Консультация «Когда ребенок не умеет общаться»
Остановимся на типичных трудностях, что испытывают дети 5 – 7 лет в общении.
Несколько слов об отличительных особенностях этого возраста. К ним относятся: чувство уверенности в себе при общении, а также осознание своих возможностей: «На что я способен».
Наиболее часто родителей, воспитателей и педагогов беспокоят такие индивидуальные особенности ребенка как медлительность, упрямство, неуравновешенность, эгоизм, агрессивность и жестокость, неуверенность в себе, страхи, вранье и так далее. Кроме того, не всегда нам, взрослым понятно, почему у ребенка нет друзей, не складываются отношения с родными, он не ходит гулять, так как на него не обращают внимания.
Для того, чтобы помочь ребенку в решении его коммуникативных проблем, необходимо понять их причины. К ним относятся: неблагополучные отношения в семье, которые проявляются в непоследовательности и противоречивости воспитания. Отвержение, излишняя требовательность – это лишь некоторые черты неадекватного отношения к ребенку.
Показателями неблагополучной для ребенка обстановки являются:
Выраженное переживание удовольствия о общения с близкими людьми;
Уверенность в своих делах, удовлетворение собой;
Умение видеть свои недостатки и способность просить помощи у окружающих;
Ощущение свободы, автономности при общении со взрослыми.
Второй причиной могут стать психофизиологические нарушения, соматические и наследственные заболевания. Часто признаком заболевания является отказ ребенка от контактов со сверстниками, избегание любого общения, ухода в себя, замкнутость и пассивность. Возможно проявление повышенной возбудимости с агрессивностью, драчливостью, повышенная склонность к конфликтам, мстительность, стремление причинить боль. Испытывают трудности в общении дети с двигательной расторможенностью, повышенной возбудимостью. У некоторых детей проявляются склонность к резким колебаниям настроения, плаксивость и мнительность.
У дошкольников могут проявляться следующие неблагоприятные характеристики:
Неспособность сопереживать другому человеку ни в реальной ситуации, ни при прослушивании сказок. Обычно ребенок, слушающий сказку, переживает вместе с главным героем его приключения, эти переживания буквально «написаны» на его лице;
Неспособность откликнуться на эмоциональное состояние близких людей;
Отсутствие способности к эмоциональной саморегуляции и контролю за своим поведением;
Множество отрицательных эмоций и страхов, к которым ребенок постоянно возвращается при общении.
И последний момент: на особенности общения влияет тип нервной системы, который проявляется в темпераменте ребенка. Остановимся на краткой характеристике проявлений различных темпераментов.
Для сангвиников характерна повышенная активность, богатство мимики и движений, впечатлительность. Такой ребенок легко сходится с людьми, хотя он не отличается постоянством в своих привязанностях.
Холерики – энергичны, резки в движениях, у них ярко выражены эмоции. При неблагоприятных условиях дети – холерики становятся вспыльчивыми, не способны к самоконтролю, раздражительны и агрессивны.
Флегматики характеризуются низкой активностью, медлительностью, спокойствием, постоянством привязанностей. Дети – флегматики трудно сходятся с людьми, затрудняются в проявлении своих чувств.
Меланхоликам характерна низкая активность, сдержанность речи, слабо выражены чувства. На этом фоне у них могут развиться эмоциональная ранимость, замкнутость и отчужденность, тревожность и неуверенность в себе. Таких детей пугает новая обстановка и незнакомые люди. Главное: не надо стремиться переделать ребенка. Нужно ему только помочь в естественном психическом развитии.
Агрессивный ребенок.
Часто приходится слышать от огорченных родителей: «Такой хороший был мальчик, а сейчас драчун. В детском саду только его и ругают».
К сожалению, нередко эти жалобы вполне обоснованы. Такие превращения из «хорошего», «доброго» мальчика, реже девочки, в драчуна и задиру встречаются достаточно часто. Почти в каждой группе есть такие дети.
Вспышки ярости с элементами агрессивного поведения наблюдаются тогда, когда желание ребенка по какой – то причине не выполняется. Препятствием к выполнению желания обычно служит запрет или ограничения со стороны взрослого. И вот появляется реальная возможность для возникновения конфликта. Как правильно вести себя в этой ситуации? Постарайтесь перевести активность ребенка в другое русло. Предложите ему какую – нибудь игру или отвлеките его внимание от предмета желания, и вы убедитесь, что этого конфликта возможно избежать.
Большое значение для появления агрессивности в дошкольном возрасте имеет популярность ребенка в группе сверстников. Не имея адекватных средств общения, ребенок кулаками стремится занять лидерское место в группе. В различные возрастные периоды решающее значение для получения популярности имеют различные требования со стороны группы. Имеют значение интеллектуальный уровень, развитие речи, физическое развитие, ловкость, степень овладения различными видами деятельности. Среди дошкольников ценятся также внешний вид и красивая одежда, общительность, готовность делиться игрушками. Не доминирующее значение имеет то, насколько ребенок овладел навыками игры, как он умеет организовать игру, придумать сюжет, распределить роли и т.п. Подобные факторы полностью определяют положение ребенка в группе сверстников.
Агрессивность, таким образом, может быть следствием переживаний, связанных с обидой, ущемленным самолюбием. Впервые она возникает в той ситуации, которая является психотравмирующей и направлена против тех, кого ребенок считает причиной неприятных переживаний и конфликтов.
Вот основные принципы общения с агрессивным ребенком:
Помнить, что запрет и повышение голоса – самые неэффективные способы преодоления агрессивности. Лишь поняв причины агрессивного поведения и сняв их, можно надеться, что агрессивность у ребенка будет снята.
Дать ребенку возможность выплеснуть свою агрессию, сместив ее на другие объекты. Можно разрешить ребенку поколотить подушку или разорвать «портрет» его врага.
Показывать ребенку личный пример эффективного поведения. Не допускать при нем вспышек гнева или нелестные высказывания о своих друзьях.
Поступать так, чтобы ребенок в каждый момент времени чувствовал, что его любят, ценят и принимают его таким, каков он есть.
Конфликтный ребенок.
Детские ссоры… знакомы каждому взрослому.
Но одни дети ссорятся и быстро мирятся друг с другом, другие более конфликтны и ссоры их часто сопровождаются драками. Психологи отмечают много факторов, вызывающих их.
Например, в семье растет ребенок – задира. Он постоянно задирает своего брата или детей, с которыми общается, если знает, что ему не дадут сдачи. Возможно такому ребенку не хватает в семье внимания и заботы, и он стремится оказаться в центре внимания, но и показать свое превосходство над другими. Иная ситуация: ребенок, который постоянно «ищет» неприятностей. Кажется, что он специально провоцирует других детей, а в итоге оказывается сам жертвой конфликта.
Б. Спок пишет, что для общения с конфликтными детьми очень важно, насколько взрослые последовательны в своем желании добиться прекращения нескончаемых ссор. Некоторые из них, требуя от ребенка прекратить ссору, не показывают должной уверенности. Часто родители постоянно нервничают, так как ждут ссор от своих детей, жалуются другим, нередко в присутствии ребенка; у других появляется какое – то скрытое смирение перед этой чертой характера, и они воспринимают конфликтное общение как неизбежность.
Причиной может быть эгоистичность ребенка. Если ребенок дома – безусловный центр всеобщего внимания, то разумеется он ждет такого же отношения к себе и со стороны других детей и, часто не получает его. Тогда он начинает добиваться этого, провоцируя конфликты.
