логотип
Отношения матери и ребенка. «Правильная» родительская любовь. Что делать, если ребенок сильно привязан к маме Привязанность матери и младенца психология

Отношения матери и ребенка. «Правильная» родительская любовь. Что делать, если ребенок сильно привязан к маме Привязанность матери и младенца психология

11.01.2021

Надежда Бодрова
Привязанность к матери у детей дошкольного возраста.

1.1. Понятие привязанности и её признаки

Привязанность - это форма эмоциональной коммуникации, основанная на удовлетворении взрослыми формирующейся потребности ребенка в безопасности и любви. Привязанность к матери или другому значимому взрослому - необходимая фаза в нормальном психическом развитии детей , в формировании их личности.

Привязанность - взаимный процесс . В ее формирование вносят свой вклад, как взрослый, так и ребенок.

Еще до рождения ребенка женщина "настраивается" на своего малыша. Это естественный и здоровый процесс. Во время беременности женщина чувствует, как малыш шевелится в ее утробе. Она думает о нем, старается представить, каким он будет, когда родится, строит планы на будущее.

За несколько недель до рождения ребенка его мама погружается в очень специфическое состояние. В специальной литературе его называют "первичная материнская озабоченность " (Винникотт, 1956) . Находясь в таком состоянии, женщина очень чувствительна ко всему, что связано с ее ребенком, очень чутко настроена на его сигналы и потребности. Те специфические чувства, которые возникают у матери и позволяют ей быть чувствительной к сигналам ребенка, называют бондингом (bonding) . Уже спустя короткий период времени после рождения малыша мама может отличать плач своего ребенка от плача других детей . Она очень внимательно относится к любым , самым минимальным сигналам ребенка и волнуется из-за малейшего его недомогания. По заметным только ей одной признакам мать понимает причины беспокойства младенца - голоден он, устал или его надо перепеленать. При длительном общении с младенцем подобные механизмы запускаются и у других людей, заменяющих мать.

У многих женщин этот процесс запускается сам собой. Но у некоторых женщин чувства к ребенку появляются не сразу, и они чувствуют себя в роли матери неуверенно . Ранние отношения между мамой и ребенком поначалу могут быть очень уязвимыми. Но они очень важны для дальнейшего формирования привязанности .

Существует специальный термин - "вызванное младенцем социальное поведение". При взаимодействии с младенцем у матери наблюдается изменения речи, выражения лица, движений глаз, головы, рук, тела, в процессе взаимодействия меняется дистанция. Также меняется и структура речи - упрощается синтаксис, фразы становятся короче, увеличиваются паузы, меняется произношение некоторых слов. Повышается тембр голоса, речь замедляется, гласные частично растягиваются, меняется ритм и ударения. Все это приводит к особой мелодичности материнской речи .

Другими словами, мать ведет себя так, как будто младенец может воспринимать меньшую порцию информации и требует большего времени для ее обработки до получения следующей порции. Увеличение длительности и степени проявления эмоций облегчает младенцу возможность восприятия, переработки и, соответственно, ответного реагирования. Предпочитаемые младенцами высокие звуки в наибольшей степени представлены в речи матери и т . д. В результате, с одной стороны, младенец вызывает по отношению к себе особое поведение матери , а с другой - максимально направлен на восприятие ее поведения (Мухамедрахимов Р., 2003) .

Несмотря на то, что существуют индивидуальные различия в проявлении вызванного младенцем поведения, данные множества исследований подтверждают представление о его биологической основе. Такое поведение по отношению к младенцу неосознанно проявляется не только у матери , но и у отца или другого близкого младенцу человека.

Признаки привязанности

Привязанность ребенка проявляется в следующем : объект привязанности может лучше других успокоить и утешить малыша; младенец чаще, чем к другим, обращается к нему за утешением; в присутствии объекта привязанности малыш реже испытывает страх (например, в незнакомой обстановке) . Различают несколько типов привязанности ребенка к матери .

Привязанность имеет для ребенка определенную ценность с точки зрения самосохранения. Прежде всего, она дает ребенку чувство безопасности при освоении окружающего мира, столкновении с новым и неизвестным. Привязанность проявляется у младенца ярче всего в ситуации, когда он испытывает страх. Ребенок может не обращать внимание на родителей и охотно играть с незнакомым человеком (при условии, что рядом находится кто-то из близких, но, стоит только ребенка чем-либо напугать или взволновать, он тут же обернется за поддержкой к матери или отцу .

С помощью объекта привязанности ребенок оценивает также степень опасности новой ситуации. Например, малыш, приближающийся к незнакомой яркой игрушке, останавливается и смотрит на мать. Если на ее лице отразится тревога, или она произнесет что-то испуганным голосом, – ребенок также проявит настороженность и, отвернувшись от игрушки, поползет к матери . Но, если мать улыбнется или обратится к малышу подбадривающим тоном, он снова направится к игрушке.

