Екатерина Морозова
Время на чтение: 10 минут
А А
Ребёнок по своей природе стремится изучать окружающий мир, знакомиться с новыми вещами и людьми вокруг себя. Но бывает и так, что ребенок плохо уживается с ровесниками, и почти ни с кем не дружит в детском саду или на детской площадке. Нормально ли это, и что предпринять для успешной социализации малыша?
Нарушение социализации ребенка в среде ровесников – как выявить проблемы
Звучит несколько кощунственно, но подчас родителям становится даже удобно , что их ребенок всегда находится возле них, ни с кем не дружит, не ходит в гости и не приглашает друзей к себе. Но такое поведение ребёнка, скорее, ненормально, ведь одиночество в детском возрасте может скрывать за собой целый пласт внутрисемейных проблем , проблем социализации ребенка , нарушения психики , даже нервные и психические заболевания . Когда же родители должны начинать бить тревогу? Как понять, что малыш одинок и имеет проблемы в общении?
Конечно, не всегда эти признаки говорят о патологии – бывает, что ребенок по характеру очень замкнут, или, наоборот, самодостаточен и не нуждается в компании. Если же родители заметили ряд тревожных признаков , которые говорят о патологической необщительности ребенка, его нежелании дружить, проблемах в социализации, необходимо сразу же принимать меры , пока проблема не стала глобальной, трудной к исправлению.
Ребенок ни с кем не дружит в детском саду, на детской площадке – причины такого поведения
Что делать, если ребенок ни с кем не дружит? Пути преодоления этой проблемы
- Если ребенок является аутсайдером в детском коллективе по причине недостаточно модной одежды или мобильного телефона, не стоит бросаться в крайности – игнорировать эту проблему или же сразу покупать самую дорогую модель. Необходимо поговорить с ребёнком, какую бы вещь он хотел иметь , обсудить план предстоящей покупки – как сэкономить деньги для приобретения телефона, когда купить, на какой модели остановиться. Так ребенок будет чувствовать значимым, потому что с его мнением будут считаться – а это очень важно.
- Если ребенка не принимает детский коллектив по причине излишней полноты или худобы, решение этой проблемы может быть в занятиях спортом . Необходимо записать ребенка в спортивную секцию, заняться программой по его оздоровлению. Хорошо, если в спортивную секцию он пойдёт с кем-нибудь из одноклассников, друзей по детской площадке, детского сада – у него появится больше возможностей контактировать с другим ребенком, обрести в его лице друга и единомышленника.
- Родителям необходимо понять самим, а также дать понять ребенку – из-за каких его поступков, качеств, выходок с ним не хотят общаться сверстники . Ребенку необходимо помочь преодолеть трудности в общении, а также свои собственные комплексы, и в этой работе очень хорошей поддержкой будет консультация опытного психолога .
- Ребёнку, имеющему трудности в социальной адаптации, родители могут рассказать о собственном опыте в детстве , когда они также оказывались в одиночестве, без друзей.
- Родителям, как самым близким ребёнку людям, не стоит отмахиваться от этой детской проблемы – одиночества – в надежде, что все «само пройдёт». Нужно посвятить ребенку максимум внимания, посещать с ним детские мероприятия . Поскольку ребенок, имеющий трудности в общении со сверстниками, наиболее спокойно чувствует себя в своей привычной домашней обстановке, нужно устраивать у себя дома детские праздники – и на День рождения малыша, и просто так.
- Ребенок должен обязательно чувствовать поддержку родителей . Ему необходимо постоянно говорить, что они его любят, что вместе они решат все проблемы, что он сильный и очень уверенный в себе. Ребенку можно поручить раздать детям на детской площадке конфеты или яблоки – он сразу станет «авторитетом» в детской среде, и это будет первым шагом в его правильной социализации.
- Каждую инициативу замкнутого и нерешительного ребенка необходимо поддерживать, ободряя его . Любые его шаги, пусть и неловкие, к установлению контактов с другими детьми, нужно поощрять и хвалить. Ни в коем случае при ребенке нельзя говорить плохо о тех детях, с которыми он чаще всего играет или общается – это может убить на корню всю его дальнейшую инициативу.
