Страх считается естественным состоянием человека - защитной реакцией здорового организма на определенные раздражители. По сути страхи уберегают от опасности и многих рисков. А, значит, в какой-то мере они полезны. Но, если взрослые научились за долгие годы контролировать свои страхи и взаимодействовать с ними, то дети - не защищены знаниями от неизвестных и пугающих вещей. Поэтому грамотным родителям важно научиться своевременно различать моменты, когда естественная реакция организма грозит перерасти в навязчивость или даже фобию.
Виды страхов у детей 4-6 лет
Условно детские страхи можно разделить на два вида: реальные и фантазийные .
Реальные страхи
К реальным можно отнести те, которые имеют под собой вполне объяснимую причину:
Эти страхи типичны как для малышей в возрасте двух-трех лет, так и для четырех-шести - они сопровождают несколько возрастных периодов.
Фантазийные страхи
В три-четыре года у ребенка происходит активное развитие абстрактного мышления, что становится причиной появления еще одного вида страхов: фантазийных. Эта группа порождается воображением детей. К ней можно отнести:
Причины реальных страхов и как на них реагировать
Давайте более подробно рассмотрим основные детские страхи у детей от 4 до 6 лет и попробуем разобраться, что при этом нужно делать взрослым. При условии грамотного подхода и адекватной поддержки со стороны родителей, при отсутствии конфликтов в семье, детский испуг преодолевается довольно быстро.
1. Боязнь животных и насекомых
Для некоторых детей актуален страх насекомых или животных.
Что делать?
В таких случаях рекомендуется сменить эмоциональное состояние малыша - с пугающего на заинтересованное. Например, выйти вместе с ним в поле, найти там паучка, посадить его на свою ладошку. После этого следует объяснить малышу, что паук полностью открыт перед вами, ничего не замышляет и, наоборот, является более уязвимым, чем люди.
Рассказывая интересные истории о животных и насекомых, которых кроха боится, можно вызвать любопытство с его стороны. Чем больше малыш будет знать о предмете своей боязни, тем быстрее избавится от страха.
В случае с собакой тоже нужно создать благожелательный фон вокруг животного. Никогда не кричите на ребенка и не запугивайте тем, что собака может укусить или чем-то заразить. Объясните малышу, что гладить собаку без разрешения хозяина нельзя и первые контакты с животным лучше налаживать на расстоянии, чтобы не спугнуть.
Полистайте книги и энциклопедии о животных, посетите выставки, продемонстрируйте способы безопасного взаимодействия с насекомыми и животными на собственном примере.
2. Боязнь белых халатов
Это опасение тесно связано со страхом боли. Укол, сделанный человеком в медицинском колпаке и белом халате, или осмотр неприятными инструментами надолго оставляют у ребенка ассоциацию с неприятными ощущениями. Дети начинают панически бояться врачей и этот страх намного сильнее и опаснее самой боли, вызываемой процедурой.
Что делать?
Чтобы снизить боязнь людей в белых халатах, за несколько дней до похода в поликлинику расскажите малышу о работе врача. Поиграйте с ним в доктора, используя максимум специальных врачебных инструментов: послушайте его, осмотрите ротовую полость, проделайте другие возможные манипуляции. Обязательно поменяйтесь с ним ролями.
Общаясь с врачом и медсестрой из процедурного кабинета, будьте обходительны и вежливы, следите за своими эмоциями: доброжелательно улыбайтесь, ведите себя непринужденно - ребенок должен видеть ваше спокойствие и уверенность в том, что ему ничего не грозит.
Если вы посетили стоматолога либо прививочный кабинет, не забудьте похвалить малыша за его терпение и смелость, даже если его состояние было противоположным. Выйдя из поликлиники, постарайтесь сразу же переключить внимание крохи на другие объекты: расскажите ему интересную историю, сказку.
3. Страх громких звуков
Один из врожденных страхов человека - боязнь резких звуков. Природа устроена так, что громкий звук является символом опасности. Кроме того, громкие звуки способствуют перенапряжению мозговых клеток и приводят к расстройству в работе некоторых органов. Поэтому инстинкт самосохранения заставляет ребенка вздрагивать при резких окриках, грохоте, либо скрежете машин.
Что делать?
Если малыш вдруг расплакался от грома или другого резкого шума, следует стать с ним рядом, обнять его и дать понять, что вы его можете защитить, рядом с вами он находится в безопасности. Не смеяться над ним, не стыдить, иначе он начнет скрывать от вас свой испуг, но справиться самостоятельно с ним вряд ли сможет.
Лучше всего начать игры с различными звуками: от тихих - к громким. Для занятий подойдут металлофон, звонкие металлические ложки. Сходите вместе на шумный детский праздник или веселый аттракцион, где все визжат, кричат и прыгают. Радостный шум постепенно приучит малыша к громким звукам.
4. Боязнь чужих людей
Страх перед посторонними людьми возникает еще в младенчестве и имеет вполне очевидные корни. Формируется он на физиологическом уровне - малыш подсознательно начинает чувствовать опасность в незнакомце. При этом он замыкается, опускает голову и прячется за родного человека.
При правильном поведении родителей боязнь обычно проходит к трем-четырем годам. Но, если социализация в этом возрасте так и не начата, стоит проблеме уделить отдельное внимание. Иначе ситуация грозит понизить самооценку ребенка, негативно отразится на дальнейшем общении со сверстниками.
