для подражания, «войти в роль» помогает со временем обрести и собственный стиль поведения. Целенаправленное представление ситуаций Умению настроится или снять нервное напряжение помогает использование воображения. У каждого человека есть в памяти ситуации, в которых он испытывал покой, умиротворение, расслабление. У одних это пляж, приятное ощущение отдыха на тёплом песке после купания, у других – горы, чистый свежий воздух, голубое небо, снежные вершины. Из таких ситуаций необходимо выбрать самую значимую, действительно способную вызвать эмоциональные переживания. Способы отвлечения Могут быть состояния, когда к активным методам прибегать трудно. Нередко это связано с выраженным утомлением. В таких случаях снять груз психического напряжения можно, используя метод отключения. Средством может быть книга, которую перечитываешь много раз, не теряя к ней интереса, любимая музыка, фильм и так далее. Управление дыханием Процесс дыхания имеет важное значение для регуляции психических процессов. Умение правильно дышать является необходимой основой для успеха. Даже самые элементарные дыхательные приёмы могут дать ощутимый положительный результат, когда необходимо быстро успокоиться или, наоборот, повысить общий тонус. В первую очередь, важен ритм дыхания. Успокаивающий ритм таков, что каждый выдох вдвое длиннее, чем вдох. В ряде случаев можно сделать глубокий вдох и затем задержать дыхание на 2030 сек. Последующий выдох и глубокий компенсаторный вдох оказывают на нервную систему стабилизирующее влияние. Избавление от нежелательных эмоций: Диссоциация. Данный способ предназначен для людей которым мешает в жизни излишняя впечатлительность и эмоциональность. В этих случаях полезно выработать навык отстранения от эмоций - диссоциации. Этот навык основан на разделении осознавания человеком физиологических сдвигов в собственном организме, вызванных эмоциями, от осознавания своего внутреннего, психологического состояния. Для этого необходимо научится отличать и отделять навязываемые извне эмоции от деятельности собственного "Я". Упражнение "Марионетка". Это упражнение желательно повторять "в гуще жизни" - в различных жизненных ситуациях, особенно когда вы находитесь в обстановке, вызывающей у вас негативные эмоции. Попробуйте представить, что ваше собственное "Я", контролирующее мысли, движения и эмоции находится... вне тела. При этом тело живёт и движется чисто механически, в режиме автомата, управляемого извне. Можете представить что ваше "Я" наблюдает за собственным телом как бы со стороны (обычно сверху). Невидимые нити, идущие от этого центра, управляют вашими движениями, невидимые "кнопки" - эмоциями. при этом как телесные так и душевные движения становятся отстранёнными от вашего "Я", переживаются как нечто искусственное, как буд-то это происходит не с вами, а с кем-то другим. Запомните это состояние, в котором вы можете ощущать физические проявления эмоций, не отягощённые их психологической составной частью, отделённые от переживаний, чтобы использовать его в дальнейшем. Проживите в этом состоянии несколько минут, затем "вернитесь" в собственное тело, чтобы вновь ощутить полноту переживаний. Впоследствии можно использовать полученные навыки для того, чтобы в обстановке "накалённых" эмоций быстро успокоиться с помощью диссоциации осознавания своего тела и осознавания собственного "Я". Избавление от нежелательных эмоций: переход в нейтральное состояние. В отличие от предыдущего этот способ "нейтрализации" эмоций освоить гораздо легче, и доступен он абсолютно всем. Он не требует актёрского таланта, ибо избавление от неприятной эмоции достигается не образным представлением другой эмоции, вытесняющей первоначальную, а переходом в нейтральное состояние – покоя, отдыха, расслабления, в котором вообще никаким отрицательным эмоциям нет места. Наблюдение за внутренними ощущениями, связанными с эмоцией, позволяет нам отделится от неё, наблюдая собственную эмоцию со стороны, а затем и убирать неприятную эмоцию, воздействуя на эти ощущения. С ощущениями же можно справиться, опираясь на “три кита”: направленное внимание; мышечное расслабление; успокаивающее дыхание. Развитие навыков самонаблюдения. Почему навыку самонаблюдения нужно учиться, ведь это так естественно, так просто ощущать собственное тело, улавливать происходящие в нём изменения, связанные с эмоциями… Дело в том, что объём нашего внимания весьма ограничен. В каждый момент времени Мы получаем массу информации как извне, так и изнутри нашего собственного организма, на которую просто не обращаем внимания. Человек часто буквально просто не замечает, что живёт в собственном теле. Ощущения, связанные с приёмом пищи, вдыханием табачного дыма… да ещё если где-нибудь, что нибудь заболит, если тело напомнит о себе – вот и весь небогатый перечень привычных ощущений. Пещерный предок современного человека был куда более внимателен к своим внутренним ощущениям. Он полагался на них, на своё “шестое чувство”, в суровой борьбе за выживание. Современному же человеку надо заново учиться осознавать себя, собственное тело. Для этого рекомендуем выполнить ряд упражнений, цель которых – сосредоточить внимание на том, к чему вы давно привыкли, с таким же