(Слайд 1)
ПСИХОЛОГО – ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ВОСПИТАТЕЛЬНО – ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В ДОУ.
Душа – то, чем люди пишут стихи и чем их понимают.
/Марина Цветаева/
В настоящее время определены Федеральные государственные требования, в соответствии с которыми в системе дошкольного образования наиболее востребованным становится психолого-педагогическое сопровождение всех участников образовательного процесса. Поэтому забота о реализации права ребёнка на полноценное и свободное развитие является сегодня неотъемлемой целью деятельности любого детского сада.
(Слайд 2) Сопровождение – это система профессиональной деятельности, направленная на создание социально-психологических условий для успешного воспитания, обучения и развития ребёнка на каждом возрастном этапе.
В последние годы наблюдается тенденция: по статистическим данным медиков, увеличивается количество детей с различными родовыми травмами, которые, в свою очередь накладывают отпечаток на общее развитие ребёнка. Всё чаще в детских садах встречаются дети с СДВГ (синдром дефицита внимания с гиперактивностью), неврозами и неврозоподобными состояниями.
Именно психолого-педагогического сопровождения дошкольников в МДОУ обеспечит решение этих проблем. При этом ребёнок должен выступать субъектом собственной деятельности, а его активность и свобода должны встречаться и взаимодействовать с субъективностью и активностью взрослых.
(Слайд 3) Исходя из этого основной целью психологической службы ДОУ, является обеспечение психологического здоровья детей, в основе которого лежит полноценное психическое развитие ребенка на всех этапах детства.
Эти цели реализуются в процессе разнообразных видов деятельности: игровой, коммуникативной, познавательно-исследовательской, продуктивной.
(Слайд 4) В соответствии с поставленной целью можно выделить следующие задачи, решаемые психологической службой:
1. Реализовать в работе с детьми возможности развития каждого возраста и каждого ребенка;
2. Развивать индивидуальные особенности ребенка, т.е. внимание специалиста должны привлекать интересы, способности, склонности, чувства, увлечения, отношения ребенка и пр.;
3. Создать благоприятный для развития ребенка климат в детском саду;
4. Оказывать своевременную психологическую помощь, как детям, так и их родителям, воспитателям.
(Слайд 5) Психолого-педагогическое сопровождения воспитательно-образовательного процесса охватывает работу с детьми, родителями и педагогами.
(Слайд 6) Систему психолого-педагогического сопровождения воспитательно-образовательного процесса в ДОУ можно представить в виде горы, в основании которой находится такое направление работы как психодиагностическое сопровождение. На основе его и строится коррекционно-развивающее, консультационное и психопрофилактическое сопровождение, необходимое для того, чтобы достичь вершины горы. Вершиной горы является психологическое просвещение, которое направлено на формирование психологического здоровья всех участников воспитательно-образовательного процесса: детей, родителей и педагогов.
(Слайд 7) Основными направлениями работы по психолого-педагогическому сопровождению воспитательно-образовательного процесса в ДОУ являются:
Психодиагностическое сопровождение воспитательно-образовательного процесса: изучение процесса адаптации детей при поступлении в ДОУ, диагностика склонностей и способностей детей с целью выявления талантливых детей, диагностика психологического здоровья дошкольников, диагностика готовности к школе ;
Коррекционно-развивающее сопровождение воспитательно-образовательного процесса: развитие школьно-значимых функций, познавательных процессов, снижение индекса тревожности, агрессивности, импульсивности;
Психопрофилактическое и здоровьесберегающее сопровождение воспитательно-образовательного процесса: профилактика нарушений поведения, коммуникативной сферы, формирование жизненных навыков;
Психологическое просвещение и консультирование: формирование психологической культуры детей, родителей и педагогов.
Организованная таким образом работа позволяет обеспечить оптимальное физическое, соматическое, психологическое здоровье ребенка.
(Слайд 8) Психологическая диагностика осуществляется в форме плановой диагностики или диагностики по запросу администрации, педагогов, родителей. В течение адаптационного периода ведется наблюдение за поведением детей в младших группах, которое показывает, как протекает привыкание детей к новым условиям, освоение нового пространства. Проводится анкетирование родителей для выявления расхождений в поведенческих проявлениях ребенка в семье и детском саду. Для выявления динамики уровня адаптированности детей к детскому саду проводится сравнительный анализ диагностирования в начале и в конце адаптационного периода.
Диагностика школьной готовности проходит в 2 этапа: в начале учебного года (октябрь) и в конце (апрель).
(Слайд 9) Для обследования применяются следующие методики:
- Ориентировочный тест определения школьной зрелости Керна-Йерасека;
- Вербальная часть (Я. Иерасек) (конец года);
- Психосоциальная зрелость (С.А. Банков) (начало года);
- «Графический диктант» (Д.Б.Эльконин);
- Мотивационная готовность (Л.А.Венгер) (конец года).
Углубленная диагностика детей, показавших низкий уровень готовности к школе, а также детей, испытывающих трудности в усвоении образовательной программы ДОУ, осуществляется по материалам для психолого-педагогического изучения детей в дошкольных учреждениях автора Забрамной С.Д.
Психодиагностика эмоционально-личностной сферы педагогов проводится по их личному запросу индивидуально. Педагоги вторых младших групп и первых младших групп заполняют «Карты наблюдения» на начало и конец адаптации, в средних, старших и подготовительных группах воспитателями заполняются «Карты оценки эмоционального состояния ребенка в группе».
Родители заполняют анкеты на предмет адаптации ребенка к ДОУ, готовности к школе, анкеты по оценке нервно-психического состояния ребенка. На основании заполнения данных анкет готовятся консультации в информационные папки в каждой группе.