- Для наилучшей адаптации ребенка необходимо учить уважать других детей, уметь говорить «нет», управлять своими эмоциями и находить приемлемые формы их демонстрации окружающим людям. Лучший способ адаптации ребенка – через коллективные игры с участием и под мудрым руководством взрослых людей. Можно организовывать веселые конкурсы, театральные представления, сюжетно-ролевые игры – всё пойдёт только на пользу, и вскоре у ребенка появятся друзья, а он сам научится правильно выстраивать контакты с окружающими людьми.
- Если ребенок, не имеющий друзей, посещает уже детский сад или школу, родителям необходимо поделиться своими наблюдениями и переживаниями с педагогом . Взрослые люди должны вместе продумать пути социализации данного малыша, его мягкого вливания в активную жизнь коллектива .
Спрашивает Екатерина
Нашему сыну 3 года и 1 месяц. Ребенок в семье один.
Семья полная - мама, папа. В окружении большое количество родственников
(бабушки и дедушки). Беременность проходила легко, без осложнений,
роды в срок, баллы по шкале Апгар при рождении - 8-9, родовых травм не
было. С рождения на смешанном вскармливании, с 3 месяцев - искуственное.
Развитие ребенка было нормальным: рано начал ходить, говорить. С 2 лет
посещали группу раннего развития, где ему было не интересно со
сверстниками, что проявлялось в неучастии в занятиях, капризах,
демонстративного ухода с занятий. Преподавателями было принято решение
о необходимости перевода в группу к более старшим детишкам, после чего
на занятия стал ходить с большим удовольствием и интересом. До настоящего
времени с удовольствием посещал детские театры, музеи, детские центры.
Ребенок с 1 года находился дома с няней. С 3 лет пошел в детский сад.
Адаптация к детскому саду проходит очень тяжело. В течение первой недели оставляли на 2 часа с дальнейшим
постепенным увеличением времени пребывания в саду. С этого времени
ребенок считает, что его забывают в саду, хотя ему объясняем, что
никто и никогда его не забывает, и забирают его одним из первых. Стал
писаться во время ночного и дневного сна. Все время просит не отводить его в
садик. Приводили различные доводы, начиная от того, как интересно и
замечательно в саду до необходимости зарабатывания денег, которые мы
потом можем потратить и на игрушки, и конфеты в том числе. На что он
отвечает, что ему не нужны игрушки и конфеты. Когда объясняешь, что
все уходят на работу и дома в это время никого нет, говорит, что будет
один сидеть. Из детского сада постоянно пытается убежать. Утром расстаемся
в течение часа с истерикой и горькими слезами. В саду отказывается
ходить на музыкальные занятия и в бассейн (сидит в это время один в группе).
На вопрос "почему ты не хочешь идти" отвечает "мне не интересно". В
группу раннего развития также отказывается ходить. С детьми в группе
практически не общается. От походов в театры, музеи, центры категорически
отказывается. В выходные дни, приехав в детский клуб, когда он увидел
много детей и игровые комнаты, еще в гардеробе разрыдался так, что
пришлось уехать. В последнее время даже просто на прогулку на улицу не
хочет выходить. Воспитатели в детском саду уделяют ему много внимания,
принимают все возможные меры с их стороны для того, чтобы
заинтересовать его и облегчить данный процесс. Дома тоже постоянно окружен вниманием.
Однако с каждым днем его поведение только усугубляется.
Вопрос: как можно помочь ребенку адаптироваться ребенку к детскому
саду? Как это может отразиться на психике ребенка (могут ли появиться
какие-либо заболевания на фоне постоянного нервного напряжения)? Когда можно
делать выводы о том, что ребенок не садовский? Как заинтересовать его
(например, походом в детский театр, в детский центр, на занятия)?
Ответ
Екатерина! Определить, что ребенок "не садовский" можно по тяжелому
течению адаптации. Признаки сложной адаптации у вашего сынишки налицо.