Возможна и обратная ситуация, когда ребенок в семье «заброшен». Он вымещает накопившиеся в его душе чувства в ссоре. А может быть, ребенок видит, как дома мама с папой постоянно ссорятся, и просто начинает подражать их поведению.
В любом случае почти всегда конфликтное поведение ребенка является сигналом. Поэтому взрослым я рекомендую прислушаться советов, касающихся стиля поведения с конфликтным ребенком:
Сдерживать стремление ребенка провоцировать ссоры с другими. Обращать внимание на недружелюбные взгляды друг на друга или бормотания чего – либо с обидой себе под нос.
Стремиться прекратить ссору. Старайтесь объективно разобраться в причинах ее возникновения.
После конфликта (если уж так получилось) обговорите с ребенком причины его возникновения, определите неправильные действия вашего ребенка, которые привели к конфликту. Попытайтесь вместе с ребенком найти иные возможные способы выхода из конфликтной ситуации.
Не обсуждайте при ребенке проблемы его поведения. Он может утвердиться мысли о том, что конфликты неизбежны, и будет продолжать провоцировать их.
Не всегда следует вмешиваться в ссоры детей. Например, когда два мальчика в ходе игры что – то не поделили и начали ссориться, лучше понаблюдать за этим конфликтом, но не вмешиваться в него, так как дети сами смогут найти общий язык, и при этом они учатся общаться друг с другом. Если же во время ссор один из них всегда побеждает, а другой выступает «жертвой», следует прервать такую игру, чтобы предотвратить формирование робости у побежденного
С другими детьми, тем лучше это сказывается на его развитии и умении адаптироваться к обществу. Неумение малыша налаживать контакты со сверстниками существенно затрудняет привыкание его к новым социальным условиям.
Как ребенок научится ладить со сверстниками в детстве, так и будет поддерживать отношения с родными в семье, со знакомыми, с сослуживцами на работе. Взрослый должен помогать детям в налаживании контактов друг с другом.
Правильно организованное общение:
- обогащает детей впечатлениями;
- является источником разнообразных ;
- учит сопереживать, радоваться, сердиться, стоять за свои права;
- помогает преодолеть робость;
- способствует становлению личности;
- формирует представление о другом человеке - ровеснике;
- начинает развивать способность пониматьдругих людей;
- подготавливает к последующему общению со сверстниками.
Общение со сверстниками также имеет свой онтогенез. М. И. Лисиной выделены несколько его этапов.
- Эмоционально-практическое общение (2-4 года) основано на подражании, совместной деятельности, ярких эмоциях. Основные средства общения на этом этапе - локомоции и экспрессивные движения. В сверстнике дети этого возраста обычно видят самих себя, а его индивидуальных особенностей не замечают. Наблюдения за 12-месячными младенцами показывают, что никто из них практически не обращает внимания на других детей. В 18 месяцев эпизоды сотрудничества случайны, но уже есть, а в два года практически все дети способны к сотрудничеству.
- Ситуативно-деловое общение (4-6 лет). В этот период наблюдается расцвет ролевой игры, и внимание ребенка начинают привлекать сверстники. Главное содержание общения - деловое сотрудничество, начинают проявляться конкурентное начало и соревновательность.
- Внеситуативно-деловое (6-7лет). На этом этапе становится возможным «чистое» общение, когда дети могут разговаривать без действий. Начинают проявляться сопереживание, бескорыстная помощь, которая знаменует собой начало появления дружбы.
В школьном возрасте социальная ситуация развития ребенка вращается вокруг учебной деятельности, поэтому круг значимых взрослых расширяется за счет включения в него учителей. Дружба со сверстниками во многом определена отношением со стороны учителя.
В подростковом возрасте ситуация радикально меняется: резко возрастает авторитет группы ровесников, а мнение старших надолго отходит на второй план.
Зрелое общение взрослых людей характеризуется децентрацией (способностью принять позицию другого, не сливаясь с ней), ответственностью,личностным отношением к собеседнику и уважением его индивидуальности. Зрелое общение свободно от объектных манипулятивных тенденций и является условием и проявлением способности человека к личному росту и самоактуализации (Э. Фромм). Возрастные трансформации характера общения детей между собой, его особенности представлены ниже (табл. 7.3).
Таблица 7.3
Изменение общения детей со сверстниками с возрастом
Возраст ребенка | |
1. Малыши предпочитают разглядывать картинки, где |
|
1. Малыши могут спокойно заниматься каждый своим |
|
1. Интерес к сверстнику ярко выражен. Увидев ровесника, |
|
Общение со сверстниками начинает занимать все большее место в жизни детей (рис. 7.5). Это связано с тем, что формируется представление о другом человеке — ровеснике |
Рис. 7.5. Содержательное общение со сверстниками (к 3 годам)
Общаясь на равных, дети:
- стремятся заинтересовать собой;
- изобретают разные способы привлечения к себе внимания;
- демонстрируют друг другу свои умения;
- чутко отзываются на любое действие сверстника;
- стремятся сравнить действия другого со своими - сверстник в этом смысле выступает как своеобразное зеркало, в котором малыш видит свое отражение.
Поэтому общение является мощным средством развития самосознания и формирования правильного представления о себе.
Ситуация. Аня, увидев у подружки колготки с яркой заплаткой в виде яблока, разорвала свои и попросила маму зашить их так же.
Что же произошло?
Решение. Эта ситуация характеризует то, как малыши стремятся проявить интерес к другому ребенку и как хотят вызвать у него интерес своей персоной.
С какого момента надо учить детей общаться?
Это надо делать тогда, когда ребенок начнет проявлять интерес к другим детям. При этом необходимо учесть, что внимание к сверстнику часто сочетается с отношением к нему как к интересному объекту. Дети предпочитают общаться с теми, кто лучше их понимает (рис. 7.6).
Рис. 7.6.
Вопрос. Как влияет развитие речи ребенка на характер общения со сверстниками?
Ответ. Правильно говорящий, умеющий играть малыш обычно хорошо понимает своего ровесника и быстрее вступает с ним в контакт.
Задание. Понаблюдайте за процессом адаптации ребенка к новым условиям в группе. Обратите внимание:
- на действия малыша с игрушкой, на их длительность, разнообразие, на сосредоточенность ребенка на игре;
- на реакцию его после предложения взрослого поиграть, на характер этой реакции;
- исследует ли он новые игрушки и как проявляется при этом его интерес;
- обращается ли за помощью к кому-либо при неудаче.
Задание. Понаблюдайте, испытывает ли малыш потребность в общении со сверстниками. Проанализируйте особенности его поведения по плану.
- Внимание и интерес к сверстнику, как он рассматривает сверстника, его лицо, фигуру, действия и т. д.
- Эмоциональное отношение к сверстнику, отмечается ли проявление удовольствия от встречи и контакта, насколько глубоко ребенок сосредоточен на том, что делает сверстник.
- Желание и умение ребенка отвечать на адресованные ему действия, чувствительность к инициативе сверстника.
Задание. Понаблюдайте за поведением детей в ситуации ссоры:
- из-за игрушек;
- из-за желания сесть ближе к воспитательнице;
- из-за чего-то другого.
Вопрос. С какого момента надо учить детей общаться? Какая роль в этом процессе принадлежит взрослому?
Ответ. Детей нужно учить общаться с тех пор, как начнет проявляться интерес друг к другу. Внимание ребенка к другим детям обычно совмещается с отношением его к сверстникам как к интересным объектам. Главная роль в этом процессе принадлежит взрослому.
Ситуация. Два малыша 3 лет радостно общаются друг с другом. Как могут повести себя дети, если взрослый поместит между ними игрушку (например, машинку)?