Что делать?
Так как страх в данном случае идет в ногу с застенчивостью, родителям нужно самим предпринимать первые шаги. Например, подойти вместе с малышом на детской площадке к детям, которые уже общаются между собой. Заговорить с ними, познакомить со своим ребенком. Чаще следует посещать детские центры, развивающие занятия, ходить в гости к друзьям, у которых есть дети такого же возраста.
Если малыш боится оставаться наедине с другим взрослым, например, с няней, нужно взять для знакомства чуть больше времени. Чтобы ребенок привык к постороннему, необходимо некоторое время провести втроем. Как только кроха начнет доверять новому человеку, первым к нему обращаться, можно смело оставлять их наедине.
5. Боязнь одиночества
Страх надолго оставаться без мамы считается распространенной боязнью у малышей. Ни в коем случае его нельзя принимать за избалованность или необоснованные капризы. Боязнь потерять маму вполне естественна и требует деликатного подхода.
Что делать?
Всегда объясняйте ребенку, когда вы вернетесь. Например: - «После того, как ты поспишь и съешь полдник». Такие согласования рекомендуется сделать регулярными. При этом следует не только доброжелательно договариваться с малышом, но и своевременно выполнять свои обещания.
6. Страх темноты и ночных кошмаров
Один из важных детских страхов - боязнь темноты. Фантазия малыша развивается бурно, подсовывая ему чудовищ, страшных персонажей из мультфильмов, сказок, книг, забравшихся в шкаф или под кровать.
Что делать?
Главным условием для борьбы с боязнью темноты и вымышленных персонажей является спокойная психологическая атмосфера в доме. Ни в коем случае нельзя ругать ребенка за страх или бросать равнодушные фразы, вроде такой: «Там нет ничего страшного».
Убедите малыша в том, что он находится в полной безопасности. Для этого оставляйте дверь в его комнату открытой, купите забавный детский ночник.
Предложите нарисовать или вылепить того, кого он боится, затем придайте герою комический вид и вместе посмейтесь над ним.
Придумайте интересную сказку со страшным персонажем из детского воображения, закончив ее позитивно. Ваш герой должен постепенно превратиться в хорошего друга и помощника.
Возьмите за правило перед сном спокойно беседовать с ребенком в его комнате, читайте книги, слушайте вместе спокойную музыку. Уместны телесные контакты, нежные слова.
7. Клаустрофобия
Со страхом темноты перекликается боязнь замкнутого пространства. Малыш может не озвучивать проблему и родители замечают ее сами, закрывая вечером дверь в его комнату, либо застряв с ним в лифте. Частые проявления клаустрофобии сопровождаются приступами паники, головокружениями. Дети могут среди ночи прибежать к родителям и начать плакать.
Эта навязчивая боязнь возникает чаще у единственного ребенка в семье, имеющего ограничения в общении со сверстниками. Особенно страдают ею дети, получающие чрезмерную порцию ласки и любви.
Что делать?
Прежде всего, ребенка в такой ситуации следует успокоить и научить ровному дыханию. Ругать за немотивированный на ваш взгляд страх, категорически запрещается. Нельзя идти от противного и закрывать его в комнате.
Результативными бывают игры, направленные на преодоление скованности, возникающей в замкнутом пространстве. Например, специалист в области детской психики А. И. Захаров предлагает психологическую игру «Проникновение и выход из круга».
Суть игры заключается в том, что взрослые и дети становятся в круг, сцепляют руки и зажмуривают глаза. При этом вслух заявляют, что в их круг никто не сможет проникнуть - они тщательно его охраняют и никаким смельчакам там нет места. Уже сама эта фраза подсознательно подстрекает ребенка попасть в круг. Игроки ходят снаружи круга и стараются незаметно проскользнуть под одной из пар рук. Проскочивший в середину, громко хлопает в ладоши и все удивленно открывают глаза. Вторая часть игры предусматривает такой же выход из круга.
8. Страх наказания
Даже самое безобидное наказание ребенка может привести к неожиданным последствиям. Благодаря мероприятиям по закрыванию расшалившегося малыша в темной комнате, чулане или в другом месте, имеющем мало света, у него могут развиться сразу несколько страхов: боязнь замкнутого пространства, темноты, одиночества, появление кошмаров во сне.
Кроме того, такие наказания обрывают психологическую связь малыша со взрослыми, он чувствует отчуждение родителей, которое в дальнейшем может привести к возникновению проблем в браке уже у взрослого человека.
Что делать?
Стоит вспомнить, что любая оплошность ребенка - это, прежде всего, именно родительское упущение в воспитании. А, значит, и наказывать нужно себя, а не его. Любое порицание всегда должно быть высказано в форме любви к малышу. Иначе, он начнет ассоциировать злую маму с Бабой Ягой из сказки, а отца - со Змеем Горынычем, что породит, кроме обозначенных выше страхов, еще и фантазийные. Подробнее об этом виде боязни можно почитать в статье «Страх сказочных героев и вымышленных персонажей».
