логотип
У подростка нет друзей. Что делать. Что делать, если у ребенка в классе нет друзей? У сына нет друзей

У подростка нет друзей. Что делать. Что делать, если у ребенка в классе нет друзей? У сына нет друзей

11.01.2021

И такая ситуация – не редкость. Примерно каждый пятый школьник испытывает большую потребность в общении со сверстниками, чем то, что может предложить ему его окружение. Необходимо также учитывать и то, что чаще всего современные дети – дети «домашние», и друзей на улице не ищут. Поэтому и общение со сверстниками у них сводится чаще всего к общению с одноклассниками или детьми, которых приводят в гости друзья родителей.

Потребность в расширении круга общения возникает у детей к 3-4 годам. Дети в этом возрасте обычно охотно затевают совместные игры или участвуют в них. Есть и те, кто остается в стороне: наблюдают за игрой или вовсе отказываются взаимодействовать со сверстниками. Таким детям, как правило, приходится сложнее в школе, когда внутри класса идет расслоение школьников на различные социальные группы. И если оставить все как есть, то в старшем подростковом возрасте ситуация только усугубится.

Что же предпринять в этом случае родителям? Для начала нужно понять, в чем кроется причина того, что ваш ребенок не общается с другими детьми. Может быть, школьник испытывает сложности из-за собственной застенчивости или вспыльчивого темперамента. Возможно, у ребенка низкая самооценка, неопрятный или непривлекательный внешний вид. Или же – бывает и такое – культурные ценности, принятые в семье, резко не совпадают с ценностями одноклассников.

Если в семье сложились доверительные взаимоотношения, родителям стоит поговорить с малышом, чтобы узнать, в чем кроется причина отсутствия у него необходимого общения. Если же при помощи доверительной беседы выяснить ничего не удается, ни в коем случае не пытайтесь давить на ребенка: это приведет лишь к тому, что тот замкнется в себе, или даже хуже – вовсе перестанет посвящать вас в подробности своей школьной жизни. Если ребенок не хочет говорить на эту тему, лучше всего обратиться за помощью к учителю. Как правило, классный руководитель знает, кто из детей с кем общается, и может не только рассказать вам о социальных взаимодействиях вашего ребенка в классе, но и дать несколько полезных советов на этот счет.

В реалиях современной российской школы чаще всего возникают следующие причины, по которым ребенок не может завести дружеских отношений в классе:

У ребенка нет общих тем для разговора с одноклассниками. В классе все обсуждают новую нашумевшую компьютерную игру или показывают друг другу коллекционные игрушки героев модного мультсериала. Ребенок не в курсе последних развлекательных тенденций из-за того, что родители запрещают ему играть в «эти глупые компьютерные игры», а также покупать или принимать в подарок «страшные современные игрушки», да и вообще советуют идти учить уроки. Знакомая ситуация?

А теперь представим себе взрослого человека, который не разбирается в марках современных автомобилей, а между тем его коллеги во внерабочее время только и делают, что это самые марки обсуждают. Комфортно ли он будет чувствовать себя в этом коллективе? Вот и ребенку в рассмотренной нами ситуации будет казаться, что он выпал из жизни. А если эта ситуация повторяется из раза в раз, то шансов для разговоров с одноклассниками у него становится ничтожно мало. А следовательно, и шансов завести «друга по интересам».

Выход здесь очевиден: нужно позволить ребенку заниматься тем, чем он хочет заниматься, в разумных, разумеется, пределах. А если вы узнали себя в описанных выше родителях, то стоит, к тому же, научиться ставить себя на место своего ребенка.

Ребенку не интересны темы, обсуждаемые в классе. Рассмотрим противоположную ситуацию: ребенку скучно разговаривать с одноклассниками из-за того, что его интересы слишком отличаются от интересов классного коллектива. Такое бывает, когда семейные ценности формируют взгляды ребенка с раннего детства. Самый простой пример: семья приучает ребенка ценить и любить книги, а среди одноклассников подобного не практикуется. Обсудить любимое увлечение ребенку не с кем, следовательно, и общения как такового нет.