Продолжая насильно приводить его в сад, вы усугубляете состояние
тревоги. Советую сделать перерыв, не водить в сад какое-то время.
Кстати, увещевания про то, что родителям нужно работать, что необходимы
деньги для игрушек и конфет бессполезны, т.к. маленькие дети
эгецентричны (что нормально и необходимо для выживания ребенка в нашем
сложном мире и становления его личности), им важны в первую очередь
собственные эмоции, потребности, сиюминутные желания. Ему грустно и
горько именно сейчас, и именно сейчас необходима мама. Период адаптации
накладывается на кризисный период (кризис 3х лет - см. ), поэтому
все проявления получаются еще острее и тяжелее для ребенка и окружающих.
На фоне постоянного нервного напряжения могут появиться самые различные
заболевания - от ослабления иммунитета (отсюда многочисленные
соматические проявления, частые простуды с осложнениями и т.д.) до
психологических проблем - энуреза, страхов, навязчивых состояний
(боится, что забудут в саду). Хорошо бы показать малыша психологу
(может быть, есть в детском саду или есть в городе психологический центр, при многих
поликлиниках также есть детские психологи).
Спрашивает Елена
Я свою девочку перевела в другой садик. Ребенку в октябре
будет 4 года. Нас приняли в младшую группу. Т.е. мы второй год будем
посещать младшую группу. Цель перевода: это школа-садик, т.е. после
окончания садика ребенок будет ходить туда же в начальную школу. В
группе детки, которым на 1 сентября уже исполнилось 3 года, и мой ребенок
оказался самым старшим. Я очень переживаю, нормально ли это, в этом
возрасте полгода-год - это большая разница. Воспитатели строят
программу с учетом 3-х леток, им дают задания, которые моему ребенку уже
не интересны. Я на распутье, не знаю что делать, просить воспитателей
давать более сложные задания или возвращаться в старый садик в среднюю
группу. Переводить в среднюю группу в этом садике боюсь, потому что
дочка только привыкла немного и снова перевод - это очередная травма.
Помогите советом, может, я зря переживаю? Спасибо.
Ответ
Елена! Необходимо учитывать особенности развития дочки - если она
развитая девочка и ей действительно неинтересны занятия для малышей,
если в группе нет ее сверстников, лучше перевести в этом саду в другую
группу. Просить воспитателей давать более сложные задания и давать
дополнительную нагрузку можно, но трудновыполнимо и практически
бессполезно - они работают по программе, расчитанной на определенный
возраст, обучение детей строится на подражании взрослому и друг другу,
т.е. Ваша девочка будет подражать мадышам и может "скатиться" на их
уровень. Странно, что Вы не подумали об этом раньше, когда соглашались
на обучение дочки в группе малышей. Другое дело, если девочка по уровню
развития приближается к трехлеткам, тогда ей бдет интересно и
познавательно находиться именно в этой группе, а в более старшей -
тяжело.
Спрашивает Алена
Моему ребенку 3,5 года. Семья у нас полная. Он у нас любимый и
единственный ребенок в семье. В садик он пошел в ясельную группу в
1,3. Пошел очень хорошо, не плакал, мы, естественно, этому все очень
радовались, но возникла проблема, оказалось, что он не общается (не
разговаривает) ни с детьми, ни с воспитателями.
Дома "на ушах стоит", болтает, играет, балуется, а как только видит
чужого человека, замыкается и ни одного слова ни проронит. В этом году
пошел в младшую группу садика, прошло 2 месяца, а он ни с кем так и не
говорит. Воспитатель сказала, что за 30 лет у неё первый такой ребенок.
Что делать, даже не знаю. Если сможете, напишите ответ. Спасибо!
Ответ
Алена! Прежде всего необходимо исключить задержку психического развития
и аутизм у ребенка, для этого нужно показаться детскому психологу
(причем опытному, чтобы смог установить контакт с ребенком) - поведение
дома кажется вам привычным и потому естественным, а специалист, задав
ряд вопросов, может заметить проблемы. Если малыш здоров (я надеюсь,
что это так) нужно ждать и наблюдать - может быть он предпочитает наблюдать со
стороны за детьми, может быть стесняется и ему необходима помощь взрослого,
чтобы включиться в общую игру (в возрасте до 4х лет такое случается
часто), может быть он застенчив по натуре (см.