Причины фантазийных страхов и как на них реагировать
Просыпаясь после хорошего сна, взрослые могут пребывать какое-то время в сладостной эйфории, не отделяя сновидение от яви. В такой момент им легко понять деток 4-6 лет, которые находятся под воздействием собственного богатого воображения практически весь день. Компьютерные игры, сказки, мультфильмы населяют мир малышей вымышленными персонажами, а иногда - даже целыми корпорациями монстров.
1. Боязнь вымышленных персонажей
Особо впечатлительный ребенок во время просмотра детской передачи, мультфильма или после прочтения страшной сказки может испугаться злого героя и «оживить» его в своем воображении в любое время суток.
Большую роль в этом играют родители, которые с усиленной артистичностью передают образы волка, мифического Бабая или Бабы-Яги. Некоторые взрослые заходят еще дальше - пугают малыша тем, что существует некоторое зло, способное забрать непослушного ребенка от родителей даже без их ведома.
Что делать?
Боязнь вымышленных героев тесно переплетается со страхом наказания. Поэтому, прежде всего, нужно полностью исключить манипуляцию страшными героями в собственных интересах, когда хотите добиться от крохи безупречного поведения. Такие запугивания могут сделать его психику неустойчивой надолго и в далеком будущем есть риск столкнуться с настоящими неврозами.
Лучше всего придумать сказку, в которой страшный главный герой становится добрым и начинает всем помогать.
Уместна арт-терапия. То есть, зло можно нарисовать максимально смешным и сделать его уязвимым перед малышом. Например, волка нарядить пожарным и отправить спасать людей, а Бабу-Ягу представить комичной и добродушной старушкой.
Как только ребенок озвучит свой страх, поговорит о нем со взрослым, в большинстве случаев боязнь почти сразу же отступает. Поэтому так важно просто побеседовать с малышом в спокойной обстановке и убедить его в полной безопасности.
2. Страх ночных кошмаров
Самыми уязвимыми дети становятся ночью, когда рядом никого из взрослых нет. Боязнь ночных кошмаров - один из самых распространенных страхов у малышей 4-6 лет. К сожалению, он приходит не один, а в комплекте с боязнью темноты, одиночества и замкнутого пространства.
Что делать?
Волнение перед страшным сном опасно уже само по себе. В таких случаях родителям следует помнить о ночнике, приоткрытой двери и спокойных беседах перед укладыванием малыша в постель.
Уместно придумать волшебные слова, которые будут играть роль защиты, разрешить взять любимую игрушку.
Нежные прикосновения мамы, расслабляющий массаж, поцелуй перед сном - лучшие способы убедить малыша в том, что он любим, а значит - защищен.
Что важно учитывать в борьбе со страхами
- Любовь, теплота, искреннее участие родителей в решении проблем со страхами в половине случаев устраняют испуг на корню.
- Нельзя ругать и идти от противного - заставляя малыша преодолеть страх насильно. Поможет только мягкое объяснение и поощрение ситуаций, где у малыша получается справиться с испугом по личной инициативе.
- Не следует ждать быстрого эффекта. Борьба с боязнью - это кропотливый процесс, требующий большой моральной отдачи от родителей.
- Если у вас что-то не получается и страх малыша перерастает в фобию, обязательно обратитесь к специалисту.
А лучше всего: создайте дома безопасную атмосферу. Ребенок должен видеть всегда уверенного отца и нежную заботливую маму. Тогда и страхам в его жизни места хватит ненадолго.
Видео
Детские страхи. Как научить детей справляться со страхами? Воспитание детей. Мамина школа
Родители всегда беспокоятся о своих отпрысках, особенно если они только начинают делать первые робкие шаги в сторону общения со сверстниками. Мама и папа зорко следят, чтобы кроху никто не обидел или не ударил. Они надеются, что их сына или дочь с лёгкостью примут в свою группу для игр новые знакомые, и всем будет весело и интересно. Но не всегда всё идёт по запланированному сценарию. Во многих случаях первые проблемы, с которыми сталкивается ребёнок, связаны именно с адаптацией в коллективе ровесников. Почему так происходит, и что нужно делать, если малыш стал бояться детей?
Психологи объясняют, что восприятие окружающего мира у детей и взрослых кардинально отличается. Мужчины и женщины знают, чего можно ожидать от других людей, а вот ребёнок часто бывает не готов к реальности. Дело в том, что в домашней обстановке кроха всегда окружён заботой, нежностью и любовью. Для своей семьи он целый мир, который оберегают и защищают мама и папа. Поэтому в процессе социализации малыш ждёт такого же отношения к себе и от других членов общества, и не только от старших по возрасту, но и от сверстников.
Очень часто причиной боязни общения со сверстниками становится первый неудачный опыт. Например, ребёнок впервые начал играть на площадке с другими малышами и его ударили, отобрали игрушки, обидели. На подсознательном уровне запоминается тот факт, что общение не доставляет удовольствия и радости, а, наоборот, приносит боль и обиду. Именно поэтому кроха старается как можно дольше оттянуть момент вхождения в коллектив, ведь ему так уютно и спокойно в мире внутри своей семьи.
