логотип
Мое мнение о рассказе Куст сирени (Куприн А. И.). Сочинение с планом по рассказу Куприна «Куст сирени Какое впечатление произвел рассказ куст сирени

Мое мнение о рассказе Куст сирени (Куприн А. И.). Сочинение с планом по рассказу Куприна «Куст сирени Какое впечатление произвел рассказ куст сирени

09.02.2021

Класс: 8

Цель: Проанализировать рассказ А.И.Куприна «Куст сирени»

Обучающие:

  • Учить выделять проблемы путем характеристики поступков героев, составления характеристики персонажей.
  • Учить связному ответу на вопросы

Развивающие: Продолжить развитие навыков анализа художественного текста, развивать монологическую речь учащихся, умение отбирать и обобщать отобранный материал.

Воспитывающие: Воспитывать чуткое отношение к любви, способность переживать, понимать другого человека.

Оборудование: презентация к уроку Приложение 1 .

Ход урока

1 СЛАЙД. Слово учителя: Что такое любовь? Множество поэтов, писателей пытались найти ответ на этот простой вопрос, но большинство так и не смогли это сделать. В творчестве каждого писателя есть произведение об этом удивительном и загадочном чувстве. Иногда это счастье, иногда горе и страдания.

Ученики читают строки о любви (домашнее задание)

Любовь – это бесценный дар. Это единственная вещь, которую мы можем подарить, и все же она у тебя остаётся. (Л.Н. Толстой )

Я вас любил; любовь еще, быть может,
В душе моей угасла не совсем;
Но пусть она вас больше не тревожит;
Я не хочу печалить вас ничем.
Я вас любил безмолвно, безнадежно
То робостью, то ревностью томим;
Я вас любил так искренно, так нежно,
Как дай вам Бог любимой быть другим.
А.С. Пушкин

Нет, не тебя так пылко я люблю,
Не для меня красы твоей блистанье:
Люблю в тебе я прошлое страданье
И молодость погибшую мою.
М.Ю. Лермонтов

О, как убийственно мы любим,
Как в бурной слепоте страстей
Мы то всего вернее губим,
Что сердцу нашему милей!
Ф.И. Тютчев.

2 СЛАЙД. Слово учителя . Александр Иванович Куприн, со страницами биографии которого мы познакомились на прошлом уроке, чудесный мастер художественного слова, гуманист и правдоискатель. Куприна можно назвать певцом возвышенной любви, подарившим миру множество рассказов о самом прекрасном в мире чувстве – любви.

Перелистывая страницы его произведений, мы окунаемся в удивительный мир его героев. Все они очень разные, но в них есть что-то, что заставляет сопереживать им, радоваться и огорчаться вместе с ними.

Любовь для писателя – основа всего существующего. Один из героев Куприна говорит, что «это чувство не должно быть ни легкомысленным, ни примитивным, ни, тем более, основываться на выгоде и корысти»: «Любовь должна быть трагедией, величайшей тайной в мире. И никакие жизненные неудобства, расчеты и компромиссы не должны ее касаться»

3 СЛАЙД. Сообщение темы и цели урока.

Дома вы познакомились с рассказом А.И.Куприна « Куст сирени». Это один из ранних рассказов Куприна, но уже в нём видны лучшие качества прозы писателя– психологизм, увлекательный сюжет, многозначительность детали.

Сегодня, опираясь на текст рассказа, мы попробуем определить, какие проблемы поднимает автор, какими он видит своих героев, каково авторское отношение к персонажам.

4 СЛАЙД. Вопросы на читательское восприятие.

– Какое впечатление произвел на вас рассказ А. Куприна «Куст сирени»?

– Почему именно сирень выбирает автор? (Сирень – красивый цветок, который зацветает весной. Весна – это пора влюблённых. Можно предположить, что сирень – цветок влюблённых. Кроме того, сирень имеет 4 лепестка. В мифологии 4 – символ Вселенной. А ещё есть пятилепестковая сирень, которая приносит счастье. Девушки использовали сирень для гаданий: считалось, что если найдешь пятилепестковый цветок сирени, значит, будешь счастливой. С особым вниманием молодые девушки всматривались в пахучие кисти сирени, отыскивая цветки, которые вместо обычных четырех лепестков имели пять, а иногда и более. Особенным обилием таких цветков отличается белая сирень, у лиловой они встречаются гораздо реже. Найдя такой цветок, счастливицы засушивали его и хранили в книгах, или же съедали на счастье. Этот обычай существовал и у нас! Но бывает так, что цветы сирени вместо четырех лепестков имеют всего три. Тогда, наоборот, цветы эти считали несчастьем, и всячески их избегали.)

Заповедное царство сирени
Майской ночи глаза отвести
И сквозь утро нежнее свирели,
Ни о чём не печалясь, войти
В заповедное царство сирени.
С. Мекшен

– Прежде чем перейти к анализу рассказа, давайте выясним лексическое значение слова «психологизм» (обращаемся к толковому словарю).

Анализ рассказа

– Итак, какое же несчастье приключилось с Алмазовым?

Прийти к определению затронутой проблемы в рассказе нам помогут персонажи, их поступки, характеры.

(Лексика: «тяжёлое молчание», «хромой ход будильника», «тоскливо нарушаемое молчание».)

– Какая художественная деталь помогает раскрыть внутреннее состояние героя?

(Вначале Алмазов выпускает из рук портфель и не замечает, как тот падает на пол. Алмазов срывает злость на Верочке, на портфеле, на чертежах.)

– Как Вера сопереживает мужу? В чём это выражается?

(Как тонко подметил Куприн, Вера встретила мужа «со страданием на красивом, нервном лице».)

– Как Вера пытается разрядить обстановку?