(Слайд 10) Психологическое сопровождение направлено на сохранение, укрепление и развитие психологического здоровья детей на всех этапах дошкольного детства. Психологическое сопровождение предполагает своевременное выявление таких особенностей ребенка, которые могут привести к определенным сложностям, отклонениям в интеллектуальном и эмоциональном развитии, в его поведении и отношениях. В нашем дошкольном учреждении для решения этой задачи с детьми раз в неделю проводятся групповые занятия по развитию эмоционального мира с использованием программы В.М. Минаевой «Развитие эмоций дошкольников» с учетом особенностей каждого возрастного этапа. (Слайд 11) Для профилактики дезадаптации осуществляется психологическое сопровождение ребенка в условиях дошкольного учреждения: групповые и индивидуальные игры и занятия с детьми с целью снятия эмоционального и мышечного напряжения, преодоления стрессового состояния у детей, активизации речевых процессов, развития навыков общения, взаимодействия со взрослыми и сверстниками, формирования идентичности с коллективом. Проводится индивидуальная работа по профилактике дезадаптации, в которой используются игры с водой и песком с целью установления контакта с ребенком. Выявляются такие психологические особенности ребенка, которые могут в дальнейшем обусловить возникновение определенных сложностей или отклонений в его интеллектуальном и личностном развитии.
(Слайд 12) Индивидуальная коррекционно-развивающая работа ведется по следующим направлениям: (Слайд 13) работа с агрессивными детьми (сказкотерапия), с детьми с гиперактивностью (программа Сиротюк А.Л., программа Арцишевской И.Л.), тревожными, застенчивыми детьми (Г.Б.Монина, Е.К.Лютова), работа по развитию школьно-значимых функций («Ступеньки к школе» Безруких М.М.).
(Слайд14) Психологическое просвещение направлено на формирование психологической культуры всех участников воспитательного процесса: детей, родителей и педагогов, которое заключается в формировании жизненных навыков, профилактике дисгармоничного развития.
(Слайд 15) Консультативная работа с воспитателями младших групп проводится по вопросам течения адаптации детей, особенностям развития, протеканию кризиса 3х лет, где они получают рекомендации по формированию игровой культуры ребенка и снятию эмоционального напряжения. Родителям в этих группах даются рекомендации по смягчению адаптационного периода. В средних, старших и подготовительных группах проводятся консультации для педагогов и родителей в начале и конце учебного года по результатам диагностики психологического здоровья детей. Также в подготовительных группах родители и воспитатели на консультациях по результатам диагностики готовности к школе в начале и конце учебного года получают необходимые рекомендации по развитию школьно-значимых функций.
Психологическое просвещение, т.е. приобщение взрослых (воспитателей, родителей) и детей к психологическим знаниям. Основной смысл психологического просвещения заключается в том, чтобы знакомить воспитателей, родителей с основными закономерностями и условиями благоприятного психического развития ребенка, популяризовать и разъяснять результаты психологических исследований, формировать потребность в психологических знаниях и желание использовать их в работе с ребенком или в интересах развития собственной личности. (Слайд 16) Психологическое просвещение проходит в нашем дошкольном учреждении в виде выступлений на педсоветах, родительских собраниях, бесед, семинаров, а также в виде информационных папок для родителей «Страничка психолога», информационного стенда «Уголок психолога» и блоке информации на сайте детского сада.
(Слайд 17) Благодаря комплексному психолого-педагогическому сопровождению воспитательно – образовательного процесса и индивидуальному психологическому сопровождению детей, можно отметить:
- Поставленные цели и задачи реализуются
- Происходит диагностика раннего развития детей с целью предупреждения возможных проблем
- Решение проблем происходит через отлаженное взаимодействие взрослых
- Происходит повышение профессионального уровня педагогов через интерактивные формы работы
- Тесное взаимодействие с семьей в рамках сотрудничества.
(Слайд 18) Таким образом, психолого-педагогическое сопровождение сегодня является не просто суммой разнообразных методов коррекционно-развивающей работы с детьми, но выступает как комплексная технология, особая культура поддержки и помощи ребенку в решении задач развития, обучения, социализации.
(Слайд 19) И прав был В.А. Сухомлинский, когда сказал: «От того, как прошло детство, кто вел ребенка за руку в детские годы, что вошло в его разум и сердце из окружающего мира – от этого в решающей степени зависит, каким человеком станет сегодняшний малыш».
I этап. Постановка проблемы
Цель: выявление предмета психологического воздействия и коррекционной работы, подтверждение обоснованности/необоснованности жалоб родителей и сотрудников ДОУ.
Уровни адекватности запроса могут различаться:
Жалоба полностью необоснованна, главная проблема - в
личностных особенностях родителей, воспитателей или неадекватности их восприятия;
во взаимоотношениях со взрослыми (родителями и воспитателями);
Жалоба обоснованна, главная причина поведения ребенка -
в нарушении межличностных отношений в семье;
Жалоба обоснованна, проблема связана с психическим развитием ребенка или межличностными отношениями, наиболее ярко проявляющимися в домашних условиях;
Жалоба обоснованна, преобладающие проблемы наиболее ярко проявляются вне семьи (в детском саду).
Затем происходит выдвижение гипотезы относительно причин и характера проблемы, заставившей обратиться к психологу. Это происходит в процессе сбора экспертной информации о дошкольнике и базовой диагностики.
В результате оказываются возможными:
Дифференциация нормы и патологии психического развития ребенка;
Определение состояния психологического здоровья ребенка;
Выявление зоны актуального и ближайшего развития ребенка;
Изучение особенностей личности;
Выявление содержания внутреннего конфликта.