Причины появления страха у маленьких мальчиков и девочек
- Гиперопека со стороны близких. Конечно, взрослые должны заботиться о своих отпрысках, поддерживать и помогать им. Но некоторые мамы и папы не оставляют места для самостоятельности, а создают неестественные условия, где всё вращается вокруг их сына или дочери: по первому требованию исполняются малейшие желания, согласно строгим критериям выбираются достойные друзья для игр. Бывают случаи, когда малышу вообще не позволяют приближаться к другим детям. Всем этим родители оказывают своему чаду плохую услугу, ведь учиться жить и контактировать с ровесниками всё равно придётся. А когда в двухлетнем или трёхлетнем возрасте приходит время для посещения детского сада и адаптации в социуме, тепличный ребёнок оказывается неподготовленным к тому, что внимание уделяется не только ему, но и в равной мере другим. Он не может правильно выстроить своё поведение, а сверстники не станут мириться с тем, кто хочет, чтобы всё было только по его плану. Поэтому кроха и близко не желает подходить к ровесникам, а предпочитают оставаться в уютном мире, который создали для него в семье.
Проявление эгоизма - это не самое страшное, что появляется в поведении детей, которых слишком сильно опекают. По мере взросления ребёнок понимает, что может с лёгкостью манипулировать взрослыми и устраивает истерики пока не получит желаемое.
- Непонимание ситуации. Часто причиной проявления страха становится незнание того, как вести себя с другими малышами. Например, в процессе игры у крохи забрали игрушку. Он начинает плакать, ведь вещь его, и она ему нужна. Но вот как вернуть её обратно он просто не понимает. Или другая ситуация: ребёнок подходит к детям, но на этом его знания заканчиваются. Он всего лишь стоит и смотрит на то, как играют другие, а через время уходит, потому что его не принимают в группу.
- Особенности характера. Стеснительность и застенчивость часто являются преградами на пути к общению между детьми. В каждой группе есть явные лидеры и те, кто стоит в стороне. Многое зависит от индивидуальных качеств развивающейся личности, поэтому некоторым ребятам нужно не несколько дней, а недель (иногда даже месяц) для адаптации. Ребёнок привыкнет, освоится и постепенно начнёт общаться с ровесниками.
В некоторых случаях дети не просто сторонятся других, но и боятся их, поднимают крик, устраивают истерики и не хотят общаться ни с кем. Детские психологи настаивают, что на этом этапе родители не должны опускать руки и изолировать малыша от сверстников. Наоборот, нужно всячески поддерживать кроху, помогать ему преодолеть страх и застенчивость, чтобы ребёнок начал социализироваться в обществе.
Доктор Комаровский считает, что многие проблемы у маленьких членов общества возникают из-за неправильного воспитания и модели поведения, которую прививают им родители. Поэтому знаменитый педиатр настаивает: необходимо приучать детей к определённому режиму, показывать, что главные в семье именно мама и папа, их нужно слушаться, и это обязательно.
Признаки, которые должны насторожить родителей
Прежде чем принимать решение и думать, как помочь крохе, родители должны оценить ситуацию и определиться с причинами, по которым ребёнок может бояться играть с другими детьми. Часто взрослые просто не замечают, или не хотят замечать, что у их чада есть проблемы с общением и социализацией. Специалисты разъясняют некоторые признаки, которые должны насторожить мам и пап:
- малыш с удовольствием играет на площадке только в том случае, когда там нет других детей;
- отчётливо видно, что кроха постоянно держится на расстоянии от ровесников, даже когда они находятся рядом;
- ребёнок делает робкие попытки подойти к другим ребятам, но сразу же возвращается обратно на свой наблюдательный пункт. Как только сверстник пытается пойти на контакт, малыш убегает и прячется за родителей.
Что нужно делать, чтобы ребёнок перестал бояться других детей в детском саду и на площадке: советы психологов
- дайте крохе понять, что остальные ребята не плохие. Для этого в разговоре со своим сыном или дочерью рассказывайте о том, какой хороший тот мальчик или девочка, как они весело играют, хотят познакомиться с новыми друзьями и т. д. Если малыш усвоит, что дети не будут его обижать, а могут стать товарищами, он захочет с ними дружить;
Очень важно не высказывать негативных мыслей о других ребятах при ребёнке, ведь малыши воспринимают все слова взрослых по-настоящему. Даже после одной неосторожной фразы кроха ещё больше будет сторониться сверстников.
Если ребёнка задирают, сделайте замечание обидчику. Ваш малыш должен знать, что ему нечего бояться, и родители смогут защитить его. Однако во всём нужно знать меру. Не стоит постоянно ходить за крохой и не давать ему свободы действий. По мере взросления он учится самостоятельности, умению постоять за себя и решать некоторые проблемы без участия взрослых.
- повышайте самооценку сына или дочери. Если страх вызван индивидуальными особенностями характера, например, застенчивостью, самый лучший способ справиться с этим - увеличить уверенность ребёнка в себе. Для этого необходимо чаще хвалить его, давать возможность самостоятельно принимать решения;
- учите кроху находить выход из различных ситуаций. Как показывает практика, боязнь контакта с другими детьми часто вызвана неумением общаться. Задача мамы и папы - объяснить своему чаду, что нужно делиться игрушками, нельзя бить товарищей, забирать чужие вещи и т. д. Если малыш не хочет отдавать то, что принадлежит ему, он должен уметь отстоять своё;
- не заставляйте ребёнка. Если в какой-то момент он не хочет играть с детьми, не стоит его ругать или уговаривать. Немного позже кроха обязательно проявит интерес, если родители будут создавать соответствующие ситуации, например, часто выходить гулять на детскую площадку или в игровой центр;
- будьте спокойны. Нервы, переживания и разочарование малыш обязательно почувствует и может испугаться. Поэтому когда кроха начинает плакать, оставайтесь невозмутимыми и объясняйте ему, что бояться нечего;
- начинайте знакомство на своей территории. Очень часто маленькие мальчики и девочки быстрее идут на контакт, если сверстники приходят к ним в гости. Родители могут приглашать знакомых с детьми поиграть вместе с их сыном или дочерью у себя дома. Ребёнок чувствует уверенность в привычном окружении, где ему ничего не угрожает, и быстрее начнёт общаться с ровесниками.
