Мария Уварова
Закаливание детей раннего возраста в ДОУ
Воздушные ванны
В отсутствии детей организуем сквозное проветривание групповой комнаты и спальни в соответствии с установленным графиком;
В присутствии детей организуем угловое проветривание групповой комнаты и спальни. При этом строго следим за тем, чтобы дети не находились в непосредственной близости к открытому окну;
Тщательно следим за тем, чтобы дети на протяжении всего дня находились в облегчённой одежде (при температуре воздуха не ниже 18-20? С) ;
Проводим утреннюю гимнастику в хорошо проветренной группе и в соответствующей одежде (х/б носки, облегчённая одежда) ;
Организуем дневной сон без маек, если температура в спальне составляет 18? С и выше. Температура под одеялом достигает 38-39? С. проснувшись, ребёнок получает контрастную ванну с разницей в 18-20? С. Это отличный тренинг для терморегуляционного аппарата;
В течение дня неоднократно предлагаем детям походить босиком по покрытому и непокрытому полу.
Водные процедуры
Организуем ходьбу босиком по мокрой солевой дорожке, ребристой доске после дневного сна;
Обучаем детей обширному умыванию прохладной водой : мытьё рук до локтя, растирание мокрой ладошкой груди и шеи. По окончании водной процедуры каждый ребёнок самостоятельно вытирается махровой салфеткой или полотенцем;
Организуем полоскание рта и горла водой после каждого приёма пищи, постепенно снижая температуру воды на 1? С, доводя до 18? С.
Организация сна детей
Проветриваем спальню перед сном детей не менее получаса ;
Организуем одевание и раздевание детей только в групповой комнате (помним про контрастную ванну) ;
Через 15 минут после того, как засыпает последний ребёнок, открываем форточку. За 30 минут до пробуждения закрываем её;
Следим за соблюдением тишины со стороны персонала во время сна детей ;
Подъём организуем по мере пробуждения детей .
Организация детей на прогулку
Воспитатель первой выводит подгруппу детей , которые оделись быстрее, т. о. предупреждаем перегревание детского организма. Другую подгруппу на прогулку сопровождает помощник воспитателя;
Следим за тем, чтобы дети были одеты по погоде. В случае потепления убеждаем детей надеть меньше одежды;
Организуем прогулки при температуре воздуха не ниже 20? С в безветренную и сухую погоду, регулируя время пребывания детей на воздухе ;
Во избежании переохлаждения обязательно организуем двигательную деятельность : подвижные, спортивные, народные игры, общеразвивающие упражнения, а также два раза в неделю проводим занятия по физической культуре на воздухе.
Публикации по теме:
Развитие мелкой моторики рук у детей раннего возраста в ДОУ Развитие мелкой моторики тесно взаимосвязано с развитием речи в раннем возрасте. Это объясняется тем, что участки мозга, отвечающие за развитие.
Консультация «Закаливание детей в условиях ДОУ» 1. Отображение закаливающих мероприятий в действующей программе. В программе предусмотрены следующие закаливающие процедуры: оздоровительные.
Адаптация детей раннего возраста в ДОУ Адаптация детей раннего возраста в ДОУ. Адаптация (от латинского adaption-приспособление) рассматривается как всеобщее свойство живой материи,.
Адаптация детей раннего возраста к условиям ДОУ Начало учебного года - трудная пора для детей раннего возраста, так как это период адаптации к новым для них условиям. Малыши тяжело переносят.
Консультация для родителей «Закаливание детей раннего возраста» Рекомендация для родителей по закаливанию детей раннего дошкольного возраста Цель: Повышение компетентности родителей в вопросах укрепления.
Проект «Адаптация детей раннего возраста к условиям ДОУ» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад «Колосок» Проект Адаптации детей раннего возраста.
Презентация к проекту «Адаптация детей раннего возраста к условиям ДОУ» Актуальность проекта: период адаптации является очень важным для детей, вновь поступающих в детский сад. В связи с этим реализация проекта,.
«Если хочешь быть здоров — закаляйся!» — эти слова стали девизом нескольких поколений не просто так. Учеными давно доказано, что закаливание способно улучшить состояние организма и повысить работу иммунной системы, так как оно приспосабливает тело к резким изменениям окружающей среды и неблагоприятным условиям. Приспосабливать организм, конечно, нужно постепенно, а не бросаться сразу же в снежный сугроб, надеясь на улучшение здоровья. Лучше всего начинать закаляться с самого детства, чтобы с ранних лет организм человека не боялся перемен погоды.
Стоит сразу определить, что закаливать можно детей с любого возраста и даже с ослабленным здоровьем, только аккуратно и в последнем случае начинать процедуры только тогда, когда ребенок будет здоров. Единственным противопоказанием являются острые лихорадочные заболевания. И конечно, необходимо отметить, что для маленьких детей закаливание не означает обтирание снегом или обливание ледяной водой на морозе. Это едва заметное и систематическое, причем совершенно привычное для нас, изменение в температуре воздуха или воды, пребывание на солнце и купание в естественных водоемах, с дальнейшим увеличением по времени и воздействию внешних раздражителей на ребенка. Помните, что немаловажно не только следовать всем правилам, но и создавать позитивный настрой у ребенка, чтобы закаливание не было похоже на наказание, а скорее на приятное и полезное совместное времяпрепровождение.
В первый месяц жизни закаливать ребенка можно так называемыми воздушными ваннами. Они представляют собой очень простое действие: перед кормлениями младенца пару минут можно подержать голышом в комнате, в которой температура будет около 22-