на эту тему).
Как долго длится такое его состояние
(первые минуты встречи с незнакомым человеком, 10-15 минут, все время,
замыкается, если на него обращают повышенное внимание...) - все это имеет значение.
Материал подготовлен специально
для детского портала
и опубликован 2 ноября 2006 г.
Возраст ребёнка: 4г.5мес.
Ребенок не разговаривает с воспитателями в детском саду
Моя дочь (4г. 5 мес) ходит в детский сад. Проблема в том, что она категорически отказывается там разговаривать с воспитателями. Когда я ее спрашиваю почему так, говорит, что не хочет там разговаривать и все. С другими взрослыми та же самая ситуация, пока не привыкнет.
Психолог говорит, не надо настаивать, сама заговорит, но ведь уже второй год пошел как ходим в сад, а сдвигов никаких. На днях было очередное собрание, на котором сказали, что с дочерью не могут проводить занятия, т. к. она молчит и не отвечает, иногда только шепчет. Из чего был сделан вывод одним из воспитателей, что мой ребёнок нечего не знает, что скорее всего её надо переводить в младшую группу. Но ведь дома же мы занимаемся, она всё говорит и делает правильно. Ходим на развивающие занятия, которые ведёт школьный психолог, а она вот считает, что ребёнок просто застенчивый. На занятиях отвечает шёпотом.
Были у психолога. Проведя тестирование, она сказала, что девочка развита по возрасту, не замкнута, хорошо идёт на контакт. Как только я прихожу за ней в сад, из тихого ребёнка она превращается в активного. Дома и поёт и танцует, стихи рассказывает, математикой занимается и прочее. За пределами детсада она совершенно другая, легко знакомится с ребятами на улице, очень активная. В чем проблема не могу понять.
Подскажите, как быть, и как помочь девочке переступить этот барьер?
Анна
Добрый день!
Подобные перемены в поведении ребенка - от застенчивости до активности – связаны с его отношением к взрослым людям. С теми, кто вызывает у ребенка ощущение комфорта и безопасности, девочка ведет себя вполне уверенно и открыто. И наоборот – чем труднее осуществляется взаимодействие с взрослым, тем дискомфортнее чувствует себя ребенок.
Возможно, также, что возникшая трудность связана с тем, что ребенок тяжело адаптировался к обучению в детском саду. Такие проявления, как "молчит, не отвечает" говорят не столько о наличии застенчивости или тревожности у ребенка, а характеризуют способ его защиты. Самое оптимальное решение сложности, возникшей у Вас, связано с поиском такого воспитателя, который поможет девочке почувствовать себя комфортно. По возможности, попробуйте забрать ребенка из детского сада на какое-то время. Рассмотрите варианты иных занятий: в группе кратковременного пребывания; в группе, предполагающей присутствие родителей; в форме индивидуальных занятий. Главной задачей сейчас является помощь дочке в закреплении ощущения того, что окружающий мир дружелюбен и приветлив.
Помните также, что деятельность педагогических работников напрямую связана с подбором индивидуальной стратегии взаимодействия с каждым ребенком. А потому жалобы сотрудников детского сада на то, что девочка не контактна, как минимум, не обоснованы. Поэтому постарайтесь найти среди педагогов союзника, который обладает достаточным практическим опытом в решении возникшей сложности.
Здравствуйте, уважаемые специалисты!