Главные ошибки родителей: чего нельзя делать
Часто сами взрослые не помогают решить проблему, а усугубляют её ещё больше. Психологи приводят список вещей, которые запрещены, если ребёнок испытывает страх перед ребятами:
- не акцентируйте внимание на сложившейся ситуации. Не стоит повторять крохе фразы типа: «Если ты боишься детей, то никогда не сможешь найти друзей». Это ещё больше настраивает его на негатив и не поможет решить проблему;
- никогда не обсуждайте ситуацию с другими людьми в присутствии малыша. Дети всё слышат и понимают, даже если взрослым кажется, что это не так. Поэтому кроха обязательно запомнит информацию, и переубедить его будет очень сложно;
- не навязывайте дружбу. Если малышу не нравится общение с определённым ребёнком, не стоит ему говорить, что он обязан с ним играть. Пусть сын или дочь самостоятельно решат, кто будет их другом;
- не обзывайте малыша, не придумывайте обидные прозвища, сказанные в порыве эмоционального перенапряжения. Очень часто родители вслух произносят слова и фразы, о которых потом жалеют. Так ребёнок только ещё больше замыкается в себе, ведь вместо такой нужной поддержки он испытывает стыд перед родителями и чувствует их недовольство;
- если взрослые действительно увидели проблему, не стоит откладывать визит к врачу. Консультация расставит всё на свои места, а специалист даст реальную оценку сложившейся ситуации. Наличие боязни требует как можно более быстрого её устранения, чтобы не стало поздно.
Не стоит стесняться попросить помощи у детского психолога. В большинстве случаев достаточно правильно объяснить родителям, что и как нужно делать, рассказать о модели поведения, которая поможет малышу адаптироваться, и проблема решится достаточно быстро. Но в некоторых ситуациях необходима работа со специалистом, который будет заниматься с ребёнком и сможет помочь побороть страх.
Видео: как научить ребёнка не бояться других детей
Из опыта родителей
Для примера расскажу о своей племяшке. Она лет до 6 не общалась с детьми. Не хотела. Она вообще очень тяжело шла на контакт и проще это происходило со взрослыми. В возрасте до 1 года примерно она вообще дико боялась всех и сидела на руках у родителей, а иногда вообще только у мамы! В развитии не отставала, умненькая смышлёненькая малышка, но она отгораживалась от окружающего мира. Потом стала потихоньку выглядывать из скорлупы, я некоторое время за ней присматривала, родители работали, стала выводить на прогулку в компании, начинали с 1 девочки. К моменту, когда малышка пошла в школу, она была вполне общительным человечком. Позднее я читала в какой-то умной книжке, что есть такие детки, это разновидность нормы. Советовали проконсультироваться у специалистов, и если в остальном ребёнок адекватен, то родителям предлагалось оставить ребёнка в покое и дать ему развиваться в своём темпе. Сейчас моей племяшке 16 лет. Она ничем не отличается от девочек и мальчиков, которые дружили и играли со сверстниками с пелёнок.
Поросятинаhttp://www.komarovskiy.net/forum/viewtopic.php?t=20538
Полностью согласна с психологом: если сейчас ваш ребёнок не хочет идти в скопление народа, детей, не водите. А произошло это потому, что ваш ребёнок ещё слишком мал для социализации, столкнувшись с грубостью на площадке и не получив защиты от мамы, он стал бояться и стал неуверен в себе. В период до трёх лет дети не готовы к общению со сверстниками, у них нет такой потребности, ему нужен узкий круг близких людей. Ваша задача в этом возрасте на прогулках и площадках быть твёрдой опорой вашему малышу, он должен знать, что он под защитой. Вы должны защищать ребёнка и показывать, как нужно себя вести в тех или иных ситуациях, как выходить из конфликтов, как за себя постоять, но ребёнок должен быть всегда под крылом мамы. И не нужно думать, что если вы сейчас будете защищать сына, он вырастет беспомощным, не способным за себя постоять. Именно сейчас, становясь ему твёрдой защитой, и показывая, как справляться с ситуацией, вы формируете у него базовую уверенность в мире, которая потом перерастёт во внутреннюю уверенность и позволит вашему сыну защищать себя и правильно выходить из сложных ситуаций.
Светлана
Попроще относитесь к ситуации и займитесь собой (в смысле, сократите время «воспитания» ребёнка). Тогда, как по мне, у него просыпается интерес к сверстникам, а от этого уже он вырабатывает модель своего поведения в коллективе. Не бойтесь сада, это ведь подготовка к школе, которую уж точно не пересидеть дома с мамой и правильной книжкой. Пусть ребёнок попытается проявлять себя, быть собой, а не тем существом из книжки, которое мама от него ожидает. Так вы обрекаете его на страдания и комплексы в будущем.