II этап. Уточнение проблемы
В начале данного этапа проводится психолого-педагогический консилиум. Его задачами являются:
Дифференциальная психологическая диагностика
с целью
выявления психологической структуры нарушения и выбора в соответствии с этим оптимальной стратегии коррегирующего воздействия ребенка;
разработка стратегии комплексного сопровождения ребенка.
В ходе разработки стратегии сопровождения осуществляется выбор:
а) направлений коррекционно-развивающего воздействия на ребенка (коррекция поведения, нарушений психологического развития и др.);
б) сферы психологического воздействия на социум (коррекция детско-родительских отношений, детско-воспитательских отношений и отношений со сверстниками).
Параллельно начинается работа по консультированию педагогов, администрации, родителей (с осуществлением социально-диспетчерской деятельности педагога-психолога в ДОУ комбинированного и компенсирующего видов), которая позволяет создать оптимальные условия для осуществления системной подгрупповой и индивидуальной коррекционно-развивающей работы с ребенком.
Значительная доля рабочего времени педагога-психолога при этом отводится анализу результатов комплексного сопровождения развития ребенка в ДОУ и просвещению педагогов и родителей.
III этап. Решение проблемы
Данный этап начинается с динамической диагностики развития ребенка, которая позволяет определить:
Уровень его воспитуемости и обучаемости;
Потенциалы микро- и макросреды, позволяющие оптимизировать процесс комплексного сопровождения развития ребенка.
Параллельно осуществляется корректирующий контроль - уточнение, дополнение, изменение средств и методов коррекционно-развивающего и психотерапевтического воздействия на ребенка и его среду.
Заканчивается данный этап работы контрольным консилиумом. В это время осуществляется анализ и оценка:
Катамнеза ребенка;
Организационно-методического обеспечения образовательного и коррекционного процесса в ДОУ;
Организации взаимодействия с родителями и их обучения.
Рефлексия деятельности педагога-психолога, которая завершает весь цикл его работы, направлена на определение соответствия результатов поставленным целям работы (текущим, итоговым, отдаленным) и выявление факторов, препятствующих его эффективной работе.
Рассмотрим последние подробнее.
Факторы, препятствующие эффективной работе
На протяжении всех этапов работы педагога-психолога он сталкивается с определенными проблемами и «соблазнами».
Так, для I этапа работы, первичной и вторичной диагностики, определения адекватности запроса родителей и воспитателей, типичными будут следующие проблемы:
1. Проблемы, связанные с ошибками, возникающими в процессе социальной перцепции родителей и воспитателей, обращающихся за помощью к психологу: ошибкой «ложного согласия», «эффектом ореола», ошибкой «средней тенденции» и др.
2. Проблема «замусоренности» диагностического поля психологов недостаточно апробированным инструментарием, в некоторых случаях - некорректностью его применения.
С другой стороны, может появиться соблазн спекуляции на отсутствии общепринятых критериев оценки эффективности консультационной работы. Как известно, консультация должна быть прогностичной, то есть ориентированной в будущее, -полноценно оценить качество работы психолога можно лишь через некоторое (иногда довольно длительное, если речь идет о детях с отклонениями в развитии) время. Поэтому некоторые из психологов, сославшись на отсутствие четких критериев эффективности, могут работать недобросовестно и заявлять, что только «время покажет», насколько качественна их помощь ребенку или взрослому.
3. Проблемы, возникающие вследствие нарушения принципа конфиденциальности полученной психологом информации.
Материал, полученный психологом в процессе его работы с детьми, воспитателями или родителями на основе доверительных отношений, не подлежит сознательному или случайному разглашению и должен быть представлен таким образом, чтобы он не мог скомпрометировать ни испытуемого, ни психолога, ни психологическую науку. В этом случае речь идет о соблюдении принципов этики работы педагога-психолога, или этического кодекса. Согласно ему, на этапе диагностики психолог должен:
Соблюдать принцип добровольности участия в психологических процедурах 1 (работа допускается только после получения согласия родителей детей в ней участвовать и разрешения администрации ДОУ на проведение исследований);
Использовать процедуры и техники, не ущемляющие достоинства участников образовательного процесса;
Предоставить возможность всем участникам образовательного процесса отказаться от продолжения работы на любом ее этапе.
1 Психолог исходит из уважения личного достоинства, прав и свобод, провозглашенных и гарантированных Конституцией Российской Федерации.
На II этапе работы, разработки и реализации программы психологического сопровождения ребенка, в работе педагога-психолога встречаются следующие соблазны и проблемы:
1. Соблазн власти. Известно, что у психолога имеется много возможностей сделать людей зависимыми от себя. Кроме того, это может сочетаться с заблуждениями о «всесильности» психолога в решении всех проблем воспитания и обучения
детей в детском саду и вопросов повышения профессионализма педагогических кадров. Воспитатели и другие педагогические работники ДОУ обычно очень настороженно относятся к тем психологам, которые начинают их «учить» тому, в чем
педагоги чувствуют себя более компетентными, поэтому возникает проблема отторжения психолога от педагогического коллектива.
2. Соблазн «самокрасования» на работе, когда психолог использует свою профессию скорее для демонстрации своих достоинств, чем для помощи обращающимся к нему людей.
Особенно это опасно, когда выливается в самоуверенный дилентантизм в коррекционной работе. Кроме того, такие недостатки в работе дошкольной психологической службы, как центрация психологов на диагностической функции, вместо профилактической, пропедевической и коррекционной, только усиливает это. С другой стороны, вообще не производить никакого впечатления на обращающихся к психологу людей тоже нельзя. Проблема в том, чтобы в стремлении «производить впечатление» найти такую «золотую середину», чтобы оказаться фасилитатором и координатором работы всего педагогического коллектива ДОУ и родителей детей.