Моей дочери 3,8 года, и у нас проблемы с адаптацией и социализацией в детском саду. В садик дочка пошла 2 месяца назад. Фактически ходит всего 1 месяц — были болезни, сад закрывали на ремонт. Пошла в сад с большой неохотой изначально. Все время до садика с ней сидела я, совмещая воспитание дочери и фриланс. Намеренно в сад до трех лет ее не отдавала — хотела, чтобы подросла. Понятное дело, я не ожидала, что она побежит с огромным удовольствием из-под маминого крылышка в общество незнакомых ей людей. Но и того, что у нас есть сейчас, я тоже не ожидала. В общем, основные тревожащие меня моменты:
1. Ребенок ничего не рассказывает про сад. на любые вопросы, даже простейшие, отвечает фразой: «Давай только не про сад!», «Я не хочу говорить про сад». Из разговоров с другими мамами знаю, что дети довольны, что их не обижают, что воспитатели адекватные (не орут, не бьют, не наказывают). Сама же дочка никак в разговоре вообще не хочет упоминать садик. Списываю на адаптацию, но очень хочу помочь. не знаю как. совершенно не могу понять, с какой стороны к ней подойти.
2. Ребенок ни с кем не общается в саду. Разговариваю с воспитателем, спрашиваю, как и что там. Она говорит, что дочь либо одна сидит рисует, либо берет игрушки и сама занимается с ними. Она стала избегать детей вообще. Не могу сказать, что она была гиперобщительной прежде. Она скорее застенчивая, скромная, вечно держащаяся за мою юбку. Но дети постарше ей всегда были интересней ровесников и деток младшего возраста. Теперь же она старается вообще уйти туда, где нет детей. Меня это пугает. Просто пугает.
3. Ребенок в последнее время стал постоянно есть. У нее совершенно стандартная комплекция — рост 105, вес 16,5. и раньше за ней такого не замечалось. Теперь же она не реже, чем каждые 10 минут бегает на кухню или говорит, что хочет есть. При этом у нас 3 основных приема пищи и 2-3 промежуточных. Что это? Стресс заедает?
Уважаемые специалисты, я совершенно растеряна. Меня пугает ее состояние. может, у вас найдется для нашей семьи какой-то дельный совет? Как помочь ей?
Суважением,
Наталья
Ответ психолога theSolution:
Ваша дочка испытывает сильное чувство страха.
Это чувство страха приводит к тому, что у нее парализуется познавательная активность — именно поэтому она уединяется, не общается с другими детьми, предпочитает играть одна. Склонность к застенчивости и привычка «вечно держаться за вашу юбку» говорит о том, что она не чувствует себя в безопасности. Такое очень типично для невротических реакций.
Самое главное, что вам нужно понять про невротические реакции — это то, что человек (что ребенок, что взрослый) блокирует свою познавательную активность при малейшей, даже мнимой угрозе своей безопасности. Проще говоря, такой человек будет сидеть тихо и в одиночестве с большей вероятностью, чем пойдет на риск познания чего-то нового. И с этим необходимо считаться: повышенная потребность в безопасности, страх активности, страх новизны - это реальность. Проблема эта психологического характера, то есть имеет условно-рефлекторную природу.
Источники невротических реакций
Такое возможно если девочка видит пример похожего поведения в собственной семье.
Проанализируйте, пожалуйста, поведение всех членов семьи, участвующих в воспитании девочки. Кто привык ругать себя за ошибки и неудачи? Кто склонен реагировать страхом на все новое, склонен излишне печься о своей безопасности и блокировать познавательную активность в стрессовой ситуации? Кто чрезмерно обидчив и остро реагирует на критику, склонен к повышенному чувству вины и стыда, стремится ли стать «правильным, хорошим и идеальным»? Кто сравнивает вслух или мысленно себя с другими людьми? Чьи действия направлены на то, чтобы заслужить «одобрение безупречно хорошим поведением»? Кто ругает себя за ошибки и имеет слишком много «правильных» установок «как НАДО жить идеально»?
Если вы узнаете в этом свою собственную модель поведения, то может быть так, что девочка просто вас копирует. Наиболее оптимальным выходом - это разумеется, убрать невротические реакции в себе с помощью психотерапии. Тогда девочка скопирует более зрелые модели поведения. Таким образом, вам желательно будет заняться развитием собственной личности, с тем чтобы убрать в себе привычку к пугливости.