Алиса Доминаhttps://www.babyblog.ru/community/post/education/3063487
У нас было похоже. С возрастом полегче уже. Я думаю это отрицательный опыт плюс темперамент. Сама я такая же была в детстве. Главное поддерживайте своего малыша)
Ольгаhttps://www.babyblog.ru/community/post/education/3063487/1#comm_start
Мой сын тоже избегал общества других детей и посторонних взрослых до 2х лет. Потом, внезапно, к 2м годам - стал спокойней относиться к чужим взрослым. Ещё спустя полгода стал интересоваться детьми-ровесниками. Сейчас в садик начали ходить, правда, не могу сказать, что ребёнок в восторге от детского общества.
Lucehttp://forum.materinstvo.ru/index.php?showtopic=1561103
Страх общения с ровесниками - частое явление в процессе развития и становления личности ребёнка. Задача родителей в этот период - выяснить причину появления боязни и помочь своему чаду справиться с возникшей проблемой. Психологи обращают внимание, что нельзя ничего не делать, ведь все мы живём в социуме, и по мере взросления крохе нужно будет уметь общаться в коллективе. С раннего детства учите детей взаимодействовать со сверстниками, принимать самостоятельно решения и находить выход из различных ситуаций. Но вместе с тем необходимы постоянная поддержка и внимание со стороны мамы и папы, чтобы малыш был уверен в своих силах.
Страх – это вполне нормальное явление в нашей жизни. Чувство страха испытывают все взрослые люди без исключения. Это чувство жизненно необходимо всем людям в целях самосохранения. И если ребенок испытывает страх – это хорошо. Например, если он боится попасть под машину, значит, он будет с особой осторожностью переходить дороги. Если он боится темноты, значит, он будет обходить небезопасные места.
Проблема возникает тогда, когда ребенок боится чересчур много. Когда чувство страха мешает ему спать спокойно, идти на прогулки, общаться и тому подобное.
С сильными детскими страхами необходимо обязательно бороться.
11 советов, которые помогут взрослым победить детский страх.
1. Никогда не называйте ребенка трусишкой или трусом, потому что ребенок будет себя чувствовать слабым и хуже ровесников.
2. Следует уяснить себе то, что ни один страх не возникает просто так без причины. Обязательно нужно выяснить эту причину. Конечно, взрослым очень часто эти причины могут показаться смешными и нелепыми. Но и такие причины необходимо устранять.
3. Нельзя игнорировать детские страхи или преуменьшать их. Если, например, ребенок просит оставить на ночь включенный свет, оставьте, пойдите ему навстречу.
4. Чаще говорите с ребенком о его страхах. Псхологи советуют сделать так, чтобы ребенок смог свои страхи нарисовать, а потом порвать рисунки. Такой метод является эффективным для детей в возрасте шести-семи лет.
5. Необходимо попробовать найти такие слова, которые помогут ребенку уменьшить его страх. Нужно попытаться объяснить ребенку, что не стоит что-то так сильно бояться.
6. Если ребенок очень боится что-то предметное, то, что можно увидеть или потрогать, то нужно попробовать поиграть с ним в игру, где главным объектом будет то, что символизирует у малыша такой огромный страх. Необходимо найти такой момент, в котором малыш увидит, что данный предмет не такой уже и страшный. Например, если ребенок боится кошек, то нужно поиграть с ним сначала игрушечными котятами, потом, когда ему понравятся такие игры, можно предложить большую плюшевую кошку. Понаблюдайте за его реакцией и поведением. Если начнет играть и с плюшевой кошкой, попробуйте поиграть немножко с настоящим котенком.
7. Есть такие страхи, от которых ребенка избавлять не нужно. Они должны со временем сами пройти или стать не такими острыми. Например, если ребенок боится воды, то можно сходить с ним в бассейн. Первые дни нужно быть с ним рядом и держать его за ручку, чтобы ему было спокойно и не страшно.
8. Как показали практика и различные исследования если в доме, где находится ребенок, тихо и спокойно, то и ребенок почти ничего не боится. В доме должна быть дружелюбная и искренне теплая атмосфера. В таком случае и малыш будет чувствовать уют, заботу и уверенность.
9. Не оставляйте ребенку времени и силы на то, чтобы он полностью застряг в своих страхах. Старайтесь, чтобы его день был насыщен яркими событиями и впечатлениями, увлекательными играми и полезными делами.
10. Отлично справятся со страхами сказки, главным героем которых будет именно объект страха. Если такой сказки не слышали и не знаете, придумайте!
11. Нельзя смеятся над детскими страхами, тем более, ругать его и дразнить за это. Не стоит также сравнивать ребенка с другими детьми.
Соблюдая приведенные правила, Вы без особого труда совместно с Вашим малышом сможете побороть чувство страха. Но, помните, что главными помощниками в избавлении от детских страхов есть жизненный опыт, знание детской психологии и Ваша интуиция.
Как научить маленького человека ничего не бояться и верить в себя?