1.2 Теории привязанности

Основателем теории привязанности является американский психолог Джон Боулби. Согласно этой теории ребёнок имеет врождённую зависимость от того, кто первым начал о нём заботиться, а матери имеют врождённую склонность приходить на помощь малышу и защищать его. Все случаи расставания мамы с ребёнком в возрасте до трёх лет чреваты последствиями.

Дж. Боулби изучал, как действует на младенца разлука с матерью , когда он оказывается в больнице или детском учреждении. Сначала малыш реагирует на расставание протестом. Он громко плачет, ищет маму, ждет и требует её возвращения. Если на этом этапе она появляется, то не отпускает её ни на шаг. Если же мать по-прежнему отсутствует, то протест сменяется печалью. Малыш уже не требует её возвращения, он подавлен, грустит, тихо плачет. Теперь встреча с матерью уже не вызывает у него радости, он отворачивается от неё. Дальнейшая разлука приводит к апатии . Ребёнок остаётся внешне спокойным, послушным, но всё окружающее ему безразлично.

Сегодня выделяют разные типы привязанности : от безопасной до небезопасной привязанности . Английский психолог Мэри Эйнсфорт провела интересный эксперимент, позволивший выделить типы общения ребёнка раннего возраста с матерью . Начала она свою работу в Англии, затем переехала в Африку. М. Эйнсфорт была поражена тем, что исследования английских и африканских детей и их мам дали одинаковые результаты. В России при проведении подобных исследований также получены аналогичные данные. Так, установлено, что взаимоотношения матери и ребёнка складываются в течение первых трёх месяцев жизни и определяют качество их привязанности к концу первого года жизни и в будущем. Благоприятно на развитие малыша влияют матери , движения которых совпадают с движениями младенца во время общения с ним, эмоции ярко выражены, контакты разнообразны. Общение же детей с матерями холодными , редко берущими их на руки, сдерживающими свои эмоции («матери с деревянными лицами» , напротив, не способствует развитию психических функций ребёнка. То же можно сказать и об общении с матерями , отличающимися непоследовательным, непредсказуемым поведением.

Экспериментальным путём М. Эйнсфорт удалось выделить три типа поведения детей , формирующихся под влиянием общения с матерью . Методика определения получила название «Незнакомая ситуация» . Она состояла из нескольких трёхминутных эпизодов : ребёнок остаётся в непривычной обстановке один ; наедине с незнакомым взрослым; с незнакомым взрослым и матерью . Сначала мать оставляет малыша с незнакомцем, а потом - одного. Через несколько минут она возвращается. О характере привязанности судят на основании степени огорчения ребёнка после ухода матери и его поведения после её возвращения. Были выделены следующие типы привязанности :

Безопасная привязанность - характеризуется тем, что в присутствии матери ребёнок чувствует себя комфортно. Если она уходит, он начинает беспокоиться, расстраивается, прекращает исследовательскую деятельность. При возвращении мамы ищет контакта с ней и, установив его, быстро успокаивается, вновь продолжает свою игру.

Избегающая привязанность - характеризуется тем, что на уход из комнаты матери , а затем на её возвращение ребёнок не обращает внимания, не ищет с ней контакта. Он не идёт на контакт даже тогда, когда мать начинает с ним заигрывать. Амбивалентная привязанность - даже в присутствии матери ребёнок остаётся тревожным, после её ухода тревожность возрастает . Когда она возвращается, малыш стремится к ней, но контакту сопротивляется. Если мать берёт его на руки, он вырывается.

Позднее был выделен четвёртый тип - дезорганизованная привязанность . Дети этой группы боятся матерей . Их реакции на изменения в процессе взаимодействия непредсказуемы и непонятны.

Как отмечают многие исследователи, привязанность младенца к матери формируется очень рано и проходит ряд стадий в своём развитии.

1.3. Влияние привязанности к матери на взаимоотношения со сверстниками у дошкольников

Первый подарок матери – жизнь , второй любовь, третий – понимание. Хотя отношения между матерью и младенцем являются основополагающими для человеческих взаимоотношений, их содержание и особенности стали исследоваться относительно недавно. Наши взаимоотношения с матерью или человеком , который ее заменяет, хотите – верьте, хотите - нет, вторгаются во все сферы нашей жизни. С самого рождения мы учимся от матери близости , общению, устанавливать личные границы и дистанцию в отношениях. Мать показывает нам, как справляться с неудачами и тревогами, несбывшимися ожиданиями, утратами и горем. Мать – это человек, который определяет качество эмоциональной составляющей личности или, другими словами, той части нашей души, которая отвечает за успех в любви и работе.

Отношения с матерью особенно отражаются на нашей способности :

Доверять,

Принимать любовь.

От того, как сложились наши отношения или сложатся отношения наших детей с матерью или человеком , который ее заменяет, зависит наше понимание безопасности, свободы, самооценки.