3. Соблазн следования «методическим модам», когда в погоне за самыми последними новинками в практической психологии консультант тратит массу времени на ознакомительное знакомство с новыми методиками и по-настоящему не успевает освоить ни одну из них.
Для того, чтобы данную проблему преодолеть, необходимо учитывать следующие принципы работы психолога.
Принцип профессиональной компетентности: психолог имеет право браться за решение только тех вопросов, по которым он профессионально осведомлен и наделен соответствующими правами и полномочиями. Психолог не должен передавать сложные психологические методики неподготовленным специалистам, а также использовать методики, которыми в должной степени не владеет.
Принцип адекватности применяемых методик: они должны быть адекватны целям исследования, возрасту, полу, образованию, состоянию детей и взрослых условиям эксперимента. Этот принцип сочетается с принципом: «Не навреди!» (или «принцип ненанесения ущерба испытуемому»). При этом организация работы психолога должна быть такой, чтобы ни ее процесс, ни ее результаты не наносили ущерба здоровью, состоянию или социальному положению детей, родителей и воспитателей.
Принцип профессионального общения психолога и испытуемого. Психолог должен владеть методами психологического воздействия на таком уровне, который позволял бы, с одной стороны, эффективно решать поставленную задачу, а с другой - поддерживать у ребенка и взрослого чувство удовлетворения от общения с психологом.
Принцип разделенной ответственности психолога. В отличие от ответственности обычных людей (неспециалистов), психолог не должен всю ответственность брать на себя. Его задача более сложная: постепенно сформировать чувство ответственности и готовность к ней у приходящих к нему людей. Сам психолог должен отвечать только за саму организацию такой помощи, а не за принимаемые другими участниками образовательного процесса решения. С другой стороны, психолог может способствовать осознанию ребенком, воспитателем, родителем того, что каждый из них сам является причиной своих достижений.
Для III этапа (анализ и оценка результатов работы с целью осуществления корректирующего контроля) характерны следующие проблемы.
1. Проблемы разработки программ индивидуального пси
хологического развития ребенка исходя из представлений о сред
нестатистической и функциональной норме.
К понятию среднестатистической нормы относится та категория детей, которые выполняют диагностические задания на 85-100% уровне успешности. При этом важно учитывать качественные критерии анализа данных: принятие задания, способ выполнения, обучаемость ребенка, отношение к результату.
К понятию функциональной нормы относятся дети, которые относительно хорошо приспосабливаются к социуму и обладают достаточным уровнем социально-психологической адап-тированности, чтобы не выделяться среди других детей.
При этом социально-психологическую адаптированность (термин армянского психолога А. А. Налчаджана) можно охарактеризовать как такое состояние взаимоотношений между личностью и группой:
Когда ребенок без длительных внешних и внутренних конфликтов продуктивно выполняет свою ведущую деятельность 1 и удовлетворяет свои основные потребности 2 ;
При этом он в полной мере отвечает ожиданиям, которые
предъявляет к нему социум (по возрасту, полу, социальному статусу).
1 С 1 до 3 лет: предметную; с 3 до 7 лет - игровую и моделирующие,
экспериментальные виды деятельности.
2 С 1 до 3 лет: потребность в компетенции как свободном владении
средствами, или потребность действовать самому; с 3 до 7 лет: потребность
в социальном соответствии, «быть, как взрослый».
3. Проблемы предвзятого отношения педагога-психолога к детям (родителям, воспитателям), связанные с нарушением принципа беспристрастности психолога. Данный принцип нуж дается в особом комментарии. Л. А. Петровская, анализируя
подход к проблеме К. Роджерса, пишет: «Когда у Роджерса речь идет о такой установке терапевта, как «безусловное позитивное принятие», следует иметь в виду, что она относится к чувствам «клиента» и отнюдь не предполагает одобрения всего его поведения.
Имеется в виду признание права на какую угодно гамму собственных чувств без риска потерять уважение психолога, терапевта».
3. Проблемы согласования мнения психолога с точкой зрения других специалистов (или проблемы выработки единого подхода к осуществлению дальнейшей коррекционно-развивающей работы).
Данные проблемы следует решать, опираясь на принцип уважения себя и своих коллег, их права на профессиональное творчество и самостоятельный выбор методов работы. Критика и дискуссии должны проводиться аргументировано и тактично. Недопустимым является выяснение отношений между коллегами и сотрудниками в присутствии детей и их родителей.
4. Соблазн работать «вразнос», забывая о своем здоровье и об интересах своих родных и близких. Например, психолог ДОУ, постоянно, даже в праздничные дни, устраивает дополнительные встречи с родителями или воспитателями и т. д. Это осложняется тем, что работа психологов в детском саду итак обычно осуществляется в режиме «скорой помощи».
Нередко отсутствие элементарной психогигиены труда психолога приводит его самого в психиатрическую больницу. Поэтому, как говорила на своих лекциях известный психотерапевт А. С. Спиваковская, «психолог не должен глубоко погружаться в проблемы клиента», если он не обеспечил свои «тылы», которые позволили бы ему «выйти» из проблем консультируемого человека и «вернуться в свое нормальное состояние».
Задания для самоконтроля
1. Назовите основные этапы деятельности педагога-психолога, работающего в ДОУ.
2. Выделите основные уровни адекватности запроса родителей и педагогов, обращающихся к психологу за помощью по поводу проблем воспитания, развития и обучения ребенка.
3. Перечислите основные сферы психологического воздействия на окружающую ребенка среду.