1. Высказывать свое мнение
Сильная мама ведет себя с ребенком честно и откровенно. И от него ждет того же. Она учит высказываться, выражать свое мнение, анализировать свои мысли и чувства - и смело говорить об этом.
2. Учиться думать самостоятельно
Сильная мама не указывает ребенку, что он должен думать по тому или другому поводу, она учит, как думать. Собирать информацию, учитывать разные точки зрения - и делать из этого свои выводы. Она не пугается неудобных вопросов и сложных тем. Не наказывает за ошибки и неудачи. Без этого невозможно ничему научиться.
3. Ценить образование
Она настаивает на важности образования, которое открывает столько дорог. Причем образование в ее понимании - это не просто дорогая школа и высокие оценки, это развитое мышление и воображение, широкий кругозор, умение грамотно выражать свои мысли.
4. Преодолевать себя
Самая большая победа человека - победа над собой. Неважно, сколько было провалов и неудач, главное - продолжать идти. Сильная мама обязательно поддержит стремление ребенка стать лучше, справиться с недостатками - она хочет, чтобы ребенок не боляся трудностей и учился быть самостоятельным.
5. Финансовая независимость
Сильная женщина - независима и самодостаточна. Такими же она стремится видеть и своих детей. Умение зарабатывать, распоряжаться финансами и добиться финансовой автономии - это важное условие выживания в социуме. И один из главных приоритетов сильной мамы.
6. Быть тем, кем хочется
Сильная мама не ломает личность ребенка. Носить то, что хочется, красить волосы, как нравится, выражать себя через украшения - это его право. Путешествия, новые увлечения, интересные знакомства, новый необычный опыт - этого не надо бояться, это то, в чем мама охотно поддержит своих детей.
7. Испытывать эмпатию
У сильной мамы хватает мудрости и любви, чтобы принимать не только ребенка таким, какой он есть, но и не отталкивать его друзей, тех, кто входит в его жизнь в разные периоды. Быть добрым и понимающим, сопереживать и выражать сочувствие - она учит этому на своем примере.
8. Дорожить близкими
Дружба, семья, взаимопонимание с близкими - это базовые ценности для сильного человека. Не только дети нуждаются в родителях, но и родители в детях. Сильная мама обязательно сделает акцент на взаимном доверии, щедрости, готовности помочь и умении прощать.
9. Принимать обстоятельства - или менять их
На чем сильная мама не зацикливается, так это на критике и неприятии. Тот, кто умеет учиться и наделен гибким мышлением, сможет принять большинство житейских ситуаций. Жаловаться - последнее дело. Либо ты действуешь в предлагаемых обстоятельствах, либо меняешь их.
10. Отстаивать независимость
Сильная мама поощряет умение принимать решения и не искать опоры и одобрения у других. Мыслить независимо, решать независимо и самому нести ответственность. Тогда из ребенка вырастет сильная личность, которая ничего не боится и сумеет помочь другим, как мама помогала ему.
Иногда ребёнок избегает контактов с другими детьми, в психологии это называется «боязнь чужих». Такое может случиться в любом возрасте, начиная с 8–9 месяцев, и причин тому множество. Как избавить малыша от проблемы и нормализовать его общение со сверстниками, чтобы он перестал их бояться?
Почему ребёнок в возрасте года и старше может испугаться других детей
Причин, по которым ребёнок может бояться сверстников немало:
- обидели на площадке;
- ударили;
- страх перед неконтролируемыми действиями к себе от других;
- неумение взаимодействовать с детьми и находить выход из конфликтных ситуаций;
- чрезмерная опека взрослых.
Но говоря о страхе перед другими детьми, нужно обращать внимание на темперамент и характер ребёнка. Возможно, ваш малыш очень застенчив, поэтому и избегает контактов со сверстниками. В этом случае он скорее предпочтёт общение с кем-то одним хорошо ему знакомым, а не с большой шумной компанией. Но если кроха начинает плакать, переходит на крик или говорит, что боится, стоит задуматься. Понаблюдайте за его поведением, чтобы выявить причину проблемы.
Определить боящегося ребёнка обычно не составляет труда, если учесть напряжённость и беспокойство в поведении, избегание источника угрозы и положительный ответ на вопрос о наличии страха.
Что делать, чтобы малыш перестал бояться сверстников
Страх перед сверстниками очень сильно влияет на ребёнка. Побороть его можно разными способами. Но прежде всего необходимо определить ситуацию, выявить негативный опыт в детском садике, школе или любом другом коллективе, который повлиял на формирование поведения малыша .
Как играть на площадке где много детей, чтобы побороть страх
В более младшем возрасте (приблизительно с двух лет) родителям нужно помогать своему ребёнку бороться со страхом начиная с малого:
- придя на площадку, попросите кроху поздороваться с детьми, обратите его внимание на тех, кого он видел ранее;
- в процессе игры распределяйте роли: один копает, а другой отвозит машинку с песком;
- не позволяйте другим обижать своего карапуза, от игр у него должны остаться только положительные эмоции, и ему нужно быть уверенным, что в случае чего мама с папой всегда его защитят;
- для того чтобы малыш получал удовольствие от игры на площадке, в игровых центрах и детском саде, научите его делится, ждать своей очереди и обмениваться игрушками, покажите ему это своим примером.