(Жена старается разузнать причину такого резкого изменения в поведении мужа. Она начинает разговор, но диалога не получается. Верочка не отчаивается и вторично пытается «разговорить» мужа. Алмазов рассказывает, даже Верочку пытается обвинить в своём несчастье.)

– Даёт ли Куприн описание внешности героев? Почему?

(Описания внешности героев в рассказе мы не найдём. Автору было важно изобразить лишь внутреннее состояние героев, показать их переживания. Важно показать психологизм внутреннего мира героя)

– Меняется ли Алмазов под воздействием жены?

(Он уже не сопротивляется, но всё равно ещё сидит «с обиженным выражением». Создаётся такое впечатление, что Верочка не однажды выручала мужа.)

– И вот, когда Алмазов «исповедался жене», меняется ли его состояние?(Нет)

– Как это передаётся?

(Его состояние Куприн передаёт через горелые спички, которые тот ломает на «мелкие кусочки», а затем «с озлоблением швыряет».)

– Итак, какими вам видятся Алмазов и Верочка в сложившейся ситуации?

– Что привлекает вас в героине? (Верочка – добрая, отзывчивая, очень любит своего мужа. В любой ситуации сможет найти выход. Нравится её упорство, выносливость и огромная вера в свои силы.)

– А как вы относитесь к Алмазову? Почему?

– Как в дальнейшем меняется тональность рассказа? (Разряжает обстановку Верочка. Она становится очень энергичной. Теперь муж и жена меняются ролями. Если раньше говорил в основном Алмазов, а Верочка пыталась вставить отдельные фразы, то теперь всё меняется. Говорит больше Верочка, Алмазов или произносит отдельные реплики, или робко пытается возразить. Верочкина речь очень резка. Героиня командует мужем.)

– Какой необычный выход находит Верочка?

– Как к этому отнёсся Алмазов? Чтение по ролям

– Как вы понимаете пословицу «Терпение и труд всё перетрут»? Уместно ли утверждать, что пословица находит отражение в этом рассказе? (Пословица имеет прямое отношение к Верочке.)

– Что движет её поступками? (Её поступками движут терпение, труд, упорство и любовь.)

7 СЛАЙД. таблица

– Какими вам видятся герои в сцене, когда они собираются к садовнику? Охарактеризуйте их. (Алмазов – беспомощный, от изумления разводит руками, морщит лоб. Он недоволен, не верит в успех. Все движения Верочки быстры и точны, в данный момент она чувствует себя хозяйкой и главой семьи.)

– Алмазовы сначала едут в ломбард. Как автор относится к оценщику? (Описанию оценщика посвящено несколько строчек. Перед нами появляется облик человека, давно привыкшего к чужим несчастьям. Он абсолютно не верит людям на слово, равнодушен к чужому горю.)

– Как отреагировал садовник на появление непрошеных гостей?(Садовник был недоволен столь поздним визитом. Он отвечает сухо, почти враждебно. Но затем проявляет сочувствие к героям. Мы видим, что автор симпатизирует этому человеку: «маленький старичок в золотых очках». Обычно к садовнику приезжают днём, а тут приезжают вечером, ведут себя странно. Естественно, садовник принял всё это за розыгрыш. Но зато потом, когда садовник узнаёт, в чём дело, его отношение резко меняется.

Он понимает состояние супругов и охотно помогает им.)

– Останавливается ли Верочка на достигнутом? (Даже теперь, когда Верочка уговорила садовника, она не уезжает домой, а вместе с мужем едет за город.)

– Какие строки текста подходят к иллюстрации?

– Чем же заканчивается эта история?

– Как Вера узнаёт, что их затея удалась? (Верочка не находит себе места, сильно переживает за мужа. Она даже не могла усидеть дома. Вера издали угадывает настроение мужа. Алмазов преображается: из мрачного неудачника он превращается в счастливого человека. Его лицо сияет «торжеством одержанной победы». Но и теперь Верочка не успокаивается, пока не слышит из уст мужа, что всё прекрасно.)

– Как Верочка отнеслась к успехам мужа? (Она понимает, что доставляет удовольствие мужу, поэтому вновь и вновь расспрашивает его, пытается разузнать подробности.)

– На страницах рассказа мы знакомимся с профессором, который принимал экзамен.

– Из чьих уст мы слышим его характеристику?

– Какую характеристику ему даёт Алмазов в начале и в конце рассказа? Сравните.

1. («Аккуратный немец, педант», «безобразнейший педант», – со слов героя. Это субъективная точка зрения, и у читателя невольно складывается ложное представление о профессоре.)

2. (Профессор изумлён. Ведь он знает всю местность вдоль и поперёк. Мы убеждаемся, что профессор не всё знает: он не может берёзку отличить от сирени. Алмазов и не настаивает: не хочет огорчать профессора ещё больше. Если раньше перед нами был «безобразнейший педант», то теперь это «славный профессор» и «умница». И наше отношение к герою меняется.)

– Как Куприн относится к своим героям и к истории, которая с ними приключилась?

(Автор открыто выражает свои чувства. С большей симпатией Куприн относится к Верочке. Посмотрим, как называет автор героя: Николай Евграфович, Алмазов (и только Вера называет его Колей). А героиня для автора – Вера, Верочка. Но Куприну дороги оба героя. Он пишет о них тепло, заинтересованно. Для окружающих они «странная парочка», но именно поэтому они и дороги автору. Автор любуется ими.)

(Алмаз – прозрачный драгоценный камень, блестящий, многогранный. Вероятно, здесь содержится намёк на чистые, светлые отношения между супругами, несмотря ни на какие жизненные неурядицы)

А.А. Фет «Алмаз»

НЕ украшать чело царицы,
Не резать твёрдое стекло,
Те разноцветные зарницы
Ты рассыпаешь так светло.
Нет! В переменах жизни тленной
Среди явлений пёстрых – ты
Всё лучезарный, неизменный
Хранитель вечной чистоты.