Дайте психологическое обоснование своему ответу.
Решение. Общение в данной ситуации прекратится, поскольку игрушка выступит в роли яблока раздора, нарушит гармонию взаимоотношений. Появление игрушки провоцирует ситуацию борьбы между детьми за привлекательную вещь.
Ситуация. В исследованиях Л. Н. Галигузовой, Е. О. Смирновой детям 1,5 лет показывали разные изображения. В первом случае на экране появлялась улыбающаяся женщина, потом - игрушки, животные, а в заключение - лицо смеющегося маленького ребенка.
Спрогнозируйте реакцию детей на эти три группы картинок. Какие изображения будут для ребенка предпочтительными?
Решение. На все картинки дети живо реагируют. Они радостно улыбаются, смеются, называют то, что видят. Это неудивительно, ведь взрослый человек является центральной фигурой в жизни ребенка, да и игрушки всегда вызывают у него живой интерес.
Дети в возрасте 1-3 лет предпочитают разглядывать людей, а среди людей особое внимание вызывает сверстник. Такая притягательность объясняется тем, что малыш видит в нем самого себя: разглядывая лицо, мимику, одежду ровесника, малыш как бы видит себя со стороны. Даже годовалые малыши, еще не умея выразить словами свое отношение к сверстнику, внимательно разглядывают его изображение.
Ситуация. Дети 2-3 лет, общаясь друг с другом, часто ссорятся, жалуются друг на друга.
Каковы возможные причины ссор?
Определите предполагаемую тактику поведения взрослого.
Решение. Детские ссоры могут возникать в связи с тем, что:
- дети в данном возрасте еще не знают правил общения друг с другом;
- они не умеют выразить свое состояние словами;
- они не могут ждать, когда другой ребенок удовлетворит свои потребности.
Чтобы свести к минимуму риск возникновения спорных ситуаций, должно быть достаточное количество одинаковых игрушек. Расположить эти игрушки необходимо так, чтобы дети смогли их видеть. Также желательно, чтобы, играя, дети не мешали друг другу. Важно приучать ребенка выражать свои мысли словами, показывать ему примеры совместных действий. Если кто-то из малышей плачет, то следует привлечь к нему внимание всех детей, выразить сочувствие на словах и действиями, успокоить малыша легким поглаживанием, пошептать ему на ушко ласковые слова, привлечь его внимание к другим игрушкам.
Ситуация. Иногда в группе бывают дети, которые кусаются, бьют других, то есть явно выражают агрессивность. Подобное поведение проявляется в отношении как взрослых, так и детей, игрушек.
Объясните возможные причины подобного поведения, дополнив причины, указанные в решении предыдущей ситуации.
Решение. Помимо указанных в ответе на предыдущую задачу причин, необходимо обратить особое внимание на то, что агрессивность ребенка может быть связана и с фрустрирующими моментами, и как результат подражания агрессивным действиям своих родителей или его старших братьев, сестер.
Ситуация. Многие родители считают, что недостатки детского произношения исправляются практикой и заставляют детей по 100 раз в день твердить: «Наташа - каша» или распевать: «Шла Саша по шоссе и сосала сушку!».
Правильны ли действия родителей?
Решение. «Это абсолютно неправильно!» - предостерегает логопед Л. Г. Киктенко. Она считает, что родители могут сами помочь ребенку:
- если малыш одни согласные звуки меняет на другие (допустим, вместо «Ш» у него получается «С», вместо «Л» - «В»);
- когда правильный звук в речи ребенка изредка все-таки появляется, но пропадает в сочетании с другими согласными;
- если он путает твердые и мягкие согласные, например смягчает согласные «Л», «Т» там, где это не требуется, либо, наоборот, не умеет произносить их мягко;
- если тот заменяет звонкие согласные на глухие («Д» на «Т», «Б» на «П», «В» на «Ф»).
Следует обратиться к логопеду, если малыш:
- высовывает язык во время речи, говорит «смазанно», спотыкаясь;
- неправильно произносит многие звуки.
Если ваш малыш не справляется со свистящими звуками «С», «З», «Ц», то можно воспользоваться уроком логопеда Л. Г. Киктенко, опубликованном в журнале «Здоровье» 1 .
1 Киктенко Л. Г. Обучение в игре с помощью логопедической сказки // Здоровье, 1999. - № 10. - С. 75.
Без дружбы можно обойтись, как без философии или искусства. Она не нужна для выживания, но это одна из тех вещей, ради которых и стоит выживать.
С. Льюис
Если вы спросите, как научить ребенка общаться и дружить, многие родители удивятся и ответят: «Никак. Главное, не мешать». Огромное количество родителей не задумываются о таких вещах. Им столько всего нужно успевать. А дети сами себе легко обеспечат круг общения, научатся делить машинки в песочнице, драться и мириться, знакомиться и забывать друг друга.
Интересно, что взрослые не всегда придерживаются мнения, что ребенку нужны друзья. Причины озвучиваются разные: «Я сам был необщительным, и мой ребенок такой же. Это такой характер. С этим все равно ничего не поделаешь». Или: «Все придет само, нужно подождать». «Он сам должен решать свои проблемы общения. Дети не любят, когда взрослые вмешиваются. Все это искусственная социализация». «В детском возрасте — это еще не дружба».
Но есть и родители с противоположной точкой зрения. Иногда к этому подталкивает собственный жизненный опыт, опыт воспитания старших детей. Иногда — явные особенности развития самого ребенка. Бывает и так, что у ребенка действительно мало месат и времени для общения, и родители это прекрасно понимают.
Думаю, сейчас научить ребенка общаться и дружить — такая же задача родителей, как и все остальное. Более того: это уж точно больше никого не волнует. Воспитателям в детском саду нужен послушный ребенок. Педагогам — умный. Врачам — здоровый. Общение нужно ему самому, но он этого еще может не знать. В три года сын тащил меня в сторону от детской площадки со словами «Мама, пойдем туда, где нет детей».
Все написанное — наш личный опыт, который дорого нам стоил. Это решенные и нерешенные проблемы. Это обобщение услышанных и прочитанных советов и мнений. На данный момент улучшить ситуацию удалось. Сейчас сын тащит меня туда, где дети есть. Соседского ребенка я не могу выгнать, сыну звонят одноклассники, на горке обнаруживается знакомый, с которым он ходил в кружок, на даче он самостоятельно находил себе приятеля. И продолжение, я очень надеюсь, еще следует.
Что же можно предпринять родителям, особенно если раз за разом оказывается, что ребенок не в состоянии ни с кем познакомиться, нормально общаться и играть, подружиться?
Когда он еще малыш, наблюдайте, насколько ребенок общителен. Часто дети до трех лет вообще почти не бывают в детской компании. Но даже на детской площадке попробуйте отпустить его в самостоятельное плавание и посмотрите, пойдет ли он к детям или предпочтет играть сам? Сможет ли попросить понравившуюся игрушку или дать ее? Для этого даже не нужно уметь говорить. Ребенок сядет на качели с детьми? Он будет бегать вокруг горки за кем-то? Он охотно поздоровается или спрячется за маму? Должно настораживать, если ребенок откровенно пугается других детей (и взрослых), игнорирует их или проявляет излишнюю агрессивность.
Если общение ребенка катастрофически не складывается, паниковать не стоит, хоть вам и захочется укрыться в пределах собственной квартиры в ожидании, что все решится само собой. Это самый простой путь. Однако в случае с замкнутым ребенком приспосабливаться и стучаться в закрытую дверь придется родителям. Не ожидайте, что все будет быстро меняться. Но настройтесь на положительный результат.