У двухлетних детей появляется потребность в общении, которая поможет справиться с проблемой. Возрастающий интерес к сверстнику, в конце концов, победит страх.
Сейчас существует очень много детских центров для развития детей, где они учатся играть и делать что-то вместе. Попробуйте записать ребёнка в группу, где не больше десяти человек его возраста, опытные педагоги также подскажут и помогут вам решить эту проблему.
Пример взрослых для трёхлетних малышей
Есть определённые обстоятельства, способствующие появлению страхов. К ним относятся особенности семейного воспитания, когда родители слишком опекают или, наоборот, практически не обращают внимания на ребёнка по причине постоянной занятости или нежелании его приласкать.
Если кроха постоянно находится в окружении мамы или бабушки, он чувствует, что ему больше никто не нужен. Чрезмерная забота может навредить, ведь птенца необходимо понемногу отпускать из гнезда и из-под тёплого крыла, где он не останется на всю жизнь. Дайте вашему чаду больше свободы - пусть самостоятельно выберет, какие игрушки брать в песочницу и на какую площадку пойти. Вселяйте в малыша чувство уверенности в себе, чтобы он вырос полноценной личностью.
На страхи ребёнка зачастую влияют слова и поступки взрослых. Например, когда мама или бабушка говорит о том, что опасается собак, болезней, катастроф, то будет не удивительно, если малыш через какое-то время тоже начнёт разговаривать на эти темы и точно так же бояться. Следите за своими словами и поступками, ведь они сильно отражаются на восприятии мира вашим чадом.
В возрасте до 3 лет, малыши чаще общаются со взрослыми, наблюдают за ними, учатся правилам поведения и следят за действиями с различными предметами. Всё, что происходит вокруг ребёнка он моментально «впитывает» это в себя как губка.
Если проблема уже появилася, поговорите с ребёнком. Поддержите малыша, рассказывайте ему о том, чего вы сами когда-то боялись. В более затруднённых случая обратитесь за помощью к психологу, он поможет избавиться от страха перед детьми.
Положительное влияние сказок
Помочь в борьбе со страхами помогут сказки. Читая их, анализируйте с малышом описанные ситуации и поступки героев. Подробно разбирайте, чего боятся персонажи историй и как они преодолевают трудности. Это поможет малышу поверить в свои силы.
Правильная модель поведения
Заложите в ребёнке правильную модель поведения. Для этого необходимо развить общительность. Ходите на развивающие занятия, площадки, в гости, а также приглашайте друзей с детьми в свой дом. Важно научить кроху быть радушным и уважать порядок в чужой семье. Знакомьте его со сверстниками и показывайте, что это отличные ребята и не стоит их бояться. Убедите малыша, что с ним играть интересно и увлекательно, учите его стойкости в тех или иных ситуациях.
Если человек с самого детства будет спокойным, уверенным и общительным, он легко войдёт в любой коллектив.
Что не стоит делать, если есть страхи у ребёнка
- Не делайте акцент на существующей проблеме.
- Не произносите «диагноз» малыша вслух.
- Не обсуждайте сложившуюся ситуацию с другими, чтобы не травмировать ребёнка.
- Не заставляйте насильно с кем-то дружить, не навязывайте общение.
- Защитите дитя от обидных прозвищ и каких-либо ярлыков, ведь от них избавится довольно трудно.
- Отзывайтесь о других детях как добрых и милых.
Специалисты обращают внимание, что у мам и пап разный подход к детским страхам. Женщины реагируют более серьёзно на эту проблему, а мужчины проще: в одном случае они считают нужным поддержать малыша, а в другом - пристыдить. Именно поэтому психологам часто приходится работать именно с родителями (обычно матерями и бабушками), указывая на их ошибки в воспитании и поведении.
Не приходится работать со страхами тем родителям, которые не имеют привычку учить детей боятся, и которые не подкрепляют трусливое поведение детей.
Энциклопедия практической психологии «Психологос»
http://lib.komarovskiy.net/rabota-so-straxami-u-detej.html
Самый простой способ преодолеть боязнь - отвлечь ребёнка, переключить его внимание на второстепенную проблему. Попробуйте попросить малыша нарисовать свои страхи, проиграть ситуацию с родителями. Дети могут сами справиться с проблемой, важно подсказать им, как это сделать.
Основной приём в работе со страхами у детей - это снятие у ребёнка страха перед страхом. … Формулировки: «Страх - это не страшно», «Бояться - нормально, боятся все, бояться не стыдно», «Страх нам помогает, страх заботится о нас», «Свой страх нужно принять» - все эти внешне разнообразные внушения имеют одну внутреннюю задачу: спокойное без страха отношение ребёнка к тем психофизиологическим процессам, которые принято называть страхом.
Энциклопедия практической психологии «Психологос»
http://lib.komarovskiy.net/rabota-so-straxami-u-detej.html
Детские страхи - нормальное явление, но роль родителей очень важна в решении этой проблемы. Помогите ребёнку справиться, поддержите его, поговорите с ним и постарайтесь постепенно избавить от боязни. Окружите маленького человека теплом, заботой и любовью. Поработайте над собой, посмотрите на себя со стороны, ведь дети полностью копируют взрослых. Расскажите, как сами справляетесь со страхами. Если самостоятельно решить проблему не получается, обратитесь к детскому психологу.