Роль матери настолько велика , что уже есть много подтвержденных экспериментов, где доказано, что то, что происходит с матерью во время беременности не только с физическим здоровьем, но с ее чувствами, переживаниями, запоминается ребенком как собственный опыт и в последующем воспроизводиться в своей жизни. Будьте очень внимательны те , кто ждет ребенка или планирует, все нерешенные семейные и другие жизненные вопросы желательно решить до беременности. Сделайте все, чтобы вынашивание ребенка приносило только позитивные эмоции. То, что и как мать говорит, желает, реагирует на события, выражает эмоции, записывается в память ребенка и в дальнейшем влияет на всю его жизнь. Прежде всех других обнаруживает себя органическая потребность ребенка в физическом и эмоциональном контакте с матерью . Нарушение такой важной потребности может стать причиной разных форм психического неблагополучия. Ребенок - плод материнского тела , и даже отделившись от него, становясь физически все более автономным, он долго еще будет нуждаться в тепле этого тела, в прикосновениях матери , в ее ласке. И всю свою жизнь, уже став взрослым, будет нуждаться в ее любви. Он - прежде всего прямое физическое ее продолжение, и уже, поэтому его психологическая зависимость от нее – органическая.

Между матерью и ребенком складывается особый вид привязанности , иногда продолжающийся всю жизнь. Эта привязанность может быть здоровой , способствующей развитию ребенка и негативной, удерживающей взросления и становления ребенка.

Что может сделать эту привязанность здоровой и не разрушительной?

Способность матери чувствовать и отзываться на любые сигналы ребенка, будто то взгляд улыбка, плач, лепет…

Способность быть отзывчивой и внимательной к потребностям ;

Помощь в преодолении трудностей (начиная с самого раннего детства) .

Все это помогает выстроить взаимоотношения с ребенком на основе сотрудничества. Такой вид отношений полностью исключает «подстроить ребенка под себя» , не считаясь с его потребностями и желаниями.

Здоровая привязанность к матери , заложенная в раннем детстве, влияет на поведение ребенка в будущем. В процессе многократно повторяющихся взаимодействий с матерью у ребенка формируются так называемые “рабочие модели себя и других людей”. Во взрослой жизни они помогают ему ориентироваться в новых ситуациях, интерпретировать их и соответствующим образом реагировать.

Здоровая привязанность к матери дает понять ребенку , то :

Что другие люди также надежны, как и мать;

Предсказуемы;

Другим можно доверять.

Мать особо ответственна за формирование чувства доверия в ребенке к себе, миру, другим людям.

Нездоровая привязанность формируется тогда , когда : - в отношениях матери и ребенка присутствует нечувствительность к детской инициативе;

Пренебрежение интересами и потребностями ребенка;

Навязчивый, контролирующий стиль отношений;

Отсутствие спонтанности в общении.

Нездоровая привязанность формируется также тогда, когда к ребенку относятся с чуткостью только в моменты его болезни. В последующем такие люди осознают, что для того, чтобы получить мне любовь и заботу, надо заболеть. Так и начинают формироваться хронические болезни, причиной которых вполне может быть подсознательное желания получить сочувствие от близких. Некоторые матери искренни , но непоследовательны в эмоциональном взаимодействии с ребенком. Они то чрезмерно чувствительны, то холодны и недоступны. Невозможность предсказать поведение матери вызывает у младенца реакции беспокойства и гнева, ребенок оказывается в ситуации непредсказуемого, неопределенного, что может усилить его негативное поведение. Различия в качестве привязанностей к матери оказывает влияние и на романтические, интимные межличностные отношение взрослых.

Кроме того, уже доказано экспериментально, что стиль привязанности , складывающийся в раннем детстве, влияет на отношения человека к работе. Взрослые с надежным стилем привязанности к матери и на работе чувствуют себя уверенно, они не боятся сделать ошибку и не позволяют, чтобы их личные отношения мешали работе. При тревожной двойственной привязанности у людей отмечаются большая зависимость от похвалы, страх отвержения; они допускают, чтобы личные отношения сказывались на их деятельности. Такие люди часто чувствуют некомфортность в жизни. Контакт с матерью , сильная привязанность к ней крайне необходимы ребенку, особенно с момента рождения и до 3 лет. В процессе формирования привязанности к матери закладывается основа адекватных взаимоотношений с окружающими. Ребенок, тесно общаясь с матерью , получает от нее стимуляцию различных органов чувств (температурную, звуковую, зрительную, через прикосновения, т. е. тактильную, и др., что способствует дозреванию определенных структурно-функциональных систем мозга. Если в первые месяцы жизни ребенок лишен матери , то у него обнаруживаются такие нарушения психического развития, как ограничение способности к нормальным отношениям с людьми, агрессивность, жестокость, раздражительность, импульсивное поведение. В дальнейшем у таких детей отмечается сниженная способность к фантазированию и абстрактному мышлению, они неразборчивы в выборе друзей и поверхностны в отношениях с ними. Дети, воспитанные приемными родителями или даже в приюте, но получившие достаточно ласки и внимания, могут вырасти гармоничными личности.

Фото Legion-Media.ru

У некоторых детей период гипер-привязанности проходит довольно быстро и практически безболезненно. Но вот некоторые малыши, обычно в возрасте от 10 месяцев и до 2-3 лет, . Походы в душ, в соседнюю комнату, или выход в магазин всегда сопровождаются оглушительным плачем. Ребенок горюет, никого к себе не подпускает и потом долго не отходит от мамы после ее возвращения. Все чаще малыш требует маминого внимания и пристально следит за всеми ее передвижениями по дому.

Причины детской привязанности

Я не говорю о тех ситуациях, когда малыша оставили с незнакомым человеком, например, с новой няней, или о тех случаях, когда ребенок был сильно напуган. Здесь мы рассмотрим ситуации, в которых ребенок категорически предпочитает маму даже очень близким и хорошо знакомым родственникам, с которыми еще недавно у него были прекрасные отношения.

Двухмесячного ребенка намного проще оставить с бабушкой даже на ночь, чем, допустим, годовалого. Малышу просто нужен уход и ему пока все равно, кто этот уход осуществляет. А годовасику нужна конкретно мама, и бабушка его может не устроить: будет ныть и звать маму.

Причина такого поведения кроется в самом ребенке, ведь он фактически только начал осознавать себя как отдельную от мамы личность. А раз мама и он – это два разных человека, то это значит, что мама может уйти насовсем. Вот малыш и боится ее потерять, ведь для него пока не существует понятий времени и пространства. Поэтому даже ее кратковременный уход ребенок воспринимает как трагедию вселенского масштаба: он не понимает, что мама уходит от него не навсегда, а только на определенное время.

Кроме этого, есть еще несколько причин, которые могут спровоцировать такое поведение малыша.

Во-первых, такую болезненную привязанность ребенка к маме может спровоцировать чрезмерная мамина опека. В этом случае ребенок чувствует, что его со всех сторон окружает опасность, и единственный человек, который может его защитить – это мама.

Во-вторых, такое поведение ребенок может демонстрировать, если в семье произошла какая-либо трагедия – или смерть кого-то из близких. Если из поля зрения ребенка вдруг исчезает один из значимых для него взрослых, то у него может развиться сильный страх, что таким же загадочным образом пропадет и мама.

В-третьих, чрезмерная привязанность ребенка к маме может возникнуть из-за равнодушного или жестокого отношения к ребенку других взрослых. Если, к примеру, папа ребенка то и дело показывает малышу «кто в доме хозяин», то таким поведением он провоцирует ребенка на излишнюю привязанность к маме.

Что делать с детской привязанностью

В зависимости от ситуации есть несколько способов решить эту проблему. Если вы чувствуете, что перегибаете палку с опекой, пусть он по мере возможности познает мир на своем личном опыте. Хвалите его за любое проявление самостоятельности. Надел сам штанишки, шапку, носки – какой ты молодец! Сам съел кашу или суп – замечательно! Убрал самостоятельно игрушки – вот какой растет у мамы помощник!

Если в вашей семье недавно произошла потеря кого-то из близких, то необходимо как можно чаще убеждать ребенка в том, что мама никуда не денется и всегда будет рядом. Постепенно ребенок привыкнет к тому, что мама, уходя, обязательно возвращается. В этом случае категорически не стоит уходить из дома обманом: если мама уходит, не попрощавшись, тайком от ребенка, он еще сильнее пугается, когда обнаруживает, что мама неожиданно для него исчезла.

Папу, или других родственников, которые жестко или равнодушно относятся к детям, нужно убедить в том, что ребенок, все-таки, пока в силу своего возраста еще не в состоянии понять и принять необходимые правила поведения. Поэтому, если ребенок в чем-то и провинился, совсем не обязательно его наказывать, ведь можно просто объяснить его проступок словами.

Я думала, что моя дочь устроит истерику и не захочет идти в сад. Она у меня в 2 года панически боялась чужих людей - до истерик, от одного только взгляда незнакомого человека. Но очень спокойно пошла в садик, через 3 дня осталась на дневной сон, а через неделю и на полный день. Первые месяцы она держалась обособленно, но потом научилась дружить и играть с детьми, перестала так шарахаться от взрослых.

Старайтесь чаще выводить малыша «в свет». Попробуйте найти ему друзей, с которыми ему будет интересно, ходите в гости и приглашайте гостей к себе домой. Пусть ребенок знает, что окружающий мир – это не только мама, папа, бабушки, но и . Запишите ребенка в развивающий центр, таким способом вы достигнете сразу двух целей: вы будете весело и с пользой для развития проводить время вместе с ребенком, а заодно и найдете новых друзей.

Почаще гуляйте вместе с малышом в новых, интересных местах – в соседних дворах, в парке или лесочке. Пусть малыш видит, насколько огромен, интересен и разнообразен окружающий мир.

Если малыш болезненно относится к уходу мамы, то вам необходимо проявить терпение и мудрость. Самое главное – не нужно малыша ругать за его истерики и крики. Пожалейте его – ведь он просто очень боится, что мама уйдет и не вернется.

Лично я приучала своих детей к моему отсутствию постепенно. Например, между делом говорила, что мне надо ненадолго уйти, и выходила из квартиры буквально на пару-тройку минут. Как только дети начинали проявлять беспокойство – тут же заходила назад. Мы обнимались с ними, как будто после долгой разлуки, я хвалила их за стойкость и мужество, рассказывала, как скучала без них, и после этого мы продолжали заниматься своими делами. Через какое-то время я уже могла спокойно , зная, что они не станут рыдать по поводу моего отсутствия. Ну и, конечно, приходя домой, я всегда приносила своим малышам какую-нибудь игрушку или угощение.

Будьте терпеливыми, и ребенок рано или поздно поймет, что не стоит бояться ухода мамы, потому что она всегда возвращается к своему малышу.

Вплоть до середины 20-го века общество не придавало большого значения роли матери в жизни новорожденного ребенка. Считалось, что сильные эмоции малыша по отношению к маме и плач в ее отсутствие – лишь проявление природного страха лишиться источника питания. Поэтому вполне нормальным считалось, например, с младенчества отдавать детей в ясли.

В 60-х годах прошлого века слово «привязанность» наполнилось новым смыслом благодаря английскому психиатру Джону Боулби. Его исследования показали, что между ребенком и матерью – или другим человеком, который осуществляет постоянную заботу о малыше, – с момента рождения формируются особые, очень важные, отношения. Это отношения привязанности – глубокой эмоциональной связи между . Они закладывают фундамент для будущей в себе, здоровой самооценки, а главное – способности доверять, открываться и быть близким с другими людьми.

То, насколько здоровая привязанность сформируется у ребенка к его «главным взрослым», во многом определяет качество его будущих отношений на протяжении всей жизни.

В этой статье Я – Родитель расскажет о том, какие основные этапы развития проходят отношения привязанности, и что может сделать родитель, чтобы помочь ребенку благополучно повзрослеть.

Формирование привязанности к родителям начинается с момента появления малыша на свет. Лучшим временем для установления связи с ребенком считаются первые сутки его жизни. Важно, чтобы родители провели с ним как можно больше времени в этот первый день, держали на руках, прикасались, смотрели в глаза. Завершается этап соединения с родителем в возрасте 9-12 месяцев, когда ребенок отделяется от мамы и начинает активно передвигаться самостоятельно.

Лучшее, что вы можете сделать для своего ребенка в таком случае, – сначала помочь самому себе.

Анна Кольчугина

При гармоничном выстраивании взаимоотношений возникает нормальная привязанность ребенка к матери. Но так происходит не всегда. Случается и так, что у ребенка возникает неэффективная болезненная привязанность, часто проявляющаяся в виде аффективной привязанности. Он не может обходиться без нее ни минуты, встречаются случаи, когда ребенок гоняется за мамой. Что делать и как это можно исправить, будем разбираться.

Прекрасно, когда процесс взросления и взаимодействия с миром у малыша протекает гармонично и безболезненно. Когда мама – гарант безопасности, принятия и поддержки для своего чада на причудливом и удивительном жизненном пути. Ведь именно мама чаще всего становится тем самым значимым взрослым человеком в жизни ребенка, к которому у него формируется привязанность. И так важно, чтобы процесс ее формирования и она сама были надежными и гармоничными.

Осторожно, небезопасная привязанность!

Увы, так бывает не всегда. Случается, что все поведение матери превращается в «причинение счастья». Исходя из лучших соображений, совершаются большие ошибки, влияющие не только на качество привязанности, но и на дальнейшую жизнь ребенка. В результате у ребенка формируется ненадежная и небезопасная привязанность, которая может быть нескольких видов:

    Индифферентная привязанность (избегающий тип)

Как следует из названия, это равнодушное поведение ребенка, направленное на избегание любого общения. Такие дети не проявляют интереса к людям: ни к детям, ни к взрослым. Они не испытывают особых эмоций при уходе матери, как впрочем, и при ее возвращении.

Родительский вклад: зачастую, родители ребенка с таким типом привязанности делают акцент исключительно на своих интересах и потребностях, не учитывая реальные желания и потребности ребенка. Можно выделить два ведущих типа поведения, характерных для мам в таких отношениях:

  • «Эгоистический», при котором ребенок скорее помеха для привычной жизни, чем желанный объект любви и заботы. Такие мамы стараются максимально сократить контакт с крохой и отвергают его потребности. Они предпочитают предметно успокаивать свое чадо (чаще всего игрушками), не вступая с ним в эмоциональный контакт (объятия, общение, поглаживания).
  • «Альтруистический», характеризующийся чрезмерным присутствием мамы. Ее гиперопека не имеет ничего общего с теплом и заботой о малыше. Она делает лишь то, что считает нужным и полезным для ребенка, нисколько не считаясь с его нуждами и потребностями. Часто мамочки такого типа поведения относятся к сторонницам раннего развития и буквально «терроризируют» ребенка занятиями и упражнениями каждую свободную минутку.

И в том, и в другом случае поведение матери провоцирует развитие у малыша отчужденности, стремления избегать эмоциональной близости и общения. Такие дети имеют заниженную самооценку и очень трудно устанавливают контакт с другими детьми, они скрытны и замкнуты, часто конфликтны и отстранены от мира.

    Ненадежная привязанность дезорганизованного типа выражается в боязливом поведении ребенка. И боязливость эта направлена на саму мать. Ребенок старается предугадать реакцию мамы на его поведение, чтобы не вызвать ее гнев. Часто такие дети при появлении матери стараются убежать и спрятаться, либо замирают на месте.

Родительский вклад: для матерей таких детишек характерно пренебрегающее либо жестокое поведение, вплоть до применения физической силы (домашнее насилие) или агрессивного психологического давления. Может показаться, что ребенок постоянно раздражает и злит ее.

В такой обстановке «во главе угла» для крохи становится выживание и сила, которая для этого необходима. Часто такой ребенок суров и нелюдим, и склонен прибегать к тактикам избегания либо замирания. Он испытывает трудности в установлении контакта и эмоциональной связи с другими людьми.

    Аффективная привязанность (тревожно-сопротивляющийся тип) подробно описывается ниже.

Аффективная привязанность ребенка, что это?

В различных информационных источниках для родителей можно встретить два взгляда на феномен аффективной привязанности.

С одной точки зрения, аффективная привязанность определяется как чрезмерная, очень сильная привязанность ребенка к матери (реже к другому значимому для крохи взрослому). Ребенок не хочет расставаться с мамой буквально ни на минуту.

Другая точка зрения гласит, что аффективная привязанность - это один из видов «искаженной привязанности». Она выражается в том, что с одной стороны ребенок очень привязан к маме и очень тяжело переживает ее исчезновение из поля зрения, с криком и плачем. С другой стороны, когда мама вновь появляется, он испытывает радость и злость одновременно. Кроха стремится к ней, цепляется и «липнет» и в ту же минуту отталкивает ее и начинает кричать, плакать. Такое поведение малыша зачастую провоцируется самими родителями.

Родительский вклад: мамочки, ведущие себя неоднозначно по отношению к своему чаду, ласкающие и ругающие его не по заслугам, а по настроению, не понимают, что сами формируют у ребенка аффективную привязанность, что такое поведение негативно сказывается на формировании базовых моделей реагирования малыша на самого себя и окружающий мир.

Непоследовательное поведение мамы заставляет ребенка тревожиться. Он не понимает, каким должно быть «правильное» и «неправильное» поведение, потому что в разное время его могут похвалить и поругать за один и тот же поступок. В результате, самый важный человек не вызывает у него чувства принятия, безопасности и безусловной любви, а создает условия для болезненной привязанности к нему, вызывая противоречивые чувства.

Примерами такого поведения матери могут быть следующие ситуации: мама может нежно обнимать ребенка и при этом выговаривать ему за неправильное поведение или радоваться и через секунду демонстрировать абсолютную холодность, она может ласково успокаивать плачущего ребенка, но при отсутствии результата начинает ругаться и кричать на него. Случается, что поведение мамы на людях и наедине с малышом разнится. В присутствии посторонних людей мать ведет себя ласково и приветливо, обнимает и «сюсюкает» кроху, а наедине с ним проявляет холодность и отстраненность. При таком обращении малыш усваивает двойственный паттерн поведения, и сильная привязанность ребенка к матери становится показателем его неуверенности в ее к нему отношении. Например, кроха может истерически проситься на руки к маме, но попав туда, тут же требует, чтобы его отпустили.

При таком подходе к воспитанию привязанность ребенка к матери становится формой манипуляции. Он усваивает, что желаемое можно получить, устроив истерику, и начинает вполне успешно воплощать такой подход в жизнь.

А что потом?

Искаженность и неустойчивость привязанности - еще не предел. Отсутствие внимания и адекватного реагирования на потребности малыша, непоследовательность эмоциональной реакции на его просьбы и стремления могут привести и к более серьезным последствиям. Ненадежная привязанность способна привести к ее расстройству.

На сегодняшний день специалисты выделяют 2 типа таких расстройств:

  • Расторможенное, при котором у ребенка утрачивается граница и он буквально «липнет» к любому взрослому без разбора.
  • Реактивное, когда мать становится практически центром мира для ребенка. Такие детки отказываются от контакта другими детьми и взрослыми, проявляют крайнюю настороженность в присутствии незнакомых им людей, не утрачивая ее даже после утешения со стороны матери.

Чаще всего расстройства привязанности ребенка к матери сопровождаются и дополнительными психологическими проблемами: ПТСР, острая стрессовая ситуация или эмоциональное потрясение.

Важно понимать, что младенчеством и детством жизнь не ограничивается, и усвоенные модели отношений и поведения малыш пронесет через всю дальнейшую жизнь. Как каждый из типов привязанностей ребенка к матери скажется на его будущем, хорошо иллюстрирует приведенная ниже таблица:

Привязанность

Сфера жизни

Надежная

Избегающая

Аффективная

Отношение к себе

Уверенность в себе и в своих силах, позитивное самоотношение и адекватная оценка себя

Низкая оценка себя и своих способностей, ощущение непризнанности со стороны окружающих

Отношение к родителям

Взаимное доверие и взаимопонимание, стремление к контакту и оказанию помощи, заинтересованность

Отношения по надобности. Ребенок вспоминает о родителях только в случаях какой-либо нужды, в противном случае он о них даже не вспоминает

Отсутствие родителей в жизни, нежелание контактировать и интересоваться ими

Романтические и семейные отношения

Взаимоуважение и стремление к стабильности отношений, к выстраиванию прочного и долговременного союза

Стремление к слиянию и полному растворению друг в друге, ревнивость и страстность. Ощущение того, что настоящую любовь нужно найти и сделать это очень трудно

Трудности в выстраивании глубокой эмоциональной связи, боязнь открыться другому человеку, скептическое отношение к любви

Трудовые отношения

Способны расставлять приоритеты и не смешивать работу и личную жизнь. Такие люди понимают, что могут совершить ошибку в работе и не воспринимают это на свой счет. Они последовательны и адекватны в оценке своих способностей

Они жаждут признания и восхищения со стороны окружающих. Самое важное – это поощрение. Близко к сердцу принимают рабочие моменты и склонны смешивать рабочее и личное.

Чрезмерно требовательны к себе и крайне редко удовлетворены своими результатами. Люди, отгораживающиеся работой от личной жизни, буквально живущие ей.

Таким образом, формирование надежной привязанности ребенка к матери еще во младенчестве имеет ключевое значение для его дальнейшей жизни во всех ее аспектах.

Как сделать привязанность надежной?

Ключевую роль в формировании «правильной» привязанности играют три момента:

  • Стабильность – это многократное повторение определенного поведения мамы по отношению к малышу. Правильной реакцией на плач крохи является желание его успокоить и приласкать, на его попытки контакта – ответная положительная реакция, улыбка и ласковое обращение. Таким образом, малютка усвоит, что мама – тот самый человек, который поможет и утешит, приласкает и поддержит. Вот такая нехитрая схема способна сформировать прочную основу для формирования надежной привязанности малыша к маме.

На заметку : Cлучается, что стабильно контактирующим с ребенком взрослым оказывается не мама, а, к примеру, няня. В этом случае не стоит ее заменять раньше, чем малышу исполнится хотя бы годик. Это касается и других значимых взрослых: если человек занимается и чаще остальных контактирует с ребенком, не нужно перепоручать уход за ним другому. По возможности, необходимо постараться сохранить стабильность контакта.

  • Контактность. Для установления крепких и здоровых взаимоотношений с ребенком важно контактировать с ним как на эмоциональном, так и на физическом уровнях. Открытая и понятная малышу эмоциональная реакция мамы, сопровождаемая нежными прикосновениями – залог формирования прочных и надежных взаимоотношений. Речь идет не о потакании капризам, а об адекватном реагировании на потребности крохи. Ему необходимы тепло материнских рук, объятия и ласка, подбадривания и потискивания, улыбки и нежные слова. Все это – основа счастливого детства и гармоничного развития малыша.
  • Чуткость выражается в реагировании мамочки на любой сигнал со стороны малыша. В поддержке его инициатив и стремлений. Каждая мама интуитивно, внутренне понимает свое чадо, знает, чего хочет ее малыш и как поступить в той или иной ситуации. Здесь важно помнить, что в вопросах взаимопонимания и отреагирования опираться следует на свое внутреннее ощущение, а не взывать к разуму. Доверие и вера в себя – единственное, что нужно мамочке в контакте с малышом. Это не относится, конечно же, к вопросам ухода и здоровья. В этих моментах мнение и знания специалистов неоспоримы.

Когда малыш 2-3 лет привязан к матери, в этом нет ничего необычного. В этом возрасте он уже может огорчаться, когда мама уходит на работу, немного скучать по ней, быстро отвлекаться и радоваться, когда она приходит. При надежной привязанности эта «прилипчивость» проходит уже после 3 лет. Но в некоторых случаях период, когда ребенок провожает на работу со слезами и слишком болезненно реагирует на расставание с ней, затягивается до 5-7 лет. Это тревожит мам, потому что ребенку необходимо идти в школу, и круглые сутки находиться рядом с ним невозможно.

Привязанность малыша к матери бывает благополучной и неблагополучной. При благополучном типе привязанности ребенок отпускает маму на работу, радуется ее приходу, а в ее отсутствие без проблем остается с другими родственниками - папой, бабушкой или дедушкой. более старшего возраста со здоровой привязанностью готовы общаться с мамой, обсуждать прошедший день, спрашивать совета, делать вместе уроки, посещать культурные мероприятия. Но так же охотно они делают это и с другими людьми.

Специалисты по детской психологии выделяют несколько типов нездоровой привязанности:

  • болезненная привязанность, при которой ребенок постоянно цепляется за мать или старается раздражать ее или других взрослых. Такой тип привязанности может сформироваться в результате гиперопеки или отвержения;
  • неровная привязанность, при которой у ребенка постоянно меняется настроение - от грубого к ласковому, и наоборот. Формируется в результате неровного отношения к матери, так и не сумевшей выстроить линию поведения с малышом и постоянно чередующей грубость и ласку;
  • избегание привязанности. Формируется в результате болезненного разрыва отношений не только с мамой, но и с любым другим значимым взрослым. Дети с избегающим типом привязанности уже с раннего возраста никому не доверяют;
  • вытеснение привязанности негативными ощущениями. Формируется у детей, пострадавших от жестокого обращения и вынесших из него установку о том, что никому нельзя доверять, а другие должны бояться. Обычно такой тип привязанности встречается у ребенка из неблагополучной семьи или детского дома.

Ребенок может быть привязан не только к маме, но и к любому другому значимому взрослому - отцу, бабушке или няне. Но именно мама - самый главный взрослый для каждого малыша. И чаще всего именно за ней ходит ребенок и боится потерять.

Почему дети 5-7 лет сохраняют сильную привязанность к матерям?

Быть «маминым хвостиком» в 2-3 года - нормально для малыша. Мамы человеческих детенышей, конечно же, не носят их в сумке, как кенгуру. Но ребенок - «хвостик» 5-7 лет все так же продолжает цепляться за маму. Это начинает вызывать беспокойство самой мамы и обвинения в ее адрес других взрослых.

Если детская «прилипчивость» не прошла к старшему дошкольному возрасту, значит, дело в травматичном опыте. Вполне возможно, что когда-то были вынуждены разлучиться внезапно и резко, и это вызвало у малыша серьезную травму. Болезненная «прилипчивость» может возникнуть, когда ребенок потерялся в общественном месте, или когда мама была вынуждена отправиться в больницу, а другие взрослые не позаботились о подготовке малыша к этому событию.

Другой причиной для формирования чрезмерной привязанности может стать не отдельный травматичный эпизод, а общая тревожность ребенка. Она может развиться на генетическом уровне, передавшись от мамы или других тревожных взрослых. Болезненные расставания матери и ребенка могут быть также следствием гиперопеки или чрезмерной маминой тревожности.

Для общения с тревожным ребенком взрослым необходимо спокойствие и чувство такта. Не следует ругать его за излишнюю «прилипчивость». Как правило, он «перерастает» ее уже к моменту начала школьной жизни. А к подростковому возрасту ребенок уже точно перестанет бегать за мамой. И сами тревожные мамы должны понимать, что они не могут постоянно находиться рядом с ребенком, и у них должно быть личное время и личное пространство.


Если мать и ребенок слишком привязаны друг к другу, а объективные обстоятельства не всегда позволяют им быть вместе, то «резких движений» делать не следует. «Прилипчивые» и тревожные малыши будут ощущать дискомфорт, если мамы внезапно отдают их в детский сад. В отсутствии мамы они боятся, что она не вернется, и рисуют в своем воображении страшные картины.

Подобное поведение достаточно «большого», на первый взгляд, ребенка, может вызывать у мамы недовольство и беспокойство. Если малыш никак не хочет ее отпускать, но другого выхода не остается, то она может начать ругать его от бессилия что-либо изменить. В итоге слишком резкий отрыв в виде похода в детский сад или разлуки на длительный срок приводит к тяжелым психологическим травмам, последствия которых будут ощущаться и во взрослом возрасте.

Маме тревожного ребенка не следует ругать или упрекать его за излишнюю «прилипчивость». Если разлуки не избежать, то ей необходимо сохранять спокойствие и акцентировать внимание не на страхах и опасениях, а на скорой встрече и позитивных моментах, которые она принесет. Разумеется, тревожным мамам бывает сложно излучать позитив и передавать его ребенку, когда они сами испытывают страх перед разлукой с ним.

«Прилипчивым» малышам необходимо давать возможность проявить самостоятельность, но при этом не следует делать резких движений. Ведь они «цепляются» к мамам не из эгоизма или чувства собственности, а потому что так устроена их нервная система. При правильном подходе привязанность приобретает здоровый характер.

«Прилипчивый» ребенок может отлично адаптироваться в коллективе. В школе желание «цепляться» к маме исчезает само собой - появляются новые люди, новые друзья и новые обязанности, и мама уже перестает быть «центром вселенной». Приходит время - и ребенок становится старше, самостоятельнее и увереннее в себе.

Пройдите тест

С помощью этого теста попробуйте определить уровень коммуникабельности вашего ребенка.

Использованы фотоматериалы Shutterstock

© 2021 nywishes.ru - Поздравления с праздниками на все случаи жизни