– Куприн и делает упор на этом «хранителе вечной чистоты», стараясь показать чистоту отношений между людьми. За обыденной семейной жизнью Алмазовы не растеряли своего чувства. Герои всё так же любят друг друга, делают всё для счастья любимого человека. Куприну жаль расставаться с любимыми героями.

– Почему рассказ называется «Куст сирени»?

(Рассказ называется так потому, что именно куст сирени приносит героям счастье. Вначале молодые супруги угнетены неудачей, постигшей Алмазова. Он не поступил в Академию, и всё из-за пятна на чертеже. Они ищут выход, и Верочка находит его. Куст сирени, посаженный за городом, помог Алмазову поступить в Академию. Именно куст сирени приносит семье Алмазовых счастье и успокоение).

Не случайно и заканчивает Куприн рассказ словами главной героини:«Сирень теперь будет навсегда моим любимым цветком». Сирень спасла героев. Воспоминание о ней связано у супругов с преодолением трудностей. Для них сирень стала символом удачи.

Итог урока

– Какие же проблемы затрагиваются в рассказе? (Проблемы счастья, упорства и любви.)

– Что не оставило вас равнодушными в отношениях двух влюблённых? (Умение проникать в душу любимого человека, стремление сделать другого счастливым.)

Куприн утверждает, что человек пришел в мир для счастья, но за счастье нужно бороться.

Звучит романс Рахманинова «Сирень»

Любовь, по Куприну, должна основываться на возвышенных чувствах, на взаимном уважении, честности и правдивости. Она должна стремиться к идеалу.

Его герои – это люди с открытой душой и чистым сердцем, восстающие против унижения человека, пытающиеся отстоять человеческое достоинство.

Писатель воспевает возвышенную любовь, противопоставляя ее ненависти, вражде, недоверию, антипатии, равнодушию.

Я думаю, что несмотря на то, что рассказ « Куст сирени» короткий, его содержание никого не оставило равнодушным.

Домашнее задание.

Подготовить творческий пересказ данной истории от лица героев (на выбор).

Рассказ А.И. Куприна «Куст сирени» привлекает к себе внимание проникновенной чувственностью. В те времена, когда он писался, события крутились в мире мужчин. Женщине отводилась роль помощницы, хранительницы домашнего очага.

В основе рассказа взаимоотношения молодой семейной пары. Фамилия главных героев Алмазовы навевает образ чего-то торжественно-прекрасного, крепкого, требующего огранки, уважительного и бережного отношения.

Верочка, так ласково называет ее автор, - главная героиня. Она находит свое счастье в заботе о муже, в жертвенной любви к нему. Она как лучик солнца светит на своего мужа, чтобы «алмаз» заиграл яркими красками. Молодая красивая женщина отличается мудростью, свойственной женщинам, много лет прожившим в браке. Только любящая, понимающая жена может встречать мужа с ясной улыбкой. Она приучила себя делать это, чтобы рассеивать все невзгоды в семье. По одному взгляду Верочка улавливает настроение мужа. Отказывая себе, она жертвует всем ему. Верочка желала, чтобы ее супруг развивался и рос. Она жила им, его делами. Отдавала всю себя его трудам, помогала в работе. Была его верной и надежной спутницей. Верочка не давала своему мужу падать духом, постоянно поддерживала в нем бодрость. С пониманием относилась к его чувствам, не набрасывалась сразу с расспросами. Осторожно и деликатно она спрашивала его, что случилось. Видя, что муж зол, своим присутствием и молчанием она пыталась смягчить обстановку.

Алмазов с полным доверием высказывал ей свою долго сдерживаемую обиду. Верочка не упрекает его, а сопереживает ему, утешает, мягко обвивая его шею рукой.

Для Веры важнее всего репутация мужа, его счастье. Она немедленно спасает ситуацию, идя на рискованный обман. Вера полна решимости действовать. Не раздумывая, она жертвует своими драгоценностями, чтобы защитить честь мужа. Ситуация разрешается благополучно. Муж горд за себя, его лицо «сияет торжеством одержанной победы». Верочка чувствует удовлетворение за проделанную работу. Делая счастливым близкого человека, она сама становилась счастливой.

Два героя дополняют и объединяют друг друга. Алмазов – сильный человек, но ему не хватает энергии. Верочка, наоборот, похожа на ребенка, но полна энергии. Верочка знает, что нужна своему мужу. Николай дорожит ею. Эта семейная история еще больше сближает супругов. Цветок сирени становится символом их искренней любви друг к другу.

Часто в современном мире люди забывают о чувствах других, думая лишь о себе. Для семьи ценнее всего соучастие, сопереживание. Настоящая любовь как самоотдача делает человека счастливее.

2 вариант

В своем произведении «Куст сирени» А. Куприн рассказывает читателям историю жизни молодой семьи по фамилии Алмазовы. Жила семья бедно, но любовь помогала им преодолеть все невзгоды. Глава семьи – Николай Евграфович проходил обучение в Академии при генеральном штабе. В один из вечеров готовясь к экзамену, он рисовал карту местности и, будучи уставшим, испачкал работу кляксой. Пытаясь сделать ее незаметной, он маскирует ее нарисованным кустом. Экзаменатор был крайне удивлен увиденным. Между ним и Николаем завязался спор, в котором Николай, не отступая, настаивал на своей правоте. Он не желал признавать свою ошибку. Чтобы разрешить спор они договорились встретиться на том самом месте, нарисованном на карте, и проверить есть ли там куст.

По возвращении домой Николай рассказал об этом жене. Верочке он поведал, как все было на самом деле. Чтобы спасти репутацию супруга она продает свои украшения, которых у нее и так почти не было. На вырученные деньги она купила сиреневый куст. Верочка уговорила садовника посадить на месте, отмеченном на карте куст сирени.