- Ребенка нельзя сравнивать с собой. Жизнь очень изменилась.
- У маленьких детей нет большого понимания собственных проблем или достижений. Информацию о себе они черпают от родителей. Если вы скажете малышу, что Вася — его друг, вполне возможно, со временем Вася станет им, пусть вы немного забегаете вперед.
- Стоит дружить по детям. Возможно, в круг ваших интересов вовсе не входит обсуждение моделей памперсов или детских болезней, но этого не избежать. Не ждите, пока дети пойдут в сады. Начните их общение раньше.
- С возрастом ребенка нужно учить знакомиться. У нас это хорошо получалось с надетыми на руку игрушками. Причем на английском лучше, чем на русском. Нужно уметь представляться. Здороваться. Прощаться. Иногда это может выглядеть немного формально, но это вовсе не лишнее.
- Ребенок подрастает. Не ждите, что он будет знакомиться сам. Если он этого не делает, подойдите, познакомьте малыша с кем-то, спросите, кого как зовут. Многие дети охотно идут на контакт, подходят сами. Это особенно ценные ваши союзники, обращайте на них внимание. Поиграйте втроем. Впятером. Зачем отсиживаться на лавочке, если можно поучаствовать в автогонках, приготовить вместе обед из песка.
- Если ребенок внешне чем-то сильно выделяется среди сверстников, стоит подумать, что можно сделать. Внешний вид, книжная или, напротив, неважная речь, неловкость — все это делает ребенка особенным.
- Вовсе не обязательно сразу общаться с ровесниками. Детям необщительным намного проще бывает найти общий язык с младшими или старшими. Они долго могут быть не готовы для полноценных отношений со своим возрастом.
- Сказки и книжки — все сослужит вам хорошую службу. У нас самыми любимыми были сказки, которые я сочиняла сама. В сказке любимой машинке помогали друзья. Подъемный кран, самый высокий и большой, не хотел дружить, но заскучал один. Терморегулятор в аквариуме хотел поговорить с рыбками. Немного фантазии есть у всех.
- Может быть, кому-то не с кем оставить ребенка? Вы тоже заинтересованы в компании. На семейных сайтах вы можете познакомиться с теми, кто живет рядом, если других возможностей недостаточно.
- Если вы пригласили маленьких детей домой, тоже уделите им всем время. Не предоставляйте детей сразу самим себе. Есть масса игр для компании детей и взрослых. Даже лото, домино, прятки лучше беспорядочной беготни. Родители приглашенного ребенка обычно рады, когда их малышу, который их изрядно выматывает дома, уделяется время.
- Найдите что-то особенное для незнакомого ребенка, пусть это будет раритетный фильмоскоп, разобранный компьютер, что угодно. Ваша коллекция сувениров. Можно заранее поинтересоваться, что интересует маленького гостя. Ваш ребенок может не догадаться предложить интересную игру. А гость захочет прийти снова.
- Можно привлечь внимание гостей к своему ребенку, сказать о его увлечениях... Ведь они не знают, что ваш сын — специалист по электронным игрушкам или хомячкам. Обычно мы рассказываем взрослым об успехах детей, но здесь будет не грех помочь своему ребенку показать себя.
- Дозируйте общение. Дети неконтактные истощаются быстро, устают. Не стоит сразу стремиться к играм часами. Интенсивное общение для вашего ребенка — большая нагрузка, он может вдруг раскапризничаться.
- Если вы поручаете ребенка кому-то, и у вас есть выбор, пусть это будут общительные и дружелюбные люди, которых не просто не раздражает детский крик и возня. Если ваша бабушка охотно болтает с соседкой, внуки скорее будут играть вместе, пусть даже недолго. Если у няни есть ребенок, это плюс.
- Напоминайте ребенку о его товарищах. Маленькие дети обычно знакомятся и забывают одинаково быстро. Но ваш знакомится редко, а забывает с такой же скоростью.
- Хорошо бы вообще помнить имена детей, напоминать ребенку о том, как кого зовут. Где бы вы ни были, нужно сделать безликую детскую тусовку опознаваемой для ребенка. Когда забираете ребенка с занятий, спросите, мальчика, с которым они вышли, как того зовут, поинтересуйтесь его успехами, как ему нравится на занятиях.
- Хорошее подспорье для этого в школе и саду — детские фото. Попросите ребенка рассказать о детях по фото.
- Если в сад ребенок не ходит, нужно искать такие занятия, где обращают внимание именно на взаимодействие, общение, совместные игры. К сожалению, в большинстве развивающих детских центров главное — это обучение. И если ребенок играть с другими не умеет, то и там он не научится.
- Если педагог, который ведет занятия, открыт, общителен, доброжелателен и настойчив — это то, что вам нужно. Похвала, терпение — на первом месте. Критика в этом возрасте может и подождать.
- При поиске школы отдайте предпочтение той, где есть подготовительные занятия. Вам нужны не сами занятия, а знакомство с будущими его одноклассниками и учителями. Если с ребенком из садика, двора кто-то пойдет в один класс, это тоже хорошо.
- В школе если у ребенка сложились хорошие отношения с соседом по парте, попросите их не рассаживать, т.к. детей часто меняют местами из разных соображений.
- «Закрепите» успех, познакомьтесь с родителями, приглашайте детей в гости. В школе детям часто некогда даже поговорить. Ваш ребенок может стесняться приглашать в гости, помогите ему.
- Если вы идете в кино, в театр, в океанариум, в музей, приглашайте других детей, одноклассников. Выступать в роли многодетной матери не всем нравится, но детям это на пользу. Пусть у них будет больше тем для обсуждения.
- Ценными для нас оказались поездки на юг, в маленький поселок, где по старинке дети гуляют сами, где еще выжили игры в войнушку, в космические путешествия, ножички и крышечки, строительство шалашей.
- В конце концов, если ребенку нужен друг, вы — тоже подходящая кандидатура. Общение со сверстниками это не заменит, но и лишним не будет.
И, наконец, нужно вовремя остановиться в оказании этой помощи...
Обсуждение
Доброго времени суток! Моему ребенку 7 лет и уже с малых лет,где - то с 2, мы заметили,что ребёнок не тянется к детям,он как бы не видит их,не нуждается,проблема в том,что это продолжается до сих пор,что мы только с мужем не делали пытались внедрить в детскую среду,включались в игру сами, втискивая ребенка в компанию детей,но увы, и ах. При этом ребёнок не аутист,очень подвижный,но возраст его как бы отстаёт, как - будто недозрел,суждения, и поступки его слишком маленького ребенка,хотя ходит в 1 класс и программу тянет на пять(интеллект непоражен). Муж плюнул,хотя раньше гнал на улицу,сейчас, не тревожит сына,с тем, чтобы ребёнок пошёл на улицу. Что делать? Как быть? Может у кого - то было такое? Пройдёт или нет? Заранее Спасибо!
10.05.2018 21:03:48, ЖаннаИз этих советов дейстенными будут 2-3, которые действительно помогут. А вообще, все гораздо проще. Надо стараться быть с ребенком друзьями и все наладится.
Комментировать статью "Необщительный ребенок: как ему помочь? 25 советов"
Относитесь к нему как к ребёнку и пазл сложится. Конечно, все дети разные и то, что помогает одному, может не помочь другому. Может быть проблема одноклассника не в маме-бабушке за ручку, а в его робком и необщительном характере?
Принято считать, что ребенок просто обязан быть веселым, шумным, очень активным. Что нормальный ребенок – это источник огромного количества вопросов, желаний и шалостей. Но как быть, если ваш ребенок не вписывается в этот усредненный портрет? Если он шумным развлечениям в среде сверстников предпочитает спокойные развлечения в одиночестве. Более того, ребенок настороженно относится ко всем попыткам расшевелить и развеселить его. Все попытки вывести его на контакт приводят к тому, что ребенок...
Каждый человек хочет быть счастливым. Некоторым хочется быть богатыми, другим успешными. Кто-то желает признания, а кто-то стремится обрести совершенное здоровье. Есть те, кто хотят быть любимыми и любить, а есть такие, кто хочет стать красивым и сексуальным. Но всех объединяет желание быть счастливым. Во все времена существования человек находится в поисках счастья, ищет ответы на вопросы «как его найти» и «как его не потерять». «Счастье является наивысшим благом, к нему следует стремится...
Не смотря на все многообразие папских мыслей, для счастливой семейной жизни во всех его думах разбираться совсем необязательно. Подчас папа открывает рот, чтобы высказать свои мысли вслух. И не дай Бог ни маме ни маленьким детям пытаться осмыслить его, папины, идеи. Впрочем дети и не пытаются, а вот мамы часто проявляют полное не понимание и хуже того, начинают агрессивно спорить!!. Еще бы!, такую чушь пороть, еще и при детях-то. Папу конечно такая реакция на его светлые идеи не слабо...
1. Найдите в себе силы сохранять спокойствие. Представьте себе что-то приятное, например, вкус любимого напитка, массируйте виски, считайте до 10-15-100... Но ни в коем случае не повышайте голос на ребенка. Так Вы вредите и ему, и себе. 2. Уйдите из «эпицентра». Необходимо физически вывести и себя, и ребенка из ситуации. Если Ваш ребенок устроил истерику в общественном месте, лучшее, что можно сделать – вывести его. Вывести из общественного транспорта, из магазина, с пляжа. Смена обстановки...
Школьный КАРНАВАЛ НЕЧИСТОЙ СИЛЫ HALLOWEEN с веселыми и ужасными привидениями для МЛАДШИХ и СРЕДНИХ КЛАССОВ! Бал нечисти, байки из склепа, секреты из жизни привидений… Почему детям не только интересно, но и полезно провести праздник с такой тематикой? И вообще, почему дети любят страшилки и ужастики? Детские психологи уважают Хэллоуин за уникальную возможность провести игровую терапию по работе со страхами. Для детей...
Говорите своему ребенку: 1. Я люблю тебя. 2. Люблю тебя, не смотря ни на что. 3. Я люблю тебя, даже когда ты злишься на меня. 4. Я люблю тебя, даже когда я злюсь на тебя. 5. Я люблю тебя, даже когда ты далеко от меня. Моя любовь всегда с тобой. 6. Если бы я могла выбрать любого ребенка на Земле, я бы все равно выбрала тебя. 7. Люблю тебя как до луны, вокруг звезд и обратно. 8. Мне понравилось сегодня с тобой играть. 9. Мою любимое воспоминание за день, когда мы с тобой...(что вы делали...
И старайтесь, чтобы понемножку он помогал младшему. знаете,вам нужно искать совета и помощи только у тех,у кого такая же ситуация-здоровый+больной ребенок в семье.напишите на нашей конфе,что ли... вы ему мать,вы, а не ваш подросток. он не будет так же как вы...
Многие родители часто слышат: «У вас невнимательный ребенок», «все ошибки в тексте из-за невнимательности». Да и сами родители, скорее всего, замечают, что их ребенок не может сосредоточиться на одной теме, часто отвлекается, может пропускать буквы при чтении, делать ошибки и не замечать их, задавать вопрос на одну тему и сразу перескакивать на другую. Все это - невнимательность. Воспитатель детского сада, учитель или психолог могут помочь Вам определить есть ли проблемы со вниманием у вашего...
Всегда была убеждённой сторонницей садиков. Но глядя на моего очень необщительного, неадаптивного и своенравного ребёнка, мне становится всё страшнее и страшнее: как ему будет в садике? Стоит ли вообще туда идти? Я, в принципе, и дома могу поработать... Вот статья про положительные стороны детского сада ([ссылка-1]). Но так и не знаю, относится ли всё это и к нам тоже?
До 7 лет у детей преобладают так называемые природные страхи, основанные на инстинкте самосохранения. В 7-10 лет наступает как бы равновесие между природными и социальными страхами (одиночества, наказания, опоздания). Если описать это более подробно, то можно выделить конкретные страхи, свойственные каждому периоду жизни. Первый год жизни - Страх новой окружающей среды - Страх отдаления от матери - Боязнь посторонних людей От 1 до 3 лет - Боязнь темноты (основной страх в этом возрасте)...
Часто слышу, что с подростком невозможно договориться: не слушает, от советов отмахивается, а то и грубит… Но ведь можно договориться, можно! Просто надо настроить ребёнка на разговор. Ну, отвык он, или считает, что вы его не поймёте, что вам его мысли неинтересны; а если расспрашиваете – так только затем, чтобы придраться и/или дать наставления. Так как же поговорить по душам, если ребёнок разговаривать не желает? Для начала стоит попробовать поймать подходящий момент. Бывают моменты, когда...
В подростковом возрасте вообще труба.... сейчас ничего, журналистом работаю:)) Не самая, гм, необщительная профессия Сколько не прошу помочь мне с переговорами с аборигенами - ноль, ни в какую. Хотя помощь бывает реальна нужна. 09.03.2011 21:27:18, химчанка.
Дара,МоЗайка,К.,Яснотка,Lariska из дома, hanhi и всем остальным спасибо за советы. 15.01.2009 13:30:57, МатьИстеричка. А почему не водить-то?! Неужели это так сложно - помочь ребенку одеться??!
частичный отказ! мол ей меня жалко, муж меня бросит с больным ребенком. и она мне это Светочка, милая, у меня для Вас только один совет - как можно скорее заберите малыша Дай-то Бог Ванюше поправиться... 26.04.2007 00: 25:10, Горсточка. ох уж эти добрые врачи...
Моему ребенку при таком кашле помогает на ночь выпить чай или молоко с медом - две кружки с перерывом в час. Как правило в замкнутых коллективах - семья, сад, школа и т.п. 21.10.2004 22: 25:21, Соколов.
Как вы относитесь к уринотерапии или как называется лечение мочой? Мне сегодня из двух источников советы пришли, один источник доктор. Если мать боится, что средство не поможет - значит, скорее всего, ребенку оно помочь не сможет.
29.02.2004 19: 25:03, LaLin. ребенку НЕТ и двух лет!!!.. он НЕ есть аналитик, ему создали определенные условия, и он их ПРИНЯЛ. Просто я хочу сказать, что мамочка просит совета и помощи, а не упреков, пусть и справедливых! А маму "лупить" поможет?
Кто уже рассказал своим детям, помогите, как вы об этом сказали. 01.08.2016 11:27: 25. 7я.ру - информационный проект по семейным вопросам: беременность и роды, воспитание детей, образование и карьера, домоводство, отдых, красота и здоровье, семейные отношения.
Срочно ищите кого-то кто Вам поможет приложить ребенка к груди. Если никого нету, сообщите. Купите молокоотсос или пусть Вас научат сцеживать руками. Натали вы даете советы для прибытия молока а не наоборот 25 .05.2001 09:06:18, larisa. Спасибо большое дрогоая Натали...
Проблема общения дошкольников всегда была актуальной в исследованиях зарубежных и отечественных деятелей педагогики и психологии.
И это неспроста, так как вполне закономерное явление. Дети любят делиться своими впечатлениями во время разных видов деятельности. Совместные игры детей не проходят без общения, которое является ведущей потребностью детей. Без общения со сверстниками у ребенка можно наблюдать определенные психические нарушения.
И, наоборот, полноценное общение является показателем гармоничного развития личности дошкольника.
Общение ребенка не должно ограничиваться лишь отношениями внутри семьи. У дошкольников должны быть контакты со сверстниками, педагогами, другими взрослыми людьми.
Группа детского сада — это практически сцена, на которой разворачиваются межличностные отношения между детьми — ее актерами. В межличностном взаимодействии детей не все бывает гладко. Тут и ссоры, и мир. Временные перемирия, обиды и мелкие пакости.
Во всех положительных взаимоотношениях у дошкольников формируются и развиваются позитивные качества личности.
В отрицательные моменты общения дошкольник получает заряд негативных эмоций, что чревато печальными последствиями в его личностном развитии.
Какими бывают проблемные формы отношения к сверстникам?
К формам общения, которые являются проблемными относят повышенную детскую агрессивность, чрезмерную обидчивость, застенчивость, другие проблемы коммуникации.
Кратко рассмотрим факторы неправильного общения между детьми дошкольного возраста со сверстниками.
Агрессивные дети
Если ребенок агрессивен, то вряд ли с ним станут дружить сверстники. Скорее всего, дети будут избегать такого ребенка. Такие дети являются объектами повышенного внимания со стороны родителей и педагогов.
У большинства дошкольников агрессивность проявляется в той или иной степени. И это нормально, когда ребенок с некоторой долей агрессии реагирует на несправедливые действия со стороны. Однако такая форма агрессивного поведения никак не отражается на общем состоянии малыша и всегда уступает место миролюбивым формам общения.
Но есть дети, чьи агрессивные проявления являются устойчивой стороной личности, сохраняются и даже развиваются в качественные характеристики дошкольников. Это вредит нормальному общению детей.
Обратимся к другой проблеме общения детей.
Обидчивые дети
Хотя обидчивые дети не причиняют другим особого вреда, но общаться с ними тоже очень сложно. Любой неправильно брошенный взгляд в сторону таких дошкольников, случайно выроненное словечко, и вы уже теряете всякий контакт с таким ребенком.
Обиды бывают очень продолжительными. Обидчивому ребенку непросто преодолеть это чувство, и он надолго может замкнуться в себе.
Это чувство разрушительно действует на любые дружеские отношения. Обиды приводят к болезненным переживаниям детей. Они берут свое начало в дошкольном возрасте. Дети более раннего возраста еще не знакомы с этим чувством.
В период дошкольного детства, когда формируется самооценка ребенка, обида возникает внезапно и укореняется глубоко в детском сознании.
В отличие от агрессивного ребенка, обидчивый малыш не дерется, не проявляет физическую агрессию. Но поведение обидчивого дошкольника демонстративно страдальческое. И оно не располагает к дружескому общению.
Зачастую обиженный дошкольник специально привлекает к себе внимание окружающих, намеренно отказываясь от общения с любым, кто к нему приближается.
Застенчивые дети
Общение с застенчивыми детьми приносит мало удовольствия. С незнакомыми детьми и взрослыми они вообще отказываются общаться. Познакомиться с ними — проблема высшего уровня.
К сожалению, у большинства детей дошкольного возраста можно наблюдать зачатки застенчивости. И если у 60% дошкольников застенчивость улетучивается как только ребенку предлагают что-то интересненькое, то других вытянуть на разговор — большая сложность.
Разговорить застенчивого дошкольника удается далеко не каждому и не всегда. При приближении незнакомого человека, будь то взрослый или ребенок, застенчивый малыш чувствует эмоциональный дискомфорт, робеет. В его поведении можно уловить нотки тревоги, и даже страха.
У застенчивых дошкольников, как правило, заниженная самооценка, что и мешает им вступать во взаимоотношения со сверстниками. Им кажется, что они сделают что-то не так, как от них требуют. И поэтому отказываются вообще делать шаги навстречу к коллективу детей.
Остаются в стороне от общих дел и любой совместной деятельности, наблюдая за играми других детей со стороны.
Хочется отметить еще один тип детей, имеющих проблемы в общении.
Демонстративные дети
Такие дети, как правило, сравнивают себя с другими детьми и демонстрируют свои успехи всем окружающим. Они высокомерны и горды, даже будучи в детском возрасте.
Демонстративность переходит постепенно в устойчивое качество личности ребенка и приносит ему самому немало негативных переживаний. С одной стороны, ребенок расстраивается, если его воспринимают иначе, чем он себя выставляет. С другой стороны, он не желает быть таким как все.
Временами демонстративный ребенок способен совершить положительный поступок. Но это совсем не ради другого, а только лишь для того, чтобы в очередной раз показать себя, продемонстрировать свою доброту.
Общение с демонстративным ребенком очень осложняется в дошкольном возрасте. Демонстративные дети любят привлекать к себе излишнее внимание, часто приносят в детский сад красивые игрушки, чтобы похвастаться перед другими детьми.
Что интересно, демонстративные дети бывают активны в процессе общения. Но это общение с их стороны лишено интереса к другому.
Говорят они исключительно о себе любимом. Если же им не удается самоутвердиться в глазах сверстников, и особенно взрослых, то такие дети начинают проявлять агрессию, скандалят, ссорятся со всеми подряд.
И хотя общаться с ними другие дети особо не хотят, сами же они очень нуждаются в окружении. Потому что им нужно, чтобы их кто-то слушал, чтобы демонстрировать себя перед социумом.
Особенности общения дошкольников со сверстниками
Как мы рассмотрели выше, общение дошкольников со сверстниками очень зависит от них самих. Если они агрессивны, обидчивы, завистливы или демонстративны, то у них в процессе общения часто наблюдаются проблемы.
Но у всех детей рассматриваемого нами возраста есть и общие особенности общения со сверстниками.
Дошколята отличаются повышенной эмоциональностью. В коллективе сверстников у них проявляются другие формы общения.
Это касается экспрессивно-мимических проявлений. Дети вообще очень любят во время разговоров жестикулировать, подкреплять свои высказывания мимикой. Это помогает им быть эмоционально выразительными во время общения.
Хочется отметить некоторые особенности общения детей в дошкольном возрасте. Дети очень любят общаться. Во время общения со сверстниками у них происходит формирование речевых навыков, развитие коммуникативных умений. Наблюдаются, конечно, и некоторые проблемы с коммуникацией, связанные с частыми конфликтами в детском коллективе.
Общение со сверстниками более раскрепощено, чем со взрослыми. Тут преобладают совершенно иные формы поведения. К особенностям поведения детей дошкольного возраста во время общения можно отнести и ненормированные коммуникативные образцы. Такие как подпрыгивание, причудливые позы, кривляния. Один ребенок может намеренно передразнивать другого, что не происходит в общении со взрослым.
Но в каждом свободном проявлении ребенок раскрывает свои индивидуально-личностные особенности. И эти отличительные особенности общения детей со сверстниками остаются до конца дошкольного детства.
Другой особенностью детского общения в дошкольном возрасте можно считать то, что у ребенка преобладает инициатива в ответных действиях. На реплику другого ребенка дошкольник быстро реагирует ответной активностью. В такие моменты происходит развитие диалоговой речи. При этом можно заметить такие проблемы, как протесты, обиды, конфликты, потому что ребенок пытается сказать свое веское слово последним. И никто из детей не желает уступать.
О формах общения детей со сверстниками
Теперь стоит поговорить немного о формах общения ребенка в кругу сверстников.
Первой формой общения детей дошкольного возраста принято называть эмоционально-практическую.
Ребенок, чаще в младшем дошкольном возрасте, ожидает соучастия в затеях и шалостях. Такая форма общения ситуативна и зависит от конкретной ситуации.
Проблемы в такой форме общения могут возникать в моменты взаимодействия партнеров коммуникации. Либо дети переключаются во внимании от собеседника на какой-то предмет, либо дерутся из-за этого предмета.
Это связано с тем, что развитие предметных действий еще не происходит на достаточном уровне, а потребность в использовании предметов при общении уже формируется.
В таких случаях разрешают неохотно.
Другой формой общения между сверстниками назовем ситуативно-деловую.
Где-то к четырем года начинается ее формирование и продолжается до 6-летнего возраста. Особенности данного этапа в том, что теперь у детей начинают развиваться навыки ролевой, даже сюжетно-ролевой игры. Общение становится уже коллективным.
Берет начало развитие навыков сотрудничества. Это не то же самое, что соучастие. Если в эмоционально-практической форме общения дети действовали и играли индивидуально, хотя и находились в одном коллективе. Но каждый представлял себя другим. Здесь же дети в игре тесно связаны единым сюжетом и взятыми на себя ролями.
Выпадет одна роль, и возникает проблема — сюжет игры нарушен.
Поэтому можно констатировать, что ситуативно-деловая форма возникает на почве общего дела для достижения некоего общего результата взаимодействия со сверстниками.
У популярных детей формирование навыков общения в такое форме сотрудничества опережает развитие коммуникативных умений детей, менее заметных в детском коллективе.
Тут даже стоит отметить, что агрессивные дети и демонстративные, о которых мы говорили ранее, больше преуспевают в формировании навыков общения, нежели дети обидчивые и завистливые, которые чаще остаются в стороне из-за личностных особенностей.
В 6-7-летнем возрасте у детей дошкольного возраста навыки общения приобретают уже более-менее сформированный характер. Дети становятся более доброжелательными к сверстникам. Начинается формирование навыков взаимопомощи. Даже демонстративные дети уже начинают не только говорить о себе, но проявляют внимание к высказываниям других детей.
В это время начинается формирование внеситуативной формы общения, которое идет в двух направлениях:
- рост и формирование внеситуативных контактов (дети рассказывают о том, что делали и видели, планируют дальнейшие действия и делятся своими планами с другими, учатся оценивать слова и поступки других);
- формирование образа сверстника (появляются избирательные привязанности к сверстниками независимо от ситуации общения, и эти привязанности весьма устойчивы к концу дошкольного периода детства).
Таковы в общих чертах особенности форм и проблемы общения дошколят. Теперь перейдем к рассмотрению эффективных способов развития навыков общения между ребенком в кругу сверстников.
Как развивать навыки общения детей дошкольного возраста в ДОУ?
Навыки общения ребенка-дошкольника со сверстниками активно формируются в процессе диалога между детьми. Детская диалоговая речь несет в себе основы разговорной речевой деятельности в целом. Тут и развитие монологических навыков, и формирование речевой готовности дошкольника к предстоящему обучению в школе.
Диалоги активно используются детьми во время игр и других совместных видах деятельности.
При этом важная роль отводится взрослому, который принимает активное участие в таком общении между детьми.
Совместные игры, как форма общественной жизни ребенка этого возраста, способствуют решить многие проблемы взаимоотношений.
Сюжеты ролевых игр помогают развивать навыки общности и построения диалогового общения. В играх можно реализовать формирование всех форм общения.
Взрослому необходимо учить детей начинать, продолжать и заканчивать диалог. Ребенок должен уметь поддерживать разговор, отвечая на поставленные во время диалога вопросы.
Диалог является очень непростой формой общения, через которую в полной мере реализуется социальное взаимодействие. Поэтому взрослый должен как можно чаще обращаться к ребенку, соблюдая позитивный эмоциональный тон. Это будет располагать дошкольника к разговору. Особенности общения во время диалога способствуют формированию навыков построения предложений разных типов, от простых повествовательных до сложных по своей конструкции и фонетическим аспектам.
Они послушны, больше всего любят находиться рядом с мамой, да и в компании других взрослых чувствуют себя вполне неплохо. Сидеть дома им нравится явно больше, чем гулять. А если уж им приходится выйти на улицу, то обычно они обходят стороной песочницы и уводят маму подальше от детских площадок.
Порой мама честно приводит чадо на площадку, но оно не проявляет никакого энтузиазма, боится шума детской толпы и прижимается к спасительной маминой коленке. Другие дети быстро отнимают у новичка заготовленные для знакомства игрушки, а он, словно зачарованный, смотрит на них, ничего не предпринимая.
«Ну и ладно! Эти дети – плохие, агрессивные! Пойдем, малыш, отсюда» – это первая линия маминого поведения. Вторая: «Что-то не так. Мой ребенок плохо идет на контакт, надо с этим что-то делать. Может быть, пора обратиться к специалисту?» Однако даже не все специалисты-психологи разделяют родительскую тревогу. Зачастую, протестировав ребенка с помощью самых разнообразных методик, они сообщают: «Вы, мамочка, зря беспокоитесь. Все с вашим малышом в порядке, интеллект в норме (а порой – и выше нормы)».
И в самом деле, есть ли здесь проблема? Так ли необходимо малышу общаться со сверстниками?
Зачем детям общаться?
Первые социальный опыт ребенок получает еще в семье. Кстати, нередко, в наш просвещенный век родители, увлекшись новомодными теориями раннего развития, забывают о простых играх, вроде «ладушек», «ку-ку», о самых простых игровых сюжетах. А ведь наши предки, оставившие нам в наследство эти нехитрые забавы, были мудры. Именно эмоциональные игры и эмоциональное общение наиболее важно в этом возрасте для дальнейшего развития ребенка. Вы видели в нашем обществе человека, который не умеет читать? Если не принимать во внимание социальные низы, то таких очень мало. А встречались ли вам люди, которым тяжело общаться? Да у каждого второго возникают проблемы с общением!
Конечно, в колыбели у малютки нет необходимости постоянно контактировать со сверстниками. Ему пока вполне достаточно родительского общества. Но уже после полутора-двух лет его мир расширяется. И чем дальше, тем больше нужны ему будут и контакты, и конфликты с другими детьми.
Первый опыт взаимоотношений во многом определяет, как человек в дальнейшем будет их выстраивать, как будет относиться к себе, к окружающим людям. Ведь только в общении друг с другом дети могут проявить яркие эмоции, вволю покричать, посмеяться, позлиться, наконец. Они учатся сами выходить из конфликтных ситуаций, мириться и включаться в новую игру. Взрослый с высоты своего авторитета устанавливает в отношениях с ребенком жесткие правила. А дети, общаясь друг с другом, каждый раз находят нестандартное решение, ведь поведение сверстников непредсказуемо.
Но почему одни дети легко вступают в контакт, а другим это сделать крайне сложно?
Узок круг…
Если ребенок все свое время проводит наедине с мамой (бабушкой, няней и пр.), то возникает ощущение, что ему «больше никто не нужен». Увы, мама часто поддерживает эту иллюзию. Так приятно осознавать, что есть маленькое беспомощное существо, которому ты жизненно необходима… Иногда это ощущение описывают словами: «Я чувствую его, как себя». Психологи называют эту связь симбиотической, мама и ребенок, как во время беременности, ощущают себя одним организмом.
В этом случае маме очень трудно отпустить подросшего птенца из-под своего теплого крылышка. И все-таки это надо сделать, ведь он не сможет провести под ним всю свою оставшуюся жизнь.
Кстати, замечена любопытная вещь. Когда круг общения у ребенка слишком узкий (на площадках маме тоскливо, друзей маловато, в доме редко бывают гости), тихий и покладистый ребенок, попав в общество сверстников, вдруг начинает драться. А дело все в том, что он просто не умеет общаться иначе. Он отлично знает, как обратиться с просьбой ко взрослому, как показать свою заинтересованность, а что делать со сверстником, он просто не представляет.
- Старайтесь постепенно расширять круг общения (как свой, так и детский). Ведь подобные проблемы обычно возникают, когда мама сама несколько замкнута. Личный пример в этом случае – лучший способ «вывести малыша в свет».
- Чаще выбирайтесь с ребенком в новые места. Совсем не обязательно, чтобы эти места были многолюдными (как раз наоборот: большое скопление народа не способствует тесному общению). И как раз в большом коллективе ребенок может почувствовать себя наиболее дискомфортно. Ведь часто малыш боится не столько общения, сколько агрессии, громких криков. Например, когда такой ребенок впервые попадает в детский сад, ему очень тяжело переносить шум и крики большой детской группы. Он как бы отключается, кружится, поет сам себе песни, пытаясь никого не замечать рядом с собой.
- Попробуйте подружиться семьями, как говаривал незабвенный Гоша из «Москвы, что слезам не верит». Выберите спокойного, неагрессивного «одногруппника», наиболее симпатичного вашему наследнику. Зовите его в гости, приходите в гости сами. И постепенно пытайтесь организовать детскую игру. На своей территории ваш «неконтактный ребенок» будет чувствовать себя более уверенно.
- Психолог Мария Ряховская, сотрудник центра «Образование в развитии», советует : «Если сначала ваш сын или дочка не желает включаться в игру, начните сами играть с другим ребенком. Только не нужно демонстративно противопоставлять детей: «Раз ты не хочешь играть, значит, я буду это делать только с Ваней»! Дайте своему малышу спокойно понаблюдать за ходом действия. Он будет наблюдать столько, сколько ему нужно. А потом в какой-то момент и сам захочет принять участие в такой интересной деятельности».
Какой хороший я!
Трудности общения нередко возникают у малышей, выросших в «ежовых рукавицах». Таких детей часто ругают и мало хвалят. С самого раннего детства они должны (понимать, делать, знать, уметь – нужное подчеркнуть). Эти требования почти всегда завышены, и в результате ребенок уходит в себя, ведь только наедине с самим собой он не слышит постоянных окриков и не получает очередного подтверждения в своей неуспешности. А как человек оценивает себя, так его воспринимают и в обществе. Чем выше уровень тревожности и чем ниже самооценка, тем меньше принимают ребенка в детской компании. На любое предложение что-то сделать, у такого ребенка готов ответ: «Не могу!». На самом деле «не могу» означает «мне нужна твоя помощь».
Стратегия и тактика ваших действий
- Не стесняйтесь как можно чаще хвалить ребенка. Особенно, в обществе.
- Прежде, чем вы дадите малышу какое-нибудь задание, дайте сначала задание такого же типа, но заведомо легкое, с которым он совершенно точно справится. Отметьте, как здорово ребенок его выполнил! Следующий этап – чуть более сложная задача и обязательно с вашей поддержкой: «Я знаю, ты обязательно справишься. Подумай еще немного, как это лучше сделать».
- Чтобы проявить инициативу в игре, нужно уметь играть, знать, как это делается. Научите сына или дочку новым играм, а в старых покажите какой-нибудь новый поворот сюжета, необычный ход и т.д. Его успешность среди сверстников непременно повысится!
За стеклом
Это наиболее сложный вариант «неконтактного ребенка». Он настолько замкнут, что будто отгораживает себя стеклянной стеной от внешнего мира. В психологии такое состояние называется РДА – ранним детским аутизмом (от греческого слова autos - сам, поэтому аутизм - это погруженность в себя). Психиатры диагностируют аутизм уже на первом году жизни, а иногда – в возрасте двух-трех лет.
Встречается РДА не так уж редко: от 4 до 15 случаев на 10 000 детей, причем у мальчиков чаще, чем у девочек. У этого заболевания есть несколько ярких признаков, которые, к сожалению, родители нередко принимают за особенности характера и не обращают на них особого внимания. И, если это единственный ребенок в семье, родителям просто не с чем сравнивать поведение своего чада.
Такой ребенок не вызывает проблем, не доставляет лишних хлопот, он опять же удобен – сидит себе все время в уголке: то кубики с места на места перекладывает, то машинку туда-сюда возит. Пять раз. Десять. Сто. И один не боится оставаться, а, напротив, очень любит.
И лишь когда такой ребенок попадает в детский коллектив, становится понятно, что он весьма отличается от других детей.
Какие же особенности поведения должны насторожить родителей?
- Ребенок никак не стремится к общению. Еще в младенчестве он не радуется маме, не оживляется при ее появлении.
- Когда его берут на руки, он не протягивает с готовностью ручки, не пытается в ответ ухватиться за шею взрослого, а висит, точно куль с мукой.
- Малыш не любит смотреть в глаза. Вместо этого он смотрит как бы сквозь людей.
- У таких детей поздно и трудно развивается речь. Они способны много раз монотонно повторять одну и ту же фразу. Повторяют они и одни и те же действия, могут подолгу раскачиваться, трясти погремушку, хлопать ладошкой и пр.
- У аутистов особенная походка: то на цыпочках, то вприпрыжку. Обычное выражение их лиц – задумчивая отрешенность.
Стратегия и тактика ваших действий
- Психолог Мария Ряховская рекомендует: «Если вы заметили у своего ребенка какие-то признаки аутизма, покажите его психоневрологу. Он направит малыша на электроэнцефалограмму. После нее диагноз аутизма можно поставить или снять совершенно точно. В случае подтверждения диагноза ни в коем случае не паникуйте. Ваш ребенок – не сумасшедший! Это заболевание вполне поддается коррекции. Однако будьте готовы к совместной длительной работе с психологом».
- Маленькому аутисту очень важно выйти из мира своих грез в реальный, сегодняшний день. Поэтому привлекайте его к домашним делам, давайте несложные поручения, приучайте помогать более слабым. Прекрасно, если он поможет вам ухаживать за «братьями меньшими» (причем лучше выбрать не рыбок или черепашек, а кого-то теплого и пушистого щенка, котенка, хомячка). Эти животные способны вызвать живой эмоциональный отклик и стать предметом заботы: «мы в ответе за тех, кого приручили».
Шаг навстречу
Первые детские контакты нередко бывают агрессивными – малыши отнимают друг у друга игрушки, лупят «коллег по строительству куличиков» лопатками по голове. Такой дебют в песочнице совсем не говорит о том, что эти ребятишки всегда будут общаться только агрессивно, это лишь первая и самая простая форма общения.
Вместе с тем появление агрессии – важный этап в развитии общения. Ребенок начинает осознавать понятия «мое – чужое», он пытается постоять за себя, взять инициативу в свои руки, проявить активность.
Например, Верочка всегда была неконтактным ребенком. И неожиданно, в возрасте пяти лет, она стала агрессивна по отношению к другим детям. Родителей это испугало, они обратились к психологу. Однако агрессия оказалась переходом к качественно новому этапу в развитии Веры. Ребенок стал более активным, стал замечать детей, обращая на них внимание таким, пока еще примитивным способом.