Эта ситуация разрешается довольно-таки просто: нужно расширить круг общения ребенка. Если ему не интересно в классе, попробуйте познакомить его с детьми, имеющими схожие интересы. Или запишите ребенка в какой-нибудь развивающий кружок, ведь чем больше у школьника разных интересов, тем легче ему будет найти общий язык с различными людьми в дальнейшем.

Класс разбит на небольшие группы, и ни в одной из них для ребенка не нашлось места. Чаще всего это проблема новичков – тех детей, которые по какой-то причине попали в уже сформировавшийся детский коллектив. Ситуация только ухудшается, если ребенок-новичок, к тому же, застенчив, молчалив или, наоборот, чересчур эмоционален и несдержан.

Если через несколько недель в новом классе ребенок не может найти себе товарища, с которым он мог бы обсудить школьные темы, родителям советуется ненастойчиво и мягко расспросить малыша. Чем дети в его классе занимаются на переменках? Участвует ли в этих занятиях ваш ребенок? Если нет, то почему?

Следующим шагом должен стать разговор с классным руководителем вашего ребенка. Хороший классный руководитель наверняка и сам заметит и постарается решить подобную проблему внутри классного коллектива. Но и вежливая просьба родителей присмотреть за «новеньким» ребенком не навредит: в одном классе сейчас собирается до 35 учеников, и учителю подчас бывает сложно уследить за каждым из них. Классный руководитель может решить эту проблему на уровне класса: например, пересадить ребенка за одну парту с таким же застенчивым учеником, тем самым побуждая их к общению.

В уже сложившемся коллективе ребенок полностью выпадает из социальных взаимодействий класса. Эта ситуация проистекает из предыдущей. Ребенок чем-то резко отличается от остальных детей: у него взрывной темперамент, неблагополучные родители, он как-то иначе одет, «не той» национальности или вероисповедания – а потому ему нет места в этом классе. Разговаривать с ним не желают даже самые дружелюбные из ребят, одноклассники смеются над ним, даже травят, иногда просто игнорируют. Происходит такое в случае, если родители совершенно не занимаются ребенком и никак не участвуют в школьной жизни, а класс, к тому же, подобрался достаточно сложный, и педагог не может с ним управиться.

В такой ситуации выход, пожалуй, только один – как можно скорее перевести ребенка в другой класс, а если позволяет место жительства – в другую школу, и на новом месте постараться вписать ребенка в школьный коллектив.

Подводя итоги, можно дать родителям универсальный совет: говорите со своим ребенком! Говорите как можно чаще, не игнорируйте его просьбы, научитесь слушать и слышать его, угадывать причины его настроения. И когда Вы научитесь быть своему ребенку не просто родителем, но и другом, тогда поймете, что все проблемы, в том числе и такие, решаются достаточно легко. Остается лишь пожелать Вам удачи в этом кропотливом деле.

Эксперт: Александра Игоревна Васильева, руководитель кафедры «Русская словесность» образовательного центра «Аристотель».

Особенно остро одиночество ощущается в подростковом возрасте. Взрослеющий человек начинает все более критично относиться к себе и к другим, его ожидания и требования изменяются. И проблема: "У меня нет друга" становится все болезненнее. Как помочь подростку справиться с чувством одиночества?

Какие слова найти?

Если ваш сын или дочь говорит: для него или нее это означает "мне плохо". Постарайтесь быть как можно внимательнее к ребенку в этот период. Говорите с ним как можно больше, только не поучайте, а постарайтесь понять. Будьте искренни, делитесь своими мыслями и переживаниями, воспоминаниями о том, как вы росли, что было важно для вас тогда. Увы, гораздо чаще подросток не признается в своих проблемах, а предпочитает все носить в себе. Но тем не менее, определенные сигналы есть. Умный родитель или учитель заметит их и постарается помочь.

В первую очередь категорически избегайте критики! Помните о том, что любые замечания потому воспринимаются в штыки, что они ранят и без того чувствительную неокрепшую душу. У подростка очень шаткая самооценка, он только ищет себя и свое место в этом мире. Поэтому если на слова: "У меня нет друга" вы отреагируете критикой ("Его нет, потому что ты недостаточно.... умен, хорош, красив, добр, стараешься") и тому подобными текстами - будьте уверены, контакт с ребенком вы

потеряете навсегда. Не думайте, что ваши замечания помогут ему исправить недостатки, что он станет лучше. Это одно из самых больших заблуждений родителей. Наоборот, хвалите подростка как можно чаще, вселяйте в него уверенность в его привлекательности и способностях. В поисках одобрения и признания дети все чаще уходят в виртуальную реальность, в общение с теми, кто так же одинок и несчастен. Не получая похвал и понимания в семье и школе, они начинают искать их в различных компаниях, далеко не всегда надежных и по-доброму настроенных.

Кроме того, помните и о том, с какой порой завистью юные существа смотрят на тех сверстников, которые им кажутся более взрослыми, успешными, красивыми. Для девушки мысль "У меня нет друга" часто тесно связана с примером подруг, у которых давно есть парни. Именно в подростковом возрасте так хочется быть не хуже других, быть привлекательным и вызывать восхищение. В этом нет ничего зазорного - это нормальный процесс самоутверждения и становления личности.

Важно для подростка и то, какой друг человек, умеет ли он принимать его настоящим, не пытаться изменить.

По мере взросления меняется стиль общения. Если вы по своей природе застенчивы, недавно перешли в новую школу или просто хотите научиться общаться с другими, вам необходимо приобрести несколько важных навыков. Прежде всего, выберите подходящих друзей. Когда вы найдете людей, с которыми бы хотели построить дружеские отношения, попробуйте сблизиться с ними и развить близкие дружеские отношения.

Шаги

Часть 1

Определите потенциальных друзей
  1. Обратите внимание на одноклассников. Возможно, вам совсем не нравится урок математики. Однако именно этот урок может стать отличным временем для построения дружеских отношений. Главным преимуществом подросткового возраста является то, что вы ходите в школу наряду с большим количеством потенциальных друзей. Как правило, в одном классе учатся дети одинаковой возрастной группы, поэтому вам не составит труда найти людей с похожими интересами. Посмотрите вокруг себя и определите людей, которые выглядят дружелюбно.

    • Попробуйте создать исследовательскую группу. Проводя исследования и делая заметки, скорее всего, вы обнаружите, что у вас много общего с людьми, с которыми вы занимаетесь общим делом.
  2. Найдите подростков в своем районе. Вашими друзьями могут быть не только ваши одноклассники. Обращайте внимание на подростков, которые живут в вашем районе. Проводите время в тех места, где часто бывают многие подростки (например, в бассейне). Кроме того, если в вашем районе есть волонтерские группы, в которых участвуют подростки, вы можете присоединиться к одной из них. Посещайте места, где собирается много подростков. Вы можете даже подрабатывать в таких местах.

    • Например, если вы найдете работу в кинотеатре, вы, вероятно, встретите немало подростков, которые приходят смотреть фильмы. Еще одним вариантом является работа спасателем в бассейне.
  3. Принимайте участие во внеклассных мероприятиях. Во многих школах проводятся различные мероприятия для учащихся. Выберите занятие, которое нравится вам. Скорее всего, вы сможете познакомиться с подростками, у которых схожие интересы.

    • Если вы интересуетесь музыкой, вы можете присоединиться к хору или стать участником музыкальной группы. Если вам нравится бегать, попробуйте присоединиться к команде бегунов. Благодаря этому у вас появится возможность найти друзей.
  4. Посещайте клубы и мероприятия, проводимые в вашем районе. Иногда для подростков проводятся интересные мероприятия. Воспользуйтесь случаем, чтобы подружиться с новыми людьми. Последуйте этому совету во время каникул, и вы получите положительный результат.

    • Например, если в вашем районе действует клуб, соответствующий вашим интересам, подумайте о том, чтобы присоединиться к нему и найти новых друзей.

Часть 3

Укрепите дружбу
  1. Проводите время с друзьями. Чтобы узы дружбы крепли, проводите время с друзьями. Познакомившись с человеком, сделайте все возможное со своей стороны, чтобы ваши отношения переросли в дружеские. Регулярно проводите время с человеком и общайтесь с ним.

    • Например, можно взять за привычку ужинать с друзьями каждую субботу в кафе или ресторане.
  2. Будьте хорошим слушателем. Дружба - это улица с двусторонним движением. Если вы хотите иметь крепкие дружеские отношения, будьте активным слушателем . Это означает, что вы должны сохранять зрительный контакт во время разговора, а также показывать человеку, что вы его слушаете (например, кивая головой). Кроме того, не перебивайте своего собеседника.

    • Например, если ваш друг рассказывает вам о том, что произошло с ним в школе, внимательно его слушайте. Отложите свой телефон в сторону.

Как помочь ребёнку в этой ситуации?

1. Психологически поддержите ребёнка. Поощряйте ребёнка говорить о своих переживаниях, внимательно слушайте его, не оценивайте, не давайте советов. Постарайтесь общаться с подростком по-дружески (т.к. подростковый возраст характеризуется тем, что родители теряют свой авторитет, а мнение сверстников становится более значимым). Выражайте своё сочувствие и понимание, озвучьте чувства ребёнка (например, «Я понимаю, как тебе обидно», «Тебе хочется, чтобы ребята дружили с тобой» и т.д.). Проявляйте своё внимание и неравнодушие. В то же время, не показывайте своей излишней обеспокоенности проблемой ребёнка, чтобы не усугублять ситуацию. Говорить с ребёнком о проблеме начинайте тогда, когда видите, что он к этому готов, когда он сам затрагивает эту тему (не используйте слово «проблема»).

2. Постарайтесь понять причины отвержения ребёнка сверстниками. С помощью наблюдения за ребёнком, беседы с учителями, со школьным психологом и с самим ребёнком можно выяснить, что именно мешает ему находить друзей и успешно общаться со сверстниками. Это может быть:

Низкая самооценка, неуверенность в себе, застенчивость. Застенчивость, скромность – это, в общем-то, положительные черты характера. Скромные люди у многих вызывают уважение и симпатию, с ними приятно общаться. Но всё хорошо в меру. Плохо, когда эти черты мешают человеку строить взаимоотношения с другими людьми. Слишком скромный и застенчивый человек испытывает большие трудности в общении, ему трудно адаптироваться в новой обстановке. Застенчивые подростки боятся неудач в общении и часто сами отказываются участвовать в совместных играх, каких-то общественных делах. Они закрыты для общения.

Ребёнок с низкой самооценкой считает себя недостойным внимания и уважения, ведёт себя соответствующе. Считая себя недостаточно хорошим, умным, красивым, он вызывает такое же отношение сверстников к себе и не пользуется популярностью, не вызывает интереса и желания с ним общаться.

Неуверенность проявляется в постоянных сомнениях и нерешительности ребёнка. Неуверенный в себе ребёнок редко проявляет активность, не делает первых шагов к взаимодействию с другими детьми. На инициативу сверстников ему тоже трудно откликнуться.

Агрессивность, неумение общаться и налаживать контакт.

Ребёнок, который ведёт себя агрессивно по отношению к другим детям, вряд ли вызовет у них симпатию. Дети постараются держаться подальше от того, кто может причинить им какой-либо вред. Испытывая трудности в установлении контакта, ребёнок не знает как привлечь к себе внимание, как отреагировать на какие-либо действия и слова, и ведёт себя агрессивно и неадекватно, т.к. не умеет реагировать по-другому. Это может быть результатом авторитарного стиля воспитания родителями, из-за чего ребёнок становится озлобленным; либо наоборот вседозволенность приводит к формироованию эгоизма.

Особенности внешности, манеры одеваться, несоблюдение личной гигиены.

Подростки особенное значение придают внешнему виду. И если фигура или лицо человека кажутся им непривлекательными, то они не стараются оценить положительные качества его личности, не проявляют к этому человеку интереса. Подростки своих сверстников «встречают и судят по одёжке». Они обращают внимание, на сколько модно и опрятно одет человек.

Загруженность ребёнка учёбой и дополнительными занятиями.

Ребёнку может просто не хватать времени для каких-либо совместных занятий с друзьями. Открытый, дружелюбный подросток может испытывать дефицит общения из-за слишком плотного графика. Конечно, необходимо достаточно внимания уделять образованию, но простое человеческое общение не менее важно для развития личности, чем обучение. В дружбе у ребёнка развиваются такие качества характера, как верность, умение сопереживать, дипломатические навыки и т.д. Ребёнку легче адаптироваться к новым условиям и вообще переносить разные жизненные невзгоды с поддержкой друга.

3. Измените своё поведение, измените свой стиль общения с ребёнком.

Воспитание влияет на успешность ребёнка в общении. Не только врождённые качества характера определяют то, насколько общительным станет ребёнок, но и то, что он видит в своей семье – как члены семьи общаются между собой и с посторонними людьми, насколько они открыты общению, доверяют ли незнакомым людям, идут ли с ними на контакт. Ребёнок учится на примере своих родителей способам взаимодействия с окружающими. Если вы доброжелательны с окружающими, общительны, ребёнок видит, что вы легко заводите новые знакомства, гостеприимны, и вообще открыты общению, то и он станет вести себя так же. Если вы сами агрессивно, с недоверием относитесь к малознакомым людям, часто критикуете, обсуждаете кого-то, то ребёнок перенимает такой стиль поведения, учится осуждать и критиковать, у него формируется негативное отношение к другим людям. Ребёнок учится видеть в людях только отрицательные качества, подозревать.

Если вы часто критикуете и осуждаете ребёнка, то негативное отношение у него формируется к самому себе. Это сильно мешает общению, т.к. ребёнок считает себя просто недостойным внимания окружающих. Слыша постоянные замечания в свой адрес, ребёнок делает вывод, что он ничего из себя не представляет и не будет интересен окружающим, боится проявить инициативу в общении, боится быть отвергнутым. Не делайте замечаний подростку при других; не требуйте от других детей, чтобы они приняли его, этим вы только роняете авторитет ребёнка. Чаще хвалите ребёнка, обращайте внимание на его сильные стороны. Всячески поддерживайте веру ребёнка в собственные силы.

4. Поощряйте ребёнка постоянно тренировать свои коммуникативные навыки.

Создавайте как можно больше таких ситуаций, в которых ребёнку придётся общаться с другими детьми. Хорошо, если ребёнок занимается в кружке или спортивной секции, где он может найти друзей по интересам. Поддерживайте его всякий раз, когда он проявляет инициативу в общении и ведёт себя дружелюбно и открыто.

5. Помогите ребёнку взять на себя ответственность за свои успехи/неуспехи в общении.

Нужно помочь ребёнку понять, что отношение сверстников к нему зависит от того как он сам к ним относится, как себя ведёт. В этом вам может помочь психолог. Вы можете предложить ребёнку посетить тренинги общения.

Если у подростка нет друзей, сверстники не принимают его, значит у него есть какие–то психологические проблемы. И от неудач, от отвержения сверстников проблемы только усугубляются. Чтобы ребёнок был успешным, нужно, чтобы он был счастливым, ведь недаром говорят: «Пока ты будешь счастлив, у тебя будет много друзей». Дарите ребёнку как можно больше положительных впечатлений – путешествия, праздники, маленькие сюрпризы в будние дни. «Подружитесь» со своим подростком, станьте для него тем человеком, к которому он всегда сможет обратиться за советом и помощью.

Быковская Н.Ю., заведующий Центром по работе с родителями БОУ ДПО «ИРООО».

© 2021 nywishes.ru - Поздравления с праздниками на все случаи жизни