4. Объясните, в чем заключается основная цель психологического воздействия на ребенка и его окружение.
ФОРМЫ ОТЧЕТНОСТИ ПЕДАГОГА-ПСИХОЛОГА 1
Сначала обратимся к регламентирующим отчетную деятельность психолога документам.
ПРИЛОЖЕНИЕ К ИНСТРУКТИВНОМУ ПИСЬМУ МИНОБРАЗОВАНИЯ РФ ОТ 01.03.99 № 3 ФОРМЫ УЧЕТА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И ОТЧЕТНОСТЬ ПЕДАГОГОВ-ПСИХОЛОГОВ
Педагоги-психологи, работающие в образовательном учреждении,
образовательном учреждении для детей, нуждающихся в психологи-
психологической и медико-социальной помощи, ведут учет проводимой работы по следующим формам 2:
1. План работы педагога-психолога образовательного учреждения
(Форма № 1).
2.Заключение по результатам проведенного психодиагностического исследования (Форма № 2).
3.Журнал консультаций психолога (Форма № 3).
4.Журнал учета групповых форм работы (Форма № 4).
5.Карта психолого-медико-социальной помощи ребенку (Формы № 5,
5А, 5Б, 5В).
6.Программа работы педагога-психолога с группой (Формы № 6, 6А).
7.Коррекционная работа (Форма № 7).
8.Программа коррекционно-развивающих занятий (Форма № 8).
10.Аналитический отчет о работе педагога-психолога (Форма № 10).
11.Аналитический отчет руководителя (методиста) муниципальной
методической службы (Форма № 11).
По итогам года педагоги-психологи представляют аналитический отчет о своей работе (Форма № 10) руководителю образовательного учреждения и руководителю муниципальной психологической службы.
2 Формы составлены на основании практического опыта регионов и
апробированы региональным центром социально-психологических исследований и диагностики Самарской области.
Данный отчет включается в отчетную документацию образовательного учреждения. Руководитель психологической службы муниципального уровня представляет по итогам года аналитический отчет (Форма № 11) руководителю муниципального органа управления образованием и руководителю психологической службы региона.
Итак, согласно Приложению к Инструктивному письму МинобразованияVРФ от 1.03.1999 № 3, основными (обязательными) формами отчетности педагога-психолога являются:
План работы;
Заключение по результатам проведения психолого-педагогического обследования (по требованию других лиц выдается только в неполном объеме);
Журнал консультаций;
Журнал учета групповых форм работы;
Карта психолого-педагогической и социальной помощи ребенку;
Программа работы педагога-психолога с группой;
Аналитический отчет о работе педагога-психолога за год;
Аналитический отчет руководителю муниципальной методической службы.
Педагог-психолог специализированного дошкольного учреждения ведет следующую документацию:
Карту психологического обследования ребенка;
Журнал планирования и учета групповых занятий;
Журнал планирования и проведения индивидуальных занятий;
Планы работы с семьей ребенка;
Программы групповой работы;
Перспективный план работы на год и на квартал;
Отчет о результатах психологической работы за год.
Вся документация педагога-психолога хранится в месте, недоступном для общего обозрения (сейфе, закрытом шкафу и т. п.) и может быть предъявлена по запросу профильных специалистов системы образования. На основании этих документов психолог может давать рекомендации учителю, родителям или лицам их заменяющим; делать выписки во внешние организации по запросу родителей.
Рассмотрим подробнее основные формы отчетности педагога-психолога в соответствии с этапами его работы и знакомства с детьми, родителями и сотрудниками ДОУ.
Первый этап работы педагога-психолога
На ПМПК 1 представляются следующие документы:
Свидетельство о рождении ребенка (предъявляется);
Заключение психолого-медико-педагогического консилиума образовательного учреждения, в котором ребенок обучается (представляется в муниципальную ПМПК), или - муниципальной ПМПК (представляется в региональную ПМПК);
Подробная выписка из истории развития ребенка с заключениями врачей: педиатра, невропатолога, сурдолога, офтальмолога, ортопеда (при необходимости получения дополнительной медицинской информации о ребенке ПМПК направляет
запрос соответствующим медицинским специалистам). При
отсутствии на местах перечисленных специалистов первичное медицинское обследование проводят специалисты ПМПК;
Педагогическое представление (характеристика);
Письменные работы по русскому (родному) языку, математике, рисунки и другие результаты самостоятельной продуктивной деятельности ребенка.
Иногда психологу приходится сталкиваться с клиническими диагнозами детей, которых родители или воспитатели приводят на ПМПК. В этом случае необходимы базовые медицинские знания, позволяющие декодировать «первичные диагнозы» детей, указанные в виде шифров в справках от невропатолога или психоневролога.
1 Примерное положение о психолого-медико-педагогической комиссии.
F80-Р89 - Расстройства психологического (психического) развития
F80.0 - Специфическое расстройство артикуляции (дислалия)
F80.1 - Расстройства экспрессивной речи (общее недоразвитие речи, моторная алалия)
F80.2 - Расстройства рецептивной речи (сенсорная алалия)
F80.81 - Задержка речевого развития, обусловленная социальной депривацией
F81.0 - Дислексия
F84.4 - Умственная отсталость с двигательной расторможенностью и стереотипными движениями
F84.5 - Синдром Аспергера
F90 -F98 - Эмоциональные расстройства и расстройства поведения
F90.0 - Нарушение активности и внимания
F90.1 - Гиперкинетические расстройства поведения
F90.8 - Другие гиперкинетические расстройства (микромозговая дисфункция (ММД))
F90.9 - Неуточненное гиперкинетическое расстройство
F91.0 - Расстройство поведения, ограниченное рамками семьи
F91.1 - Несоциализированное расстройство поведения
F91.2 - Социализированное расстройство поведения
F91.9 - Нарушение поведения неуточненное
F92 - Смешанные нарушения поведения и эмоций
F92.0 - Депрессивное нарушение поведения
F92.8 - Другие смешанные нарушения поведения и эмоций
F92.9 - Смешанные расстройства поведения и эмоций неуточненные (шизофрения, эпилепсия, РДА и др.)
Р93.0 - Тревожные расстройства у детей, вызванные разлукой
F93.1 - Фобическое тревожное расстройство в дошкольном возрасте
F93.2 - Социально тревожные расстройства в дошкольном возрасте
F93.3 - Нарушение вследствие сиблингового соперничества
F93.8 - Другие эмоциональные расстройства в дошкольном возрасте
F93.9 - Эмоциональное нарушение в дошкольном возрасте неуточненное
F94.0 - Элективный мутизм
F94.1 - Реактивное расстройство привязанностей в дошкольном возрасте (нарушение социальной взаимосвязи с эмоциональным расстройством, боязливость, настороженность, агрессия, самоагрессия, переживание страдания)
F94.2 - Нарушение привязанностей в дошкольном возрасте по расторможенному типу
F94.8 - Другие нарушения функционирования в дошкольном возрасте (недостаточная социальная компетентность)
F95 - Тики (отдельных мышечных групп)
F95.1 - Хронические моторные тики и вокализмы
F95.2 - Комбинирование вокализмов и множественных моторных тиков (синдром Жилль де ла Туретта)
F95.8 - Другие тики (лица, конечностей)
F95.9 - Тики неуточненные (негрубо и непостоянно)
F98.0 - Энурез неорганической природы
F98.1 - Энкопрез неорганической природы
F98.4 - Стереотипные двигательные расстройства (раскачивания тела, конечностей, кусание ногтей и сосание пальцев, самоповреждающие действия)
Р98.5 - Заикание
Необходимо заметить, что знание диагнозов должно помогать психологу в процессе подбора и уточнения методик первичной диагностики, но никак не служить поводом для их обсуждения как с родителями, так и с администрацией ДОУ: психолог не имеет права разглашать подобные диагнозы и/или использовать их против ребенка и его родителей.
В качестве одного из вариантов поведения в проблемной ситуации, требующей «обнаружения» диагноза ребенка, психолог может помочь в определении:
Уровня нарушения (нейрофизиологического, психологического и педагогического)и
Социального вектора его проявления (личность ребенка, родителя, воспитателя, сверстника).
В ПМПК ведется следующая документация:
Журнал записи на ПМПК;
Журнал учета детей, прошедших обследование;
Карта развития ребенка с протоколами, заключениями специалистов и окончательным коллегиальным заключением;
При наличии диагностики целых коррекционных групп -
данные предварительного и окончательного заключения;
Список специалистов и расписание их работы;
Нормативные документы соответствующих федеральных
органов по работе с детьми с отклонениями в развитии.
Если речь идет о диагностике как одном из направлений комплексной работы педагога-психолога в ДОУ, а не общей задачи работы целой «команды специалистов», то здесь тоже существуют определенные формы отчетности. Они делятся на предварительные (таблицы с указанием наиболее часто используемых диагностических методик), промежуточные (протоколы и карты обследования и т. д.) и итоговые (психолого-педагогические характеристики на детей, заключения и т. д.).
Методики как индивидуальной, так и подгрупповой форм диагностики педагог-психолог выбирает по своему усмотрению. В процессе диагностирования, как правило, их применяется несколько. Поэтому рекомендуется иметь отдельную форму регистрации наиболее часто применяемых методик.
Существует много хорошо разработанных методик диагностики эмоционального, познавательного и личностного развития дошкольников, поэтому мы не будем на них подробно останавливаться. Достаточно будет упомянуть такие книги, как: Бугрименко Е.А., ВенгерЛ.А. и др. «Готовность детей к
школе. Диагностика психического развития и коррекция его неблагоприятных вариантов»;
Бурлачук Л. Ф., Морозов С. М.
«Словарь - справочник по
психологической диагностике»;
Венгер А. А., Выгодская Г. Л., Леонард Э. И.
«Отбор детей в
специальные дошкольные учреждения»;
«Дети-сироты: консультирование и диагностика развития» /
Под ред. Е. А. Стребелевой;
«Диагностика и коррекция психического развития дошкольников»/ Под ред. Я. Л. Коломинского, Е. А. Панько;
ЗабрамнаяС.Д. «Наглядный материал для психолого-педагогического обследования детей в медико-педагогических комиссиях»;
«Клинико-педагогическое изучение детей со сложным дефектом»/ Под ред. М. С. Певзнер, Т. В. Розановой;
ЛурияА. Р. «Высшие корковые функции человека»;
Марцинковская Т. Д.
«Диагностика психического развития
детей. Пособие по практической психологии»;
Пантюхина Г. В., Печора К. Л., Фрухт Э. Л.
«Диагностика
нервно-психического развития детей первых трех лет жизни»;
«Психолого-педагогическая диагностика развития детей
дошкольного возраста»/ Под ред. Е. А. Стребелевой;
Урунтаева Г. А., Афонъкина Ю.А.
«Практикум по детской
психологии. Пособие для студентов пед. институтов, учащих
ся пед. училищ и колледжей, воспитателей детского сада»;
ХудикА.В. «Диагностика детского развития: методы исследования»;
Чиркова Т. И. «Психологическая служба в детском саду»;
ШванцараИ. «Диагностика психического развития».
Протокол обследования ребенка оформляется в виде таблицы с указанием следующих пунктов.
ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ РЕБЕНКА В ДОУ
Решетникова Л.А.
Г. Балашов,
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад комбинированного вида «Зернышко»
Психологическое сопровождение образовательного процесса является необходимым условием Федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования(приказ Минобрнауки России от 23.11.2009 года № 655), в которой говорится, что задачи психолого-педагогической работы по формированию физических, интеллектуальных и личностных качеств детей решаются интегрированно в ходе освоения всех образовательных областей («Физическая культура», «Здоровье»,«Безопасность»,«Социализация»,«Труд»,«Познание»,«Коммуникация»,«Чтение художественной литературы», «Художественное творчество», «Музыка»), наряду с задачами, отражающими специфику каждой образовательной области, с обязательным психологическим сопровождением.
ФГТ определяют не только структуру одного из основных документов ДОУ, но и те принципы, по которым педагогам необходимо выстраивать образовательную работу с дошкольниками(принципы развивающего образования, комплексно-тематический, интеграции и др.). Для реализации данных принципов требуется переосмысление своей деятельности всеми специалистами системы дошкольного образования, в том числе и психологом ДОУ, поскольку ему принадлежит большая роль в решении проблем развития, обучения и воспитания детей.
На современном этапе развития системы дошкольного образования актуальность деятельности педагога-психолога возрастает, так как достижение образовательных целей без психологического сопровождения программы представляется весьма проблематичным.
Деятельность психолога в образовательном процессе в условиях внедрения ФГТ направлена на обеспечение контроля за развитием детей; оценивание комфортности образовательной среды, уровню ее безопасности для детей; участие в разработке образовательной программы образовательного учреждения; проведение психологического проектирования, экспертизы и мониторинга условий и результатов образовательной деятельности; прогнозирование социальных рисков образовательного процесса, проведение профилактической работы; оказание качественной психолого-педагогической и социальной помощи всем участникам образовательного процесса.
Виды работ и содержание деятельности по психологическому сопровождению воспитанников ДОУ: профилактика, диагностика, индивидуальная и групповая (скрининг), консультирование (индивидуальное и групповое), развивающая работа (индивидуальная и групповая), составление индивидуального образовательного маршрута, коррекционная работа (индивидуальная и групповая), психологическое просвещение и образование детей и взрослых
Однако, анализ деятельности практических психологов показывает, что большую часть времени занимает диагностическая и коррекционно-развивающая работа. Просвещение родителей и педагогов осуществляется, в основном, во время консультаций по общим вопросам развития детей дошкольного возраста и особенностям взаимодействия с конкретным ребенком. Психопрофилактическая работа часто ограничивается решением задач адаптации и подготовленности детей к школьному обучению. Несомненно, это серьезные проблемы. Но за пределами внимания психолога остаются другие, не менее важные задачи профилактической работы - содействие созданию благоприятных условий для полноценного развития ребенка на каждом возрастном этапе и своевременное предупреждение нарушений в становлении личности и интеллекта. Их решение весьма затруднительно в отрыве от той образовательной программы, которая реализуется в детском саду, без психологического обоснования ее содержания, положений и принципов, положенных в основу, без психологического сопровождения самого образовательного процесса.
Анализ научной литературы показал, что психолого-педагогическое сопровождение имеет большое разнообразие видов и форм, которые различаются по направленности, предмету и объекту: сопровождение родительства; сопровождение ребенка (одаренного, гиперактивного, с трудностями в обучении, в критической ситуации и т.д.); сопровождение педагога в процессе учебно-воспитательной деятельности; сопровождение детско-родительских отношений и т.д. Кроме того, проблема сопровождения в образовании рассматривается и как стратегия развития личности, и как тактика реализации ее индивидуального потенциала.
Психологическое сопровождение – это система профессиональной деятельности педагога-психолога, которая охватывает всех субъектов воспитательно-образовательного процесса в дошкольном учреждении, по созданию социально-психологических условий для полноценного проживания дошкольного детства, успешного обучения и развития детей.
Деятельность психолога в рамках сопровождения предполагает: систематическое отслеживание психолого-педагогического статуса ребенка и динамики его психического развития в процессе обучения, создание социально-психологических условий для развития личности детей их успешного обучения и развития, создание специальных социально-психологических условий для оказания помощи детям, имеющим проблемы в психологическом развитии, обучении.
Таким образом, психолого-педагогическое сопровождение сегодня является не просто суммой разнообразных методов коррекционно-развивающей работы с детьми, но выступает как комплексная технология, особая культура поддержки и помощи ребенку в решении задач развития, обучения, социализации.
Общение - это очень важная составляющая жизни ребенка и то, на сколько, он овладеет способами общения, от этого будет зависеть его успешность в процессе взросления. Общение рассматривается в качестве одною из основных условий развития ребенка, важнейшего фактора формирования его личности.
В группе «Подсолнушки», в которой я проходила практику, 26 детей, из них 11 девочек и 15 мальчиков. Из этих детей одна девочка посещает группу кратковременного пребывания. Она присутствует во время непосредственной образовательной деятельности и на утренней прогулке. Прием пищи для детей кратковременного пребывания не предусмотрен. В группе существует традиция отмечать дни рождения детей, делать для них подарки па праздники своими руками. Стиль отношения воспитателя с детьми можно охарактеризовать как авторитарно-демократический. С родителями воспитатель осуществляет тесное взаимодействие, и привлекает их к жизни группы детского сада. Список детей группы «Подсолнушки» в Приложении № 12.
Вся организационно-воспитательная деятельность воспитателя рег-ламентирована режимом дня на холодный период (на учебный год) и режимом дня на летний период для подготовительных групп. Организация режима работы в детском саду производится таким образом, чтобы у детей в зависимости от возраста было достаточно времени для активных игр, занятий и отдыха. Режим для ребенка в детском саду может быть различным, но каждое дошкольное учебное заведение придерживается единых общих правил и федеральных государственных требований.
При организации образовательного процесса учитываются принципы интеграции образовательных областей (физическая культура, здоровье, безопасность, социализация, труд, познание, коммуникация, чтение художественной литературы, художественное творчество, музыка), в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников. Это отражено в сетке совместной деятельности педагогов с детьми.
В процессе наблюдения за детьми я изучила возрастные и индивидуальные особенности детей 5-6 лет, и результаты наблюдений занесла в таблицу. По результатам я пришла к выводу, что развитие всех детей группы идет в соответствии с психолого-педагогическими особенностями дошкольного возраста.
Воспитатель группы проводит 2 раза в год (в сентябре и в конце мая) педагогическую диагностику, с помощью которой анализируется учебный процесс, и определяются результаты деятельности, как ребенка, так и педагога. Полученные результаты определяются критериями высоким (в), средним (с) и низким (и) уровнем развития детей и записываются в карты. Диагностика представляет собой задания по каждой образовательной области (речевое развитие, физическое развитие, познавательное развитие, музыкальное развитие и др.).
На основании вышеизложенных диагностик, а так же на основе собственного наблюдения, мною была составлена психолого-педагогическая характеристика на воспитанника группы «Подсолнушки» Сальникова Ивана (Приложение № 13).
Старшая медицинская сестра совместно с воспитателем группы проводит антропометрию. Антропометрия в детском саду заключаемся в измерении роста и веса ребенка. Антропометрия производится в МАДОУ ЦРР № 136 два раза год в сентябре и в мае. Антропометрия в детском саду нужна для того, чтобы определить, как развивается ребенок (в соответствии с возрастными особенностями) и какой мебелью он должен пользоваться при рассаживании за столами.
Во время практики я проводила практические мероприятия (пробную непосредственно образовательную деятельность для подготовительной группы):
- · по экологическому воспитанию (Приложение №14);
- · по развитию речи (Приложение № 15);
- · по формированию элементарных математических представлений (Приложение № 16);
- · по художественному творчеству (Приложение №17);
- · по физическому воспитанию (Приложение №18);
- · организация досуга (Приложение №19);
Во время практики в МАДОУ ЦРР д/с №136 я выполняла обязанности воспитателя. Осуществляя подготовку к проведению непосредственной образовательной деятельности (НОД) я согласовывала темы НОД с воспитателем группы. Совместно с воспитателем осуществляла планирование работы с детьми с учетом программных требований, принимала участие в изготовлении наглядного и дидактического материала к занятиям. Во время проведения НОД использовала методы и приемы обучения и воспитания детей, полученные раннее в колледже. Совместно с методистом и воспитателем анализировали проведенные мной мероприятия по образовательной деятельности, учитывала все их советы и рекомендации при проведении мероприятий.
ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ В ДОУ
ПЕДАГОГ-ПСИХОЛОГ МАДОУ ДЕТСКИЙ САД КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА №40 «РОМАШКА»
ШИШКИНА ЮЛИЯ ВИКТОРОВНА
Психолого-педагогическое изучение индивидуальных особенностей личности с целью выявления причин возникновения проблем в развитии и обучении, определения сильных сторон личности, ее резервных возможностей, на которые можно опираться в ходе коррекционной работы, диагностики изменений в психофизическом, сенсорном и личностно-социальном развитии ребенка при реализации целостного педагогического и коррекционно-развивающего процесса в ДОУ.
Психологическая диагностика
Целенаправленная систематическая совместная работа психолога, педагога и воспитателей по предупреждению возможных социально-психологических и психологических проблем, по созданию благоприятного эмоционально-психологического климата, по выявлению детей группы риска.
Психологическая профилактика
Систематическая целенаправленная работа психолога с детьми, отнесенными к категориям группы риска по тем или иным основаниям, и направленная на специфическую помощь этим детям. Развивающая работа организуется путем разработки и реализации развивающих программ по направлениям: интеллектуальному и коммуникативно-личностному.
Психологическая коррекция и развитие
Оказание конкретной помощи обратившимся взрослым и детям в осознании ими природы их затруднений, в анализе и решении психологических проблем, связанных с собственными особенностями, сложившимися обстоятельствами в жизни, взаимоотношениями в семье, в кругу друзей; помощь в формировании новых установок и принятии собственных решений. Повышение психологической культуры воспитателей, педагогов, родителей, формирование запроса на психологические услуги и обеспечение информацией по психологическим проблемам.
Психологическое консультирование и просвещение
Направления деятельности
Направления деятельности
педагога-психолога в рамках взаимодействия с семьями воспитанников
Модель психологического сопровождения ребенка
Модель психологического сопровождения ребенка
Основные функции психолога в детском дошкольном учреждении связаны с охраной физического и психического здоровья детей, с созданием условий, которые способствуют их эмоциональному благополучию и обеспечивают свободное и эффективное развитие способностей каждого ребенка. Реализация этих функций требует выполнения целого ряда связанных друг с другом видов работ как непосредственно с детьми, так и с их родителями и персоналом детского сада.
Функции педагога-психолога ДОУ
Анкетные данные о ребенке и основные сведения о семье Данные о здоровье ребенка. Особенности воспитания ребенка, начиная с рождения. Характеристика развития, начиная с рождения. Моменты в развитии ребенка, которые родители считают существенными.
Знакомство с историей развития ребенка
Психологическая диагностика
Психологическая диагностика