Встретившись в условленном месте, профессор и Николай обнаружили посаженый куст, который доказывал правоту Алмазова. Извинившись, профессор признал, что был не прав. Но Николай не почувствовал себя победителем, ему стало стыдно.

Поступок Верочки – пример настоящей любви, способной преодолеть любые тяготы, ничего для этого не пожалев. Она во всем поддерживает Николая, тем самым помогая ему обрести уверенность в себе. Они доверяли друг другу, ничего не скрывая и не боясь признаться в совершенных ошибках. Именно поэтому Николай рассказал Верочке, которая всегда чувствовала настроение мужа, всю правду о споре с профессором.

Верочка, будучи женщиной находчивой не упрекая и не осуждая мужа, выручила его. На первом месте для нее не украшения, а репутация супруга, их семья и его успех. Она стала символом любящей женщины, которая верит в своего избранника и в то, что вдвоем они все преодолеют. Их отношения держатся не только на любви, но и на доверии, дружбе, поддержке, верности, преданности и взаимовыручке. В их случае проблемы лишь укрепляют их семью, побуждая их еще больше любить и ценить друг друга.

Куст сирени - сочинение 3

Возле дома моего дедушки растёт сирень, много кустов. Весной она цветёт, позже, чем черёмуха. Но зато у сирени нет такого пьянящего запаха, от которого потом болит голова. Она бывает разного цвета – светло-фиолетового, лилового, белого.

У сирени листья тёмно-зелёного цвета, по форме похожие на сердечко. Из этих листьев маленькие дети делали кукольные сумочки. Когда я была маленькой, листочки служили нам деньгами. Мы играли в продавца и покупателя. Покупатели рассчитывались листочками сирени. Это была устойчивая валюта, её курс не падал долго, до тех пор, пока листочки не становились вялыми.

С сиренью у меня связана и не очень приятная история. Когда я была маленькой, я почему-то облизывала эти листики сирени. У меня поднялась температура, дедушка вызвал «Скорую помощь». Доктор сказал, что у меня стоматит – воспаление слизистой во рту. И назначил мне лечение – смазывать дёсна и язык метиленовой синькой. Я долго ходила с синими губами. Это стало мне уроком.

У сирени соцветие метёлка, стоит вверх или свисает вниз махровыми вениками. Соцветие состоит из мелких цветочков, состоящих из четырёх лепесточков. Мы всегда искали цветочки с пятью лепесточками, у нас они считались счастливыми. Те, кто находил их, тут же съедали на счастье. Но такие цветочки попадались редко.

От сирени исходил такой приятный запах, как от дорогих духов. Пчёлы и осы летали над цветущими кустами и собирали пыльцу. Дедушка срывал для бабушки несколько веточек цветущей сирени. Она их ставила в самую красивую вазу. И комната наполнялась приятным ароматом. Через несколько дней веточка увядала и её выбрасывали.

Когда я приезжала к дедушке и бабушке погостить на лето, мы с друзьями играли в этих кустах в прятки. Из-за густой зелёной листвы можно было спрятаться. Девочки на ветки наматывали толстые нитки и устраивали кукольные домики. Раскладывали на ветках разноцветные лоскутки тканей, которых у каждой мамы было предостаточно.

Брали у неё старую сумку, складывали туда тряпочки, ножницы, нитки, иголку, маленькую куколку или пупсика. И шли в сиреневые кусты. Каждая из девочек обустраивала свой уголок, делала для куколки мягкую постельку. Сама садилась на толстую нижнюю ветку и начинала шить для неё красивые наряды.

Потом брали свою куколку-модницу и шли в гости к соседке – девочке и её куколке. Дедушка периодически выходил из сарая и присматривал за нами, чтобы нас мальчишки не обидели. А им было так интересно, что это мы там делаем. Им без девочек было скучно играть, вот они и напрашивались к нам в гости. Но девчачьи игры им быстро надоедали, и они убегали играть в свои «казаки-разбойники» или «войнушку».

`

Популярные сочинения

  • Образ Кабанихи в пьесе Островского Гроза (характеристика Кабановой)

    В пьесе «Гроза» написано Островским, рассказывается об одном центральном и негативном персонаже как Кабаниха. Кабаниха так прозвали ее просто народ, а полное имя ее было Марфа Игнатьевна Кабанова

  • Сочинение Мое положение в обществе (7 класс)

    На планете живет более 7 миллиардов людей. Каждый из них занимает какое-либо положение в обществе. И чем оно выше, тем уважительнее отношение к человеку. Правильно ли это? Можно ли назвать данный

  • Здравствуй, дорогой ветеран! Я очень рад, что пишу Вам, герою, спасшему нашу страну от великой беды.

Урок литературы по рассказу А.И. Куприна «Куст сирени»

Тема «Представление о любви и счастье в семье» (по рассказу А.И. Куприна «Куст сирени»)

Любовь - это бесценный дар. Это единственная вещь, которую мы можем подарить, и все же она у тебя остаётся. Л.Н. Толстой

Цели: выявить позицию автора в изображении любви; определить, какие качества характера помогают героям сохранить и развить любовь; показать роль зеркальной композиции для раскрытия идеи произведения А.И. Куприна «Куст сирени»; развивать навыки грамотной устной речи, творческие способности учащихся; воспитывать активную жизненную позицию.

Оборудование: компьютер, презентация к уроку, иллюстрации учащихся, романс Рахманинова «Сирень».

Тип урока: изучение нового материала.

Понятия: жанр, рассказ, деталь, композиция, зеркальная композиция, антитеза.

Ход урока

1. Оргмомент. (приветствие учащихся и гостей)

2. Создание проблемной ситуации. Определение темы урока

На прошлом уроке мы познакомились с основными фактами биографии А. И.Куприна и прочитали его рассказ «Куст сирени». Что вы должны были сделать дома к сегодняшнему занятию? (перечитать рассказ, определить тему, идею рассказа, подумать над особенностями композиции, выполнить словарную работу)

Как вы думаете, о чём пойдет разговор на сегодняшнем уроке? Какова его тема? (О любви, о счастье, о семье, о взаимоотношениях мужа и жены). (На слайде открывается тема урока и эпиграф)

Запись в тетради темы урока, эпиграфа. Слайды №1,2

Постановка целей урока.

Давайте подумаем вместе, какие цели нашего урока? (Учитель побуждает детей думать, помогает четко сформулировать цели, дополняет)

Чей взгляд на любовь, счастье, семью представлен в рассказе? Через кого Куприн доносит до читателя свои мысли?

(Выявить взгляд Куприна на любовь, счастье, взаимоотношения в семье; определить, какие качества характера помогают героям сохранить и развить любовь; показать роль зеркальной композиции и антитезы для раскрытия идеи произведения по рассказу А.И. Куприна «Куст сирени».) Слайд №3

3.Проверка домашнего задания.

Словарная работа . Слайды 4-9

Итак, продолжим наш урок. Проверим, как вы справились со словарной работой. Кто готов ответить?(По ходу ответа ученика открываются слайды)

Педант – человек, излишне строгий в выполнении всех формальных требований (в науке, в жизни).

Поручик – офицерский чин рангом выше подпоручика и ниже штабс-капитана, а также лицо, имеющее этот чин.

Ломбард – учреждение для выдачи ссуд под залог имущества.

Солитер – крупный брильянт, вправленный в брошь или перстень.

Портсигар – карманная плоская коробка для папирос, сигарет.

Ридикюль – ручная женская сумочка (уст.).

4.Изучение новой темы.

Как зовут главных героев рассказа?(Вера и Николай Алмазовы )

Почему рассказ называется «Куст сирени?» (Рассказ называется так потому, что именно куст сирени приносит героям счастье. Вначале молодые супруги угнетены неудачей, постигшей Алмазова. Он не поступил в Академию, и всё из-за пятна на чертеже. Они ищут выход, и Верочка находит его. Куст сирени, посаженный за городом, помог Алмазову поступить в Академию. Именно куст сирени приносит семье Алмазовых счастье и успокоение.)

Что вы знаете о сирени? Почему именно сирень выбирает автор?

Сирень – красивый цветок, который зацветает весной. Весна – это пора влюблённых. Можно предположить, что сирень – цветок влюблённых. Кроме того, сирень имеет 4 лепестка. В мифологии 4 – символ Вселенной. А ещё есть пятилепестковая сирень, которая приносит счастье.) Слайд №10

Исследование по тексту

1)С какого эпизода начинается произведение?

2)Что вы можете сказать о состоянии героя?

3) Итак, какое же несчастье приключилось с Алмазовым? Как автор описывает страдания героя? Обратите внимание на лексику.

(Лексика: «тяжёлое молчание», «хромой ход будильника», «тоскливо нарушаемое молчание».)

4)Как Вера поняла, что у мужа неприятности? (По его внешнему виду, настроению ). Найдите в тексте детали, с помощью которых автор передаёт те чувства, которые испытывает герой?

(Алмазов прошел в свой кабинет, не снимая пальто, в фуражке, молча. Насупившееся лицо, сдвинутые брови, закушенная нижняя губа. Он выпускает из рук портфель и не замечает, как тот падает на пол и раскрывается. Бросился в кресло, хрустнув пальцами… Длится тяжёлое молчание, герой так и сидит молча, не снимая пальто. Отворотившись в сторону…. Потом говорит раздражённо, словно жена виновата в его неудаче… злобно ткнул ногой портфель с чертежами. Называет все это дрянью … горелые спички, которые ломает на «мелкие кусочки», а затем «с озлоблением швыряет». Алмазов срывает злость на Вере, на портфеле, на чертежах, на спичках)

5) Как ведут себя муж и жена?( Жена старается разузнать причину такого резкого изменения в поведении мужа. С самого начала рассказа супруги не проронили ни слова. Жена начинает разговор, но диалога не получается. Вера не отчаивается и вторично пытается «разговорить» мужа. Алмазов рассказывает о своей неприятности, даже пытается обвинить Веру в своём несчастье.)

6)И вот, когда Алмазов «исповедался жене», меняется ли его состояние?

(Нет. Его состояние Куприн передаёт через горелые спички, которые тот ломает на «мелкие кусочки», а затем «с озлоблением швыряет».)

7) Как в дальнейшем меняется тональность рассказа? Кто из героев «разряжает» обстановку? Каким образом? Как ведёт себя Алмазов?

(Разряжает обстановку Верочка. Она становится очень энергичной. Теперь муж и жена меняются ролями. Если раньше говорил в основном Алмазов, а Верочка пыталась вставить отдельные фразы, то теперь всё меняется. Говорит больше Верочка, Алмазов или произносит отдельные реплики, или робко пытается возразить. Верочкина речь очень резка. Героиня командует мужем.)

8) Меняется ли Алмазов под воздействием жены?

(Он уже не сопротивляется, но всё равно ещё сидит «с обиженным выражением». Создаётся такое впечатление, что Верочка не однажды выручала мужа.)

9) Какой выход находит Верочка?

(Алмазовы едут в ломбард, а затем к садовнику.)

10) С какой целью супруги едут в ломбард?(Им нужны деньги )

(Описанию оценщика посвящено несколько строчек. Перед нами появляется облик человека, давно привыкшего к чужим несчастьям. Он абсолютно не верит людям на слово, равнодушен к чужому горю.)

12)Какими вам видятся герои в сцене, когда они собираются к садовнику?

(Алмазов – беспомощный, от изумления разводит руками, морщит лоб. Он недоволен, не верит в успех. Все движения Верочки быстры и точны, в данный момент она чувствует себя хозяйкой и главой семьи.)

13) Зачем герои едут к садовнику?(Чтобы купить кусты сирени и посадить )

14)Как отреагировал садовник на появление непрошеных гостей? Почему он решил им помочь?

(Садовник был недоволен столь поздним визитом. Он отвечает сухо, почти враждебно. Но затем проявляет сочувствие к героям. Мы видим, что автор симпатизирует этому человеку: «маленький старичок в золотых очках». Обычно к садовнику приезжают днём, а тут… Приезжают вечером, ведут себя странно. Естественно, садовник принял всё это за розыгрыш. Но зато потом, когда садовник узнаёт, в чём дело, его отношение резко меняется. Он понимает состояние супругов и охотно помогает им.)

15) Куда направились герои после приобретения сирени? Почему Вера едет вместе с мужем?

(Даже теперь, когда Верочка уговорила садовника, она не уезжает домой, а вместе с мужем едет за город. Она хочет держать всё под контролем, понимая, что Николаю нужна поддержка)

16) Чем же заканчивается эта история?

17)Что чувствует героиня, ожидая возвращения мужа на следующий день? (Вера не находит себе места, сильно переживает за мужа, с нетерпением ждёт его возвращения. Она даже не могла усидеть дома.)

18)Как Вера узнаёт, что их затея удалась?

(Вера издали угадывает настроение мужа. Алмазов преображается: из мрачного неудачника он превращается в счастливого человека. Его лицо сияет «торжеством одержанной победы». Но и теперь Верочка не успокаивается, пока не слышит из уст мужа, что всё прекрасно.)

19)На страницах произведения мы знакомимся с профессором. Каким он представлен в начале рассказа?

(«Аккуратный немец, педант», «безобразнейший педант», - со слов героя. Это субъективная точка зрения, и у читателя невольно складывается ложное представление о профессоре.)

20) Как ведут себя в диалоге Алмазов и профессор? Меняется ли отношение Николая к профессору? Почему?

(Профессор изумлён. Ведь он знает всю местность вдоль и поперёк. Мы убеждаемся, что профессор не всё знает: он не может берёзку отличить от сирени. Алмазов и не настаивает: не хочет огорчать профессора ещё больше. Если раньше перед нами был «безобразнейший педант», то теперь это «славный профессор» и «умница». И наше отношение к герою меняется.)

21) Как Верочка отнеслась к успехам мужа? Почему она его расспрашивает вновь и вновь?

(Она понимает, что доставляет удовольствие мужу, поэтому вновь и вновь расспрашивает его, пытается разузнать подробности.)

22) История закончена. Почему же Куприн продолжает повествование?

(Куприну жаль расставаться с любимыми героями. Для окружающих они «странная парочка», но именно поэтому они и дороги автору. За обыденной семейной жизнью Алмазовы не растеряли своего чувства. Герои всё так же любят друг друга, делают всё для счастья любимого человека.)

Работа над композицией рассказа. Ввод понятия «зеркальная композиция». Антитеза

1)А теперь давайте вспомним, что такое композиция?

2) В чём особенность композиции данного рассказа? На сколько частей можно разделить произведение? (Три). Назовите элементы композиции(завязка, кульминация, развязка). Как можно озаглавить каждую часть?

1 часть. «Горе»: Алмазов приходит домой. (Завязка)

2 часть. «Надежда»: молодые супруги посещают оценщика и садовника.(Кульминация)

3 часть. «Счастье»: Вера встречает мужа и видит, что всё благополучно завершилось.(Развязка) Слайд№11

3)Как соотносятся начало и конец рассказа? Какой приём лежит в основе? (Антитеза)

  • Вывод : такое построение произведения, когда начальные и конечные образы повторяются с точностью до наоборот, называется зеркальной композицией (под запись). Слайд №12

5)Какие противоположные черты характера вы заметили?

Сравнительная характеристика (работа в парах), затем проверка. Слайд №13

Николай

Верочка

Упорный,

трудолюбивый,

сильный, но способен спасовать перед трудностями,неудача сломила его

Добрая,

Любящая,

Выносливая,

креативная,

самоотверженная,

оптимистка,

из любой ситуации может найти выход

Раздражен, недоволен.

Спокойна, сдержанна, терпелива, нежна, ласкова.

Беспомощен, пассивен, от изумления разводит руками, морщит лоб.

Находчива, активна, деятельна, точна, быстра.

Не видит выхода, не верит в успех.

Верит в успех дела, надеется на положительный исход.

Подчиняется жене, действует по её плану.

В трудной ситуации чувствует себя главой семьи, ответственной за мужа, за его будущее.

6) Как зеркальная композиция, приём антитезы помогают раскрыть идею произведения? Чему учит этот рассказ? (Автор даёт понять, что главное для счастья не сходство характеров, а терпение, труд, упорство и любовь, понимание и взаимовыручка. Благодаря этим качествам, люди преодолевают трудности и не только сохраняют любовь, но и укрепляют её. На смену горю, неудаче приходит счастье, удача, успех, нужно только не терять веру, не поддаваться унынию, поддерживать друг друга.) Вывод записать в тетрадях.

Межлитературные связи

  • Вспомните, какое произведение из зарубежной литературы, отражающее подобный взгляд на любовь, мы с вами изучали в прошлом году? (О. Генри «Дары волхвов»)
  • Чем это произведение напоминает рассказ «Куст сирени»? (Герои чем-то жертвуют ради любви и находят в этом своё счастье.) Слайд №14
  • Почему автор наделяет героев такой замечательной фамилией – Алмазовы? Случайно ли имя Вера? А что вы знаете об имени Николай? (Алмаз – прозрачный драгоценный камень, блестящий, многогранный,твёрдый. Вероятно, здесь содержится намёк на чистые, светлые, крепкие отношения между супругами.)
  • Каждому человеку при рождении дают имя. Как правило, родители долго думают, как назвать ребёнка. Об именах героев рассказа «Куст сирени» подготовила сообщение (имя ученицы)

(Имя «по–гречески – «онома», поэтому во всём мире наука об именах называется ономастика. Ономастика – наука, изучающая имена собственные всех типов. Героев рассказа зовут Вера и Николай. Женское имя Вера в переводе с греческого языка – это вера, верование, истина. Героиня А.И. Куприна никогда не сдаётся, всегда верит в лучшее. Николай – победитель народов, побеждающий народ. Николай преодолевает все трудности, так как Вера не позволяет ему опускать руки, она всегда его направляет, во всём ему помогает.)

  • Вы, наверное, обратили внимание, что автор не дает нам внешнего описания героев? Как вы думаете? Почему? (Автор сосредотачивает свое внимание на внутреннем мире героев, он гораздо важнее внешности.)
  • Как Куприн относится к своим героям и к истории, которая с ними приключилась? (Автор открыто выражает свои чувства. С большей симпатией Куприн относится к Вере. Посмотрим, как называет автор героя: Николай Евграфович, Алмазов (и только Вера называет его Колей). А героиня для автора - Вера, Верочка. Но Куприну дороги оба героя. Он пишет о них тепло, заинтересованно. Автор любуется ими, даже не осуждает за небольшой обман профессора.)

Работа с эпиграфом

Давайте ещё раз прочитаем эпиграф к уроку. Согласны вы с высказыванием Л. Толстого? Как мысли Л. Толстого отражены в рассказе? (Герои отдают любовь друг другу и получают её друг от друга. Они оба счастливы. Трудности только сблизили их). Слайд №2

Выводы

Что значит любовь по Куприну? Благодаря чему его герои обрели счастье?

(Любовь – это «труд»: доброта, нежность, терпение, умение понять, простить, жертвовать. Такая любовь приносит наслаждение, она лишена примеси горечи, страхов, в ней нет обмана, поэтому делает людей счастливыми.) Слайд №16

«Сирень теперь будет навсегда моим любимым цветком». Почему автор именно так заканчивает рассказ? (Сирень спасла героев. Воспоминание о ней связано у супругов с преодолением трудностей. Для них сирень стала символом удачи, любви)

Работа с рисунками учащихся.

Пусть открытка с цветами сирени принесёт счастье и удачу и в ваш дом.( Учитель раздаёт открытки, звучит романс Рахманинова «Сирень»)

Как вы думаете, выполнили ли мы поставленные в начале урока цели? Слайд №3

5.Рефлексия.

  • С каким ощущением покидаете урок?
  • Чем для вас интересен был урок, сам рассказ? Что больше всего понравилось?
  • Что нового узнали?
  • Над чем заставил задуматься рассказ Куприна?

6.Подведение итогов. Комментирование оценок.

7.Домашнее задание (на выбор). Слайд №15

1.После долгой разлуки встретилась Вера со своей подругой и рассказывает ей забавный случай из своей жизни. (Творческий пересказ от лица Веры).

2.Творческий пересказ от лица Алмазова (садовника, профессора).

3.Чем для меня интересен рассказ И. Бунина «Куст сирени»?

4.Счастлива ли Вера Алмазова? (мини-сочинение)

Примечание: задание выполняется письменно, жанр свободный (рассказ, стихотворение, дневниковые записи и т.д)



Сюжет рассказа «Куст сирени» о том, как Николай Евграфович Алмазов представляя профессору план местности, на котором он нечаянно поставил кляксу, сказав, что в той местности растут деревья. Между профессором и Алмазовым разыгрались бурные споры, что в той местности никаких деревьев нет, и завтра они поедут это проверять. После прихода домой, Алмазов рассказывает всю ситуацию жене Вере. Она решает помочь мужу, и поехать вместе с ним на ту местность и высадить кусты сирени, таким образом обмануть профессора.

Я считаю, что сюжет вовсе не в обмане профессора или в кустах сирени.

Наши эксперты могут проверить Ваше сочинение по критериям ЕГЭ

Эксперты сайта Критика24.ру
Учителя ведущих школ и действующие эксперты Министерства просвещения Российской Федерации.


Сюжет рассказа о любви жены к мужу. Жена всегда поддерживала мужа, отказывала себе во многом, пытаясь создать условия для учебы мужа. Свои драгоценности Вера продала, что бы купить кусты. Она очень переживает всегда за мужа. Вера искренне радуется успехам и безгранично счастлива, видеть мужа счастливым. Именно Вера доказывает Алмазову что всё не так плохо, и проблему можно решить, она дает его уверенности в себе. В конце рассказа сирень считается любимыми цветами Веры.

Обновлено: 2017-06-20

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter .
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.

.

Муниципальное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 4

городского округа Орехово-Зуево

Конспект урока по литературе

«Идейное содержание рассказа

А.И.Куприна «Куст сирени»»

8 класс

Составитель : учитель русского языка и литературы

Лисина Елена Владимировна.

2018 год

городской округ Орехово-Зуево

Идейное содержание рассказа А.И.Куприна «Куст сирени»

Цели урока:

    Познакомить учащихся с рассказом А.И.Куприна «Куст сирени»;

    раскрыть идейное содержание рассказа А.И.Куприна «Куст сирени», выявить позицию автора в изображении любви; определить, какие качества характера помогают героям сохранить любовь;

    развивать навыки грамотной устной речи;

    привить интерес к творчеству А.И.Куприна.

Ход урока

    Определение темы урока.

    Дома вы прочитали рассказ Александра Ивановича Куприна «Куст сирени». Ваши впечатления после прочтения рассказа (учащиеся обмениваются своими первыми впечатлениями)

    Как вы думаете, о чём пойдет разговор на сегодняшнем уроке? Обратимся к теме урока: «Идейное содержание рассказа А.И.Куприна «Букет сирени»».

    Что такое любовь? Какие ассоциации вызывает у вас это слово? (составление кластера)

Любовь

    Множество поэтов, писателей пытались найти ответ на этот непростой вопрос, в творчестве каждого из них есть произведения об этом удивительном и загадочном чувстве. Для одних это - счастье, радость, высшее наслаждение , для других - горе, страдание, боль, разочарование, трагедия.

Проблемный вопрос - В чём смысл любви, по мнению Куприна?

2. Целеполагание

Предложите свои варианты поиска ответа на проблемный вопрос.

Какие задачи потребуют вашего решения?

    Рассмотреть образы главных героев

    Понять смысл названия

    Рассмотреть композицию рассказа

3.Работа в группах (метод «Шесть шляп мышления»)

Белая шляпа (главные герои рассказа)

Работа с таблицей: заполнена лишь графа одного героя, действия другого героя, отвечающие им в данный момент времени, нужно отыскать в тексте)

«Во все время разговора он вытаскивал из стоявшей перед ним пепельницы горелые спички и ломал их на мелкие кусочки, а когда замолчал, то с озлоблением швырнул их на пол. Видно было, что этому сильному человеку хочется заплакать»

«Но вдруг Верочка энергичным движением вскочила с кресла»

Николай Алмазов

Вера Алмазова

«Николай Евграфович весь сморщился, точно от невыносимой физической боли»

«…возразила Вера, топнув ногой»

«Алмазов, пробовавший было возражать, но невыслушанный…»

«Вера быстро выдвигала ящики столов и комодов, вытаскивала корзины и коробочки, раскрывала их и разбрасывала по полу»

«Алмазов уговаривал жену отправиться домой»

«Она поехала вместе с мужем за город, все время, пока сажали кусты, горячо суетилась и мешала рабочим и только тогда согласилась ехать домой, когда удостоверилась, что дерн около кустов совершенно нельзя отличить от травы, покрывавшей всю седловину»

«Алмазов был весь в пыли и едва держался на ногах от усталости и голода, но лицо его сияло торжеством одержанной победы»

«Она заставляла его еще и еще раз передавать ей в подробностях весь разговор с профессором»

Какие противоположные черты характера вы заметили?

Черная шляпа (поступки, характеризующие Николая как слабовольную личность)

Сравнительная характеристика

Желтая шляпа (характеристика Веры)

Как Вера поняла, что у мужа неприятности?

- Как Вера сопереживает мужу? В чём это выражается?

(Как тонко подметил Куприн, Вера встретила мужа «со страданием на красивом, нервном лице». Жена старается разузнать причину такого резкого изменения в поведении мужа. С самого начала рассказа супруги не проронили ни слова. Жена начинает разговор, но диалога не получается. Вера не отчаивается и вторично пытается «разговорить» мужа. Алмазов рассказывает о своей неприятности, даже пытается обвинить Веру в своём несчастье.)

- Меняется ли Алмазов под воздействием жены?

(Он уже не сопротивляется, но всё равно ещё сидит «с обиженным выражением». Разряжает обстановку жена. Она становится очень энергичной. Теперь они меняются ролями. Алмазов хоть и не верит в успех дела, но покорно следует указаниям жены.)

- Какой же выход находит Вера?

(Алмазовы едут в ломбард, потом к садовнику.)

- Почему Вера, договорившись с садовником, не уезжает домой, а сама едет туда, где должен «вырасти куст»?

(Хочет убедиться в том, что все сделано, как надо, переживает за мужа, за исход дела.)

- Как Вера отнеслась к успехам мужа? Почему она просит его вновь рассказать об этой истории?

(Она понимает, что доставляет удовольствие мужу, поэтому вновь и вновь расспрашивает его, пытается разузнать подробности.)

Синяя шляпа ( отношение автора к героям).

    Почему автор наделяет героев такой замечательной фамилией – Алмазовы? Случайно ли имя Вера? (Алмаз – прозрачный драгоценный камень, блестящий, многогранный. Вероятно, здесь содержится намёк на чистые, светлые отношения между супругами. Вера – вера в свои силы, уверенность в будущем.)

    Вы, наверное, обратили внимание, что автор не дает нам внешнего описания героев? Как вы думаете? Почему? (Автор сосредотачивает свое внимание на внутреннем мире героев, он гораздо важнее внешности.)

    Как Куприн относится к своим героям и к истории, которая с ними приключилась?

(Автор открыто выражает свои чувства. С большей симпатией Куприн относится к Вере. Посмотрим, как называет автор героя: Николай Евграфович, Алмазов (и только Вера называет его Колей). А героиня для автора - Вера, Верочка. Но Куприну дороги оба героя. Он пишет о них тепло, заинтересованно. Автор любуется ими, даже не осуждает за небольшой обман профессора.)

Вывод (ответ на проблемный вопрос)

Автор даёт понять, что главное для счастья не сходство характеров, а терпение, труд, упорство и любовь, понимание и взаимовыручка. Благодаря этим качествам, люди преодолевают трудности и не только сохраняют любовь, но и укрепляют её. На смену горя, неудач приходит счастье, удача, успех, нужно только не терять веру, не поддаваться унынию, поддерживать друг друга.

Обогатилось ли ваше представление о том, что такое любовь после изучения рассказ А.И.Куприна?

Дополнить кластер «Любовь»

терпение, труд, упорство, понимание, взаимовыручка

Домашнее задание (по выбору обучающихся)

Сформулируйте и запишите один тонкий и один толстый вопрос по рассказу А.И.Куприна «Куст сирени»;

Напишите письмо по ФАРТУ.

© 2021 nywishes.ru - Поздравления с праздниками на все случаи жизни