любопытством как в раннем детстве, когда вы только знакомились со своим собственным телом, его внутренним языком – языком не слов, а ощущений, когда, к примеру, тянуть в рот большой палец правой ноги, лёжа в коляске, было не только приятным, но и увлекательным занятием. По мысли Ч. Брукса (1997), для того, чтобы человек мог войти в контакт с собственными чувствами, ему необходимо вернуть себе природную, естественную полноту переживаний, свойственную маленькому ребёнку. Вырастая, человек не только приобретает жизненный опыт, но и теряет коечто полезное – естественность, непосредственность, открытость, общительность, интуицию и фантазию, ярко проявляющиеся в способности играть, и, наконец, способность радоваться жизни, не застревая на обидах и неприятностях. Важно, что при этом он всё-таки может на короткое время “вернуться в детство”, как психологически, так и физиологически, и именно такая способность лежит в основе занятий саморегуляцией. По сути, саморегуляция - это умение быть “здесь и сейчас”, важность которого можно проиллюстрировать известной буддийской притчей. Когда ученик спросил дзеэнского Мастера, в чём смысл великого Дао, учитель ответил ему: - В простом здравом смысле. Когда я голоден – я ем, когда устал – я сплю. - Но разве все не делают то же самое? – спросил ученик. На что учитель ответил: - Нет. Большинство людей не присутствуют в том, что они делают. Упражнение “Знакомство с собой”. Упражнение предназначено для тренировки умения наблюдать за своими ощущениями. Это простейший навык самонаблюдения, наблюдения за собственными физиологическими процессами. В качестве объекта наблюдения используем, естественно, своё тело – кисть правой руки (для левшей - наоборот). Для разминки проделайте ряд очень простых движений, подготавливающих материал для последующей работы, обеспечивая множество физиологических ощущений, которые просто нельзя не заметить. 1. Соедините кончики пальцев обеих кистей, прижмите их друг к другу с усилием, опираясь ими друг о друга. Произведите с силой 15-20 встречных движений ладонями, как бы сжимая воображаемую резиновую грушу, находящуюся между ладонями, имитируя работу насоса. 2. Энергично потирайте ладони друг о друга, пока не появится ощущение интенсивного тепла. 3. Сильно и быстро не менее 10 раз сожмите и разожмите кулак, добиваясь ощущение утомления в мышцах кисти. 4. Потрясите пассивно “висящую” кисть. Теперь – внимание и ещё раз внимание! Положите ладони симметрично на колени. Направьте всё внимание на внутренние ощущения. Всё внешнее при этом как бы перестаёт для вас существовать. Сконцентрируйте внимание на правой ладони. Прислушайтесь к своим ощущениям. В первую очередь обратите внимание на следующие ощущения: 1. Чувство веса. Чувствуете ли вы тяжесть или лёгкость кисти? 2. Чувство температуры. Чувствуете ли вы в кисти холод или тепло? 3. Дополнительные ощущения (присутствуют не обязательно, но всё же весьма часто): Сухость и влажность; Пульсацию; Покалывание; Ощущение прохождения электрического тока; Чувство “мурашек”, “мороз по коже”; Онемение (обычно в кончиках пальцев); Вибрацию; Мышечную дрожь. Может быть, вы почувствуете, что ладонь как бы излучает некоторую “энергию”. Постарайтесь запомнить это полезное ощущение, которое пригодится вам в дальнейшем. Может быть, вы почувствуете зарождающееся в пальцах, в кисти или в руке в целом движение – выпустите его на волю… наблюдайте за ним как бы со стороны. Представьте, что ваше тело как бы ожило и движется по собственной воле, не зависимо от вашего желания. Продолжайте наблюдать за ощущениями, не отрываясь, словно погружаясь в этот процесс, мысленно отгораживаясь от всего окружающего, от всего внешнего. Старайтесь улавливать в ощущениях самые тонкие изменения, важно удерживать, концентрировать для этого на них внимание. Следите за тем, как ощущения меняются, то усиливаясь, то ослабевая, как они меняют свою локализацию, постепенно перемещаясь из одной точки в другую, наконец, как одни ощущения уступают место другим. Продолжайте выполнять это упражнение достаточно долго – не менее 8-10 мин., а если хватит терпения, то и ещё дольше.

Тревога - дитя эволюции

Тревога ощущение, знакомое абсолютно каждому человеку. В основе тревоги лежит инстинкт самосохранения, который достался нам от далёких предков и который проявляется в виде защитной реакции «Беги или сражайся». Говоря иначе, тревога не возникает на пустом месте, а имеет под собой эволюционные основания. Если во времена, когда человеку постоянно угрожала опасность в виде нападения саблезубого тигра или нашествия враждебного племени, тревога действительно помогала выживать, то сегодня мы живём в самое безопасное в истории человечества время. Но наши инстинкты продолжают работать на доисторическом уровне, создавая многие проблемы. Поэтому важно понимать, что тревога - это не ваш личностный недостаток, а выработанный эволюцией механизм, который более не актуален в современных условиях. Некогда необходимые для выживания тревожные импульсы в настоящий момент утратили целесообразность, превратившись в невротические проявления, существенно ограничивающие жизнь тревожных людей.

© 2021 nywishes.ru - Поздравления с праздниками на все случаи жизни