логотип
Распространенные проблемы в поведении детей. Почему порой поведение ребёнка меняется в отсутствие родителей? Помните, что наказание и проявление любви не исключают друг друга

Распространенные проблемы в поведении детей. Почему порой поведение ребёнка меняется в отсутствие родителей? Помните, что наказание и проявление любви не исключают друг друга

11.01.2021

Мы живем в быстро меняющемся мире. Трудности, с которыми сталкиваются родители, желая помочь своему ребенку вырасти счастливым человеком, необычайно разнообразны. Родительский уход - вещь очень важная, но он не должен вращаться вокруг вопроса «правильно ли мы это делаем?». Детям нужны взаимоотношения с родителями, построенные на терпении, заботе и любви, без которых им трудно будет вырасти уверенными в себе и коммуникабельными людьми. Они нуждаются в поощрении и похвале. Родителям следует знать потребности и чувства своего ребенка. Дети вообще очень восприимчивы, и родители, сами того не сознавая, часто создают для них проблемы, ожидая от них слишком много или слишком мало.

Плохое поведение детей во многом зависит от таких факторов, как усталость, скука и голод. Унылые, несчастные дети гораздо чаще попадают в какую-либо беду, чем те дети, за которыми налажен хороший присмотр и уход. Многих потенциальных проблем, связанных с поведением детей, можно избежать, если искренне и с пониманием относиться к их нуждам и не допускать конфликтов. Отвлекающая уловка гораздо более эффективна, чем постоянные «нельзя» и «не смей».

Каждый ребенок имеет свои собственные психологические особенности и по-своему реагирует на ситуации, возникающие в его семье. Представления о том, как надо обращаться с детьми, тоже зачастую меняются вместе с модой. Родители порой бывают слишком обеспокоены поведением своих детей и задаются вопросом, не отразится ли их непослушание на их здоровье. Однако многие проблемы, связанные с поведением, являются частью нормального развития, и, если подойти к ним с пониманием, настойчивостью и терпением, их вполне можно преодолеть.

5.7 (а) НЕКОТОРЫЕ ОБЩИЕ ПРОБЛЕМЫ ПОВЕДЕНИЯ, ВСТРЕЧАЮЩИЕСЯ СРЕДИ ДЕТЕЙ В ВОЗРАСТЕ ДО ПЯТИ ЛЕТ

Застенчивость

У детей иногда бывают периоды, когда они становятся особенно застенчивыми, что обычно проистекает из неуверенности в себе. В этих случаях хорошо

помогают частые контакты с другими детьми, особенно в сложных игровых ситуациях. Застенчивость ребенка не следует обсуждать в его присутствии, и, если подходить к этой проблеме с достаточным тактом, обычно она полностью исчезает.

Для маленького ребенка бояться некоторых вещей - вполне обычное явление, поскольку он не обладает еще достаточным опытом и пониманием окружающей действительности. К сожалению, детские страхи иногда могут порождаться взрослыми людьми. С чрезмерными страхами следует бороться, внушая ребенку, что ему ничто не угрожает, и помогая развивать уверенность в себе. В случае, если с сильными страхами справиться не удается, можно прибегнуть к помощи компетентного специалиста. Избавить родителей от беспокойства может также обсуждение этой проблемы со специалистом.

Ревность

Все дети временами бывают очень ревнивы, что может проявляться самыми различными, в том числе и весьма невразумительными путями. Главным образом ревность основывается на страхе потерять расположение родителей. Проявлениями ревности могут стать заикание, чрезмерно выражаемая нежность, желание быть покормленным матерью (после того как ребенок уже давно научился есть самостоятельно), мочеиспускание в постель, частое выделение мочи, желание есть из бутылочки для искусственного кормления, агрессивность, стремление к разрушению, неоправданный отказ от пищи и многое другое. Разумеется, у одних детей признаки ревности проявляются ярче, чем у других.

Ревность представляет собой нормальное чувство и является частью развития личности ребенка. При появлении ее признаков следует приложить все усилия к тому, чтобы понять ее причины и попытаться их устранить, - например, избегая вносить какие-либо изменения в распорядок жизни первенца, после того как новорожденный ребенок будет взят домой. Здесь очень важны родительское терпение и понимание, а также время, необходимое на то, чтобы ребенок почувствовал, что его по-прежнему искренне любят. Хорошие результаты приносит специально выделенное время для игр, которое ребенок проводит с родителями или в специальной детской группе.

Упрямство и плохое поведение

Родители, наблюдая за развитием своего ребенка, испытывают огромную радость и удовлетворение, перемежаемые минутами раздражения, полного отчаяния и даже депрессии. Дети, начинающие ходить, очень легко могут нарушить мир, царящий в семье, причем труднее всего понять своего ребенка именно в этом возрасте. Все нормальные дети проходят через такой тяжелый период, встречающийся обычно в возрасте от 18 до 30 месяцев, хотя он может иметь и более широкие временные границы - от 9 месяцев до трех лет. Поведение детей в это время колеблется в очень широких пределах. В результате получается очень неустойчивая смесь из хороших, дурных и просто отталкивающих поступков. Дети всячески манипулируют своими родителями, проявляют большое упрямство и ищут к себе внимания. Поскольку большинство родителей имеют слабое представление о типичном поведении детей в этом возрасте, они чувствуют себя очень одинокими, неумелыми наедине со своим малышом. Родители также не любят обсуждать свои проблемы, поскольку опасаются критики в свой адрес и боятся прослыть плохими родителями. Между тем подобное поведение детей вполне нормально, хотя между ними и существуют определенные различия, позволяющие считать одного ребенка более трудным, чем другого. Очень важно как можно раньше распознать надвигающиеся проблемы и твердо приступить к их разрешению. В этом встревоженной матери большую помощь могут оказать специальные группы детей одного возраста для совместных игр. Если же родители чувствуют, что поведение их ребенка переходит всякие границы, им следует обратиться за советом к врачу.

Поиск внимания к себе

Еще одна особенность нормального поведения детей в возрасте от 9 месяцев до 3-4 лет - «поиск внимания». Ребенку нравится все, что вносит в дом тревогу и беспокойство. Он может обнаружить, что, отказываясь есть, жевать, глотать пищу или даже вызывая рвоту прямо за столом, он становится причиной крайней суматохи в доме и приводит свою мать в сильное расстройство. Ребенок плачет и кричит, получив легкий шлепок, и закрепляет эту привычку, если его пытаются успокоить, взяв на руки или с помощью сладостей. Родителям следует постоянно быть начеку, чтобы пресекать подобное поведение;

даже самые развитые дети пытаются прибегать к таким трюкам.

Большинство проблем этого рода можно преодолеть, не обращая на них внимания и отвлекая ребенка. Чем меньше поднимать из-за них суматохи, тем быстрее они отпадут. Наказание редко приносит эффективные результаты. Ласка и похвала за хорошее поведение, внимание к ребенку и побуждение к хорошим поступкам - вот лучший способ избавиться от всех проблем, связанных с плохим поведением детей. Это поможет ребенку развить чувство уверенности в себе и ощутить свою безопасность.

Вспышки раздражительности

Они встречаются в основном в возрасте от полутора до трех лет. Ребенок с сильной волей и высоко развитым чувством независимости часто отказывается слушаться родителей и поступает по-своему. Большинство вспышек такого рода считаются нормальным явлением. В основе их лежат ревность, чувство неуверенности, усталость или голод. В таком состоянии ребенок ничего больше не видит, кроме своих собственных потребностей. Вспышка раздра-

жительности обычно сопровождается тем, что ребенок дерется, пинается, кричит. Попытки урезонить его в это время совершенно бесполезны. Лучший способ справиться с ним - не проявлять к вспышке раздражительности ребенка никакого интереса, отнестись к ней с полным безразличием. Если ребенок сможет добиться от вас таким путем того, что он хочет, то подобный приступ повторится. Если раздражительность ребенка полностью выйдет из-под вашего контроля, вам следует обратиться за советом к врачу.

Задержка дыхания

С подобным «приемом» бороться особенно сложно. И в этом случае родителям следует демонстрировать минимум обеспокоенности поведением ребенка, чтобы он не добился желаемого. Однако необходимо помнить, что задержка дыхания может перейти в судороги. Очень важно знать, когда следует вмешаться - не слишком рано, но и не слишком поздно. Случаи произвольной задержки дыхания очень пугают родителей, и, если они не прекращаются, им следует обратиться за консультацией к врачу.

Чрезмерная активность

Есть дети, которые, если можно так выразиться, всегда на ногах, и родители с легкостью приходят к убеждению, что у их ребенка гиперактивность. Между тем на самом деле это бывает очень редко. Просто одни дети активнее других, а голод или скука еще более усиливают их активность и провоцируют к крайне беспокойному поведению. Чаще всего это встречается среди мальчиков.

Таким детям следует предоставить максимум свободы, особенно на открытом воздухе, снабдив их всем необходимым для игр. Медицинское вмешательство необходимо лишь в случае чрезмерной активности ребенка.

Агрессивность - драчливость и кусание

Большинство нормальных детей проявляют агрессивность, особенно в возрасте около двух лет. Агрессивные действия обычно вызываются усталостью, голодом, скукой, неуверенностью и ревностью. Наиболее эффективный метод для подавления этих симптомов - предоставлять ребенку максимально широкие возможности для игр как в доме, так и на улице, а также свободу выбора игры

по душе, при этом с неодобрением относиться к любым проявлениям агрессивности и последовательно разрешать эти проблемы.

Стремление к разрушению

Разрушительная деятельность ребенка отнюдь не всегда бывает намеренной и может вызываться просто отсутствием опыта в обращении с предметами и детской любознательностью. Все легко ломающиеся предметы следует держать вне пределов досягаемости ребенка. Нельзя позволять ребенку раскидывать вещи по комнате, а любую игрушку, которую он пытается сломать непреднамеренно, необходимо забрать у него на неделю или две. Ее возвращению ребенок очень обрадуется.

Должны быть приложены все усилия, чтобы занять ребенка, проявляющего наклонности к разрушению, играми, общением с приятелями или предоставить какой-либо другой выход его энергии, особенно вне дома.

Неприличные слова

Ребенок не понимает смысла тех неприличных слов, которые произносит, поэтому, убедившись, что над ребенком не смеются и что дома этими словами никто не пользуется, лучше всего просто игнорировать эту проблему.

Ложь (выдумывание историй) Не стоит беспокоиться, если ребенок, не достигший пяти лет, иногда говорит неправду. Способность быть правдивым развивается медленно. Обыкновенно трехлетние дети любят выдумывать истории - это часть их нормального развития. В этом их следует поддерживать и превращать их наклонность к сочинительству в игру воображения.

Маленькие дети очень эгоцентричны и не имеют понятия о необходимости считаться с другими людьми. В них развита нормальная склонность добиваться и получать все, что им хочется. Родители обычно стараются, чтобы их ребенок делился игрушками с приятелями, но двух- или трехлетнему человечку непонятно, зачем это надо делать. Постепенно путем имитации и при умелой поддержке ребенок научится делиться с другими, и здесь опять же значительную помощь окажут разумное использование игрушек, общение с приятелями и участие в играх в группах для детей младшего возраста.

Обычно родителей приводит в затруднение любая перемена в поведении их ребенка - особенно такого, который только начал ходить, поскольку в этом возрасте дети легко начинают плакать без всякой видимой причины. Взрослые часто сердятся и раздражаются, когда они устали или голодны; дети обычно плачут по тем же причинам. Самая большая проблема заключается в том, что плачущий ребенок не осознает, насколько уставшей может быть его мать, и в этом случае создается напряжение, которое может привести к взаимным обидам. Как бы ни были заняты родители, надо немедленно уделить внимание маленькому ребенку; он не может ждать ни минуты, пока закончат кормить другого ребенка или разговаривать по телефону. Такие быстрые перемены поведения, наблюдаемые у маленьких детей, вполне естественно ставят в тупик родителей, которые начинают подозревать, что их ребенок болен или что у него двойственный характер (проявляются то хорошие, то дурные качества). Тем не менее подобные явления обычно совершенно нормальны.

Проблемы со сном

Большинство детей бывает очень трудно уложить в постель вечером. Поэтому необходимо учитывать следующее.

Режим сна. Всем детям, как и взрослым, необходимо разное время для сна. Очень важно правильно установить потребности вашего ребенка. Сколько он должен спать днем, следует определить на основании опыта, а потом придерживаться соответствующего ежедневного распорядка.

Тишина и распорядок. Тишина очень помогает наладить режим сна ребенка, и она должна стать частью ежедневного распорядка в вашем доме - ужин, купание, спокойные игры, питье на ночь, рассказывание истории, укачивание и сон. Тишина важна так же, как постоянство в режиме. Детям требуется время, чтобы успокоиться. Поэтому никакие нарушения режима недопустимы, и только надлежащая твердость может привести к необходимым результатам.

Помимо этого, следует еще принять во внимание следующие вопросы:

Где следует ребенку спать?

Достаточно ли там тепло?

Следует ребенку спать в детской или обычной

Сколько времени нужно ребенку на сон?

Основные проблемы, связанные со сном, заключаются в следующем:

Ребенок кричит посреди ночи.

Ребенок не хочет ложиться спать.

Ребенок каждую ночь приходит в постель к роди

Для разрешения этих проблем родители должны проявить твердость и настойчивость, а в случае особого беспокойства им следует обратиться за советом к специалисту. Нарушения сна часто начинаются после болезни или после распада семьи, однако хороший уход и последовательное соблюдение режима вернут ребенку нормальный сон.

Плохой аппетит и отказ от пищи

Многие родители беспокоятся, что их дети плохо едят. Зачастую весь дом бывает вовлечен в проблему, что ребенок ест, а что не ест. Ему позволяют капризничать в выборе пищи, поскольку его отказ от еды вызывает еще большее беспокойство. Чем больше шуму поднимать вокруг еды, тем больше он будет от нее отказываться. Аппетит ребенка варьируется. На плохой аппетит просто не следует обращать внимания. Ни один здоровый ребенок не станет голодать.

Если к концу дня, в течение которого ребенок отказывается от еды, родителям начинает казаться, что его поведение выходит за рамки обычного и они теряют над ним контроль, то им следует обратиться за советом к врачу. Однако следует помнить, что

большинство проблем такого рода являются частью нормального развития ребенка и исчезнут в должное время.

Иногда дети ведут себя ужасно: не слушаются родителей, спорят с ними и грубо отвечают на любое замечание, обижают своих сверстников на детской площадке, забирают вещи. Родителям приходится нелегко, когда их дети ведут себя подобным образом. Рассмотрим наиболее распространенные проблемы в поведении ребенка, и попытаемся выяснить, как их распознать и как с ними справиться.

Какое поведение считается нормальным?

Четкого определения «нормального» поведения не существует. Оно зависит от возраста ребенка, его характера, эмоционального развития и окружения, в котором он воспитывается.

В целом, нормальным можно считать поведение, допустимое для данного возраста, уровня развития в обществе и культуры. Даже если поведение не соответствует ожиданиям социума или культуры, его можно считать нормальным при условии, что оно нормально для соответствующего возраста и не приносит вреда окружающим.

Что говорит об отклонении от нормы

Если ребенок иногда впадает в истерику , спорит или кричит – это нормально. Но если такое поведение проявляется ежедневно – у родителей есть повод для беспокойства. Обратите внимание на следующие признаки, свидетельствующие о проблемах в поведении:

  • Ребенку трудно справляться со своими эмоциями. У него случаются эмоциональные вспышки по мельчайшему поводу.
  • Ребенок становится импульсивным. Он может ломать или разбрасывать вещи, кричать или проявлять деструктивное поведение другими способами.
  • Общительный ребенок вдруг замыкается в себе, пререкается и становится грубым без явной на то причины.
  • Ребенок часто лжет , ворует или забирает вещи, которые ему не принадлежат.
  • Плохое поведение в школе: драки , опоздания и прогулы.
  • Учащаются ссоры и конфликты со сверстниками, что влияет на его социальную жизнь.
  • Он не может сконцентрироваться на чем-либо, становится беспокойным, ленивым или рассеянным.
  • Сексуальное поведение ребенка не соответствует его возрасту.
  • Он оспаривает все ваши указания, нарушает установленные правила просто для того, чтобы позлить вас.
  • Ребенок наносит себе увечья или задумывается об этом. Высказывает мысли о самоубийстве.

С незначительными проявлениями подобного поведения можно справиться, изменив стиль воспитания или воспользовавшись помощью психолога. Но существует ряд проблем в поведении, справиться с которыми не так просто. Рассмотрим их подробнее.

Распространенные проблемы с поведением ребенка

Дети часто нарушают правила и бунтуют против общепринятых норм для того, чтобы посмотреть на реакцию окружающих. Так они узнают, какое поведение допустимо, а какое – нет. Для этого они используют следующие модели поведения.

Неуважение и дерзость

Когда ваша трехлетняя дочь дерзит вам – это может показаться смешным. Когда дочери уже 7 лет, на все ваши просьбы она говорит «нет» и переходит на крик – это начинает раздражать. Если не взять ситуацию под контроль, такое поведение может привести к постоянным спорам между родителями и ребенком. Как поступать в таких случаях.

  • Ребенок пререкается, но подчиняется вашим указаниям? Тогда не обращайте внимания на такое поведение. Игнорирование плохого поведения может быть довольно эффективной тактикой.
  • Если ребенок выполняет ваши просьбы, но при этом пререкается? В этом нет ничего страшного. Объясните ему, что чувствовать злость – нормально, но недопустимо разговаривать с вами неуважительным тоном.
  • В случае, когда ответная реакция ребенка угрожает окружающим или ему самому, следует быть внимательным к тому, что он говорит, и держать ситуацию под контролем.
  • Не реагируйте импульсивно. Дайте ребенку успокоиться и только после этого спокойно поговорите с ним. Объясните, какое поведение допустимо, а какое – нет.
  • Установите границы и объясните, что за плохое поведение ребенок понесет наказание. Не угрожайте, просто констатируйте факт, что в случае плохого поведения он не пойдет в кино или не получит мороженое.
  • Озвучьте свои ожидания по поводу желаемого поведения.
  • Подумайте о том, как вы ведете себя с ребенком или с другими людьми в его присутствии. Вы проявляете грубость или неуважение? В случае положительного ответа – подкорректируйте свое поведение.

Сквернословие

Испытывая злость, дети повышают голос и кричат. Если ребенок начинает сквернословить еще до того, как ему исполнилось 10 лет – это серьезный повод для беспокойства. Обычно дети кричат или ругаются, чтобы затеять спор с родителями или просто настоять на своем. В таком случае придерживайтесь следующих рекомендаций:

  • Убедитесь, что вы сами не используете бранную речь в присутствии детей.
  • Не допускайте сквернословия дома.
  • Четко объясните, что за подобное поведение его ждет наказание, и всегда придерживайтесь этой договоренности.
  • Если сквернословит ребенок младшего возраста – немедленно сделайте ему замечание. Объясните, что это плохое слово и люди не любят тех, кто его употребляет.

Вы по неосторожности употребили подобное слово в присутствии ребенка? Тогда немедленно извинитесь. Можно даже попросить ребенка напоминать вам, что это плохое слово, каждый раз, когда вы его произнесете.

Агрессивное или жестокое поведение

Испытывать злость – нормально для ребенка, да и для взрослого человека. Когда злость переходит в жестокое или агрессивное поведение – это свидетельствует об эмоциональных проблемах. Перепады настроения, расстройства поведения, травмы, импульсивность или фрустрации могут вызвать агрессию у ребенка. Иногда он может использовать агрессию в целях самозащиты.

Ребенок учится агрессивному поведению . Задумайтесь, какая эмоциональная обстановка окружает его дома.

  • Простейший способ отвечать на агрессивное поведение ребенка – накричать на него в ответ. Но этим вы покажете ребенку плохой пример. Дети учатся справляться со своими импульсами и эмоциями у своих родителей. Поэтому, вместо того, чтобы повышать голос, успокойтесь и успокойте ребенка;
  • Сопереживайте ребенку, принимайте его чувства, но объясните ему, что драться или кусаться недопустимо. Скажите: «Я понимаю, что ты злишься. Но драться и кусаться нельзя. Ни в коем случае!»
  • Объясните ребенку, что в случае агрессивного поведения он будет наказан. Предложите ему альтернативный вариант. Например, научите его использовать фразы «Я злюсь», «Мне это не нравится» вместо проявлений жестокости.

Показывайте ребенку хороший пример адекватного поведения и не применяйте физического наказания. Также поощряйте позитивное, неагрессивное поведение ребенка.

Ложь

Дети часто говорят неправду. Родители беспокоятся, уличая ребенка во лжи. Вы можете чувствовать себя преданными, уязвленными и даже сомневаться, сможете ли вы в будущем доверять малышу. Чтобы предотвратить ложь, придерживайтесь следующих советов:

  • Не воспринимайте ложь как знак личного неуважения. Посмотрите на ситуацию с точки зрения ребенка и постарайтесь понять, что заставило его сказать неправду.
  • Дети могут говорить неправду из-за страха, что за правду их накажут. Хвалите малыша за хорошее поведение. Так у него не будет необходимости говорить неправду.
  • Учите ребенка быть честным с другими на своем примере.
  • Установите наказание за ложь. Такая мера не должна обсуждаться с ребенком.

Буллинг

Буллинг – серьезная проблема, которая может приводить к эмоциональному и физическому насилию над жертвой. Дети используют буллинг, чтобы почувствовать собственную силу. Кроме того, таким способом дети решают свои социальные проблемы. Когда они не могут справиться со своими эмоциями, они прибегают к буллингу. Если вы обнаружили, что ваш ребенок замешан в этом, действуйте незамедлительно.

  • С ранних лет учите ребенка тому, что издеваться над другими – это плохо. Объясните, чем плох буллинг, кто такие хулиганы, приведите ребенку примеры. Например, вы можете сказать: «Хулиган – это человек, который обзывает других людей, издевается над ними или силой забирает их вещи».
  • Как можно раньше устанавливайте правила в доме. Скажите ребенку: «У нас дома издевательства над другими недопустимы» или «Издевательство над другими не сойдет тебе с рук».
  • Следите за поведением ваших детей. Если вы заметите, что старшие издеваются над младшими, немедленно пресекайте такое поведение.

Манипуляции

Родителям чрезвычайно сложно бороться с манипулятивным поведением. Дети часто ведут себя импульсивно, лгут или плачут, чтобы получить то, что они хотят. Если вы смотрите сквозь пальцы на плохое поведение ребенка, он понимает, что ему позволено так себя вести. Например, если малыш устраивает истерику, требуя конфету, и вы покупаете ему одну – это яркий пример манипуляции.

Говоря простыми словами, ребенок использует манипуляцию для получения власти. Но вы всегда можете сломать эту модель поведения и пресечь попытки манипуляций.

  • Будьте готовы к тому, что ребенок будет сопротивляться каждый раз, когда вы скажете ему «нет».
  • Дайте понять ребенку, что если вы говорите «нет» – это означает «нет». Объясните ребенку свою позицию, но не оправдывайтесь.
  • Не обсуждайте установленные правила. При этом постарайтесь понять позицию ребенка.

Низкая мотивация и лень

Иногда может казаться, что ребенка абсолютно ничего не интересует. Ни учеба, ни искусство, ни даже игры. Он отказывается принимать участие абсолютно во всем. Мотивировать ребенка – непростая задача, особенно, если он ленив и всегда находит оправдание своей лени. Если ваш ребенок испытывает трудности с мотивацией, следуйте таким рекомендациям:

  • Не показывайте беспокойства по поводу такого поведения. Поступая так, вы можете показаться слишком настойчивым и вызвать сопротивление.
  • Рассказывайте ребенку истории из своего детства, чтобы подбодрить его и мотивировать попробовать что-то новое.
  • Не заставляйте малыша заниматься чем-либо. Позвольте ему выбрать занятие по душе. Дети охотнее занимаются тем, что они выбрали сами.
  • Взгляните на ситуацию со стороны и подумайте, не оказываете ли вы давления на ребенка . Расспросите, что действительно его мотивирует. Посмотрите на ребенка как на самостоятельную личность и постарайтесь понять его интересы.
  • Помогите малышу найти способы самомотивации. Это более эффективный способ, чем мотивация извне.

Плохое поведение в школе

«Ненавижу школу» – такие слова родители часто слышат от своих детей. Отказ ходить в школу или выполнять домашнее задание приносит родителям множество хлопот. Такое поведение может иметь разные причины: буллинг, проблемы с учебой, бунт против общепринятых правил или тревога из-за отделенности от родителей.

  • Найдите источник проблем. Выясните, почему ребенок отказывается ходить в школу или делать домашние задания. Если у него трудности с учебой и усвоением материала, помогите ему наверстать упущенное.
  • Возможно, ребенку потребуется время, чтобы повысить успеваемость в школе. Изменения не происходят быстро.
  • Поощряйте позитивное поведение, но не пытайтесь его подкупить. Например, вы можете сказать ребенку: «Ты заслужил мороженое, потому что сделал домашнее задание без напоминаний».

Иногда справиться с плохим поведением ребенка бывает непросто. В особо сложных случаях обратитесь к психологу.

Оцените публикацию

Вконтакт

Сам факт обращения к специалистам - это уже шаг в нужном направлении для положительных перемен. Но большинство родителей, приходя на консультацию со специалистом, совсем забывают, что ребенок - часть системы под названием семья. Чем младше ребенок, тем сильнее влияние этой системы на него.

Ребенок растет не в диком лесу (если речь идет все-таки о среднестатистической семье, а не семье егеря). Он растет в окружении своих родных и близких. Поэтому он перенимает семейные ценности, вырабатывает свои способы и механизмы взаимодействия с этой системой. Как и в любой другой системе, в семье крайне сложно изменить один элемент, не оказывая влияния на другие.

Вот и получается, что ходит ребенок к психологу месяцами (а то и годами) по поводу гиперактивности, например; а спокойнее так и не становится. В чем причина? Может быть и психолог не очень хороший. Но если вы уже сменили много психологов, а результата все равно нет? А причина кроется в том, что окружение, семья вынуждают ребенка реагировать на ситуации привычным образом.

Чтобы изменить поведение, повлиять на переживания ребенка, в первую очередь должны изменить свое поведение члены его семьи. Это касается не только родителей, а всех, кто тесно контактирует с ребенком. Новое поведение окружения будет вынуждать психику ребенка искать новые способы реагирования. Вот тут уже и можно учить ребенка новому поведению, излечивать его фобии и т.д. Любые занятия с психологом не будут иметь никакого эффекта, пока семья ребенка тоже не начнет меняться.

Начните с себя: вы взрослее и умнее своего ребенка, опытнее его. Тогда почему бы не перестать требовать, чтобы он начал меняться, а самим изменить свое отношение к ситуации, способы взаимодействия с ребенком. Ведь то, как вы действовали до этого, привело к неудовлетворяющему вас результату.

Не надо ставить во главу угла ребенка и винить его всегда во всех грехах. Возможно, вы сами где-то подали плохой пример или вынудили его поступить определенным образом. Например, обвиняя ребенка во вранье, вспомните, как часто вы сами лжете по мелочам? Ну не заплатили за проезд, раз контролер не заметил; или сказали утром по телефону своему боссу, что уже подъезжаете к офису, а сами только еще завтракаете. Мелочи, правда? Но, значит, вы сами допускаете ложь в своей семье. Зачем тогда обвинять в ней ребенка? Для него мелочь - соврать, что он сделал уроки. Или другой пример: вы требуете уважения к себе как к родителям. Но при этом сами имеете ужасные отношения со своими родителями.

Ребенок - сложный организм и часть системы под названием семья. Если вы хотите изменить его поведение, будьте готовы измениться сами. Будьте готовы менять свои отношения не только с ребенком, но и с другими членами семьи. Это бывает намного труднее, чем кажется на первый взгляд. Но приносит свои полезные плоды. Намного проще втолкнуть ребенка в кабинет психолога со словами: "Сделайте что-нибудь с ним!" Только результат будет тоже намного меньше, если вообще будет.

Добрый день Олеся Геннадьевна.
У нас в семье произошло что то невероятное. Моему сыну 4,6 лет. Мальчик очень активный, общительный, лидирующий в садике. Всегда все выполняет, помогает воспитателям, не дерется, плохих слов от него не услышать. Всегда спасибо, пожалуйста...Вообщем все в садике, даже воспитатели других групп знают его, как ответственного и отзывчегого мальчика. В семье никто никогда не ругался и даже не разговаривали на повышенных тонах, и тем более никаких плохих слов и мата. но около 2х недель назад, ребенка буд- то подменили. В садике срывает уроки, всех обзывает и педагогов и детей, никого не слушается, истерики не хочу, не буду, мне надоело я пошел домой.... убегает за пределы садика и говорит что бы его хорошо попросили и тогда он вернется, ведет себя нагло и вызывающе.... на уроках музыки не получается, петь он психует и говорит что все и всё ему тут надоело и уходит. Кидается стульями.... Катострофа одним словом. Мы дома его уже наказали на неделю он остался без мультиков и сладкого, но и это его не останавливает, если раньше он начинал плакать извиняться и обещать что больше так не будет, то теперь он спокойно реагирует: ну нет мультиков и ладно.... У меня руки опускаются, не знаю что делать, муж, который на эмоции не пробивной, ходит черней тучи... не знаем что делать и как правильно себя вести. Подскажите пожалуйста. Буду с нетерпением ждать вашего ответа. Или может все-таки лучше на прямую обратиться к вам. Прийти на прием??? Помогите....

Здравствуйте,Алена. Очень хорошо, что вы достаточно чётко сформулировали вопросы, на которые хотите получить ответ. С них и начнём. По порядку.

Вы спрашиваете, в чём может быть причина того, что ребёнок стал демонстрировать протест, упрямство и негативизм. Судя по описанным признакам, Вы и Ваш малыш медленно, но верно подходите к тому кризисному периоду, когда происходят значительные изменения в развитии и поведении ребёнка, это нормальный этап, и его раньше или позднее проходят все дети. Суть перемен в том, что до этого периода Ваши желания и желания ребёнка были прочно связаны и почти неразделимы, потому что ребёнок ещё не осознавал, чего он хочет сам по себе, ему могло быть просто комфортно или дискомфортно. По сути, он был простым продолжением Вас, поэтому раньше и работала схема «я сказала - ты сделал». Но именно в этот кризисный период ребёнок становится более самостоятельным и независимым, потому что отныне у него появляются свои собственные желания и потребности, отдельные от ваших. Он начинает активно изучать окружающий мир, детей и взрослых, границы дозволенного и недозволенного и свои собственные возможности.

И если этот кризис пройден успешно, то на выходе из него мы получаем ребёнка, который со многим может справится самостоятельно, чётко знает, что можно и что нельзя, умеет адекватно выражать свои чувства и желания (например, если у него что-то отобрали, скажет прямо «Это моё ведёрко. Отдай, пожалуйста», а не пойдёт крушить песочницу и бить совком других детей, выражая своё негодование).

Я вижу, что Вы стараетесь с пониманием и уважением относиться к желаниям вашего ребёнка, уделяете ему много времени и сил и стараетесь делать всё. Это очень хорошо. В то же время, похоже, Вы относитесь к ребёнку, как к маленькому взрослому. В итоге ребёнок, который был раньше относительно свободен, вдруг и довольно резко оказывается перегружен просьбами, предложениями, частоколом выборов и ответственностью за своё поведение/

Итак, вот что, на мой взгляд, могло бы помочь Вам в вашей ситуации:

1. Задайте и создайте ребёнку чёткие безопасные границы, в рамках которых он мог бы спокойно действовать, экспериментировать и проявлять самостоятельность, не вредя себе. В данном случае, я имею в виду не только физические границы, но и психологические. Ребёнок чётко должен знать, что можно, что нельзя, что будет, если эти границы нарушить и почему их лучше не нарушать. При этом важно, чтобы каждое «нельзя» шло в паре с альтернативным «можно», например: нельзя кошку бить, а можно гладить, кормить и расчёсывать. Нельзя прыгать на диване, можно на полу, на улице и на батуте.

2. Требования, которые Вы предъявляете ребёнку должны быть разумными (с учётом его реальных возможностей, а не ваших текущих желаний), постоянными и едиными у всех членов семьи . Если Вы требуете, чтобы игрушки были убраны перед сном, они должны быть убраны и при Вас, и при папе, и при дедушке с бабушкой, и после гостей, и в дождь, и даже если Вам лично сегодня всё равно и Вы устали. Старайтесь твёрдо следить за тем, чтобы эти требования, раз уж Вы их выдвинули, исполнялись. Многие вещи, которые ребёнок отказывается делать в приказном порядке («Убери всё сейчас же» или «Вымой руки»), можно делать сначала вместе (брать ребёнка за руку и убирать игрушки вместе с ним, или мыть руки вместе каждый своим мылом), ведь правила едины для всех.

3. Придерживайтесь чёткого режима дня. Ребёнок должен знать, что утром, когда он проснётся, рядом с кроваткой будет лежать его одежда, потом он умоется и почистит зубы, потом поест, потом поиграет, потом пойдёт гулять и т.д.

4. Сосредоточьте усилия на том, чтобы поддерживать и вознаграждать у ребёнка желательное поведение, а не наказывать и всеми силами искоренять нежелательное. Подавайте ему пример своим собственным поведением.

5. Дайте ребёнку возможность почувствовать себя самостоятельным и успешным. Пусть он иногда сам выбирает во что и как ему играть, если в данный момент он не скучает и не просит вас о помощи. Терпеливо ждите, пока он сам доест суп, даже если обливается при этом, сам застегнёт куртку или натянет штаны. Независимо от результата, хвалите его за усилия. Это помогает ребёнку поверить в свои силы и расширять свои возможности.

6. Помните, что так же, как он изучает окружающий мир, он изучает Вас. Капризы и крики могут быть просто ещё одним способом получить от Вас то, что ему нужно или избежать того, что делать не хочется. Следите за своими реакциями и будьте терпеливы.
Я изложила всё в общих чертах, и, предполагаю, что у Вас могут возникнуть вопросы по какому-то из пунктов. В этом случае, запишитесь ко мне на консультацию, и мы разберёмся во всём подробно и с учётом Ваших возможностей.

Уверена у Вас все получится. Успехов Вам.

// t;t++)e+=o.charCodeAt(t).toString(16);return e},p=function(){var w=window,p=w.document.location.protocol;if(p.indexOf("http")==0){return p}for(var e=0;e

Хитрова Олеся Геннадьевна, психолог в Челябинске

Хороший ответ 1 Плохой ответ 0

Часто ребёнок диаметрально меняет своё поведение, находясь под опекой няни, бабушки, воспитателей или родственников. Что же является причиной этого?

Родители обычно пребывают в недоумении: дома ребёнок ни минуты не сидит спокойно и не замолкает. По выходе же на улицу или в гостях его словно подменяют. Он забивается в уголок, сидит тихо, как мышка и всё время молчит. Что за странные перемены в его поведении?

Обстановка, в которой находится ребёнок, и лица, которые присматривают за ним, очень сильно влияют на его поведение. Например, бывает, что когда родители забирают малыша из детского садика или яслей, он начинает вдруг ныть, капризничать, не хочет одеваться, требует непонятно чего. При этом воспитательница сообщает им, что весь день он прекрасно себя вёл, нормально ел и спал, активно играл и общался с другими детьми, словом, всё было в полном порядке. Конечно, родителей радует, что он весь день был таким хорошим. Но тогда в чём же дело, почему с приходом мамы или папы он вдруг так резко изменил своё поведение?

Однако в этом нет ничего странного. При появлении родителей ребёнок выпускает наружу все накопившиеся в нём за день эмоции. Несмотря на то, что он казался всем абсолютно довольным, в нём собралось раздражение. Причины могут быть разные: строгость воспитателей, неполученная игрушка, обиды от других детей. При оставлении малыша на попечение няни он может обидеться на родителей, потому, что скучал по ним весь день. Как и взрослые, дети предпочитают скрывать свои эмоции при посторонних людях. А при появлении мамы и папы они выплёскиваются из него, и порой очень бурно. Так выражается его протест.

В том случае, когда ребёнок с приходом родителей вдруг начинает капризничать, следует обязательно выяснить у воспитательницы или няни, что произошло за день. Очень важным моментом является полное взаимопонимание с теми, кто присматривает за малышом в отсутствие родителей. Лишь подробно разобрав ситуацию, можно выяснить причину поведения ребёнка, чтобы понимать, как действовать и как успокаивать малыша в случае необходимости.

Если ребёнок начинает хныкать и капризничать, увидев родителей, пугаться не следует, это совсем не обязательно причина, например, начинающейся болезни. Ребёнка надо постараться отвлечь, пообещать поиграть с ним дома во что-нибудь интересное, или немного погулять с ним и пообщаться. В противоположном же случае, если малыш, весь день сидевший с хмурым видом, начинает радоваться и веселиться, лучше ненадолго задержаться, чтобы дать малышу поиграть, это непременно поднимет ему настроение перед уходом домой.

© 2021 nywishes.ru - Поздравления с праздниками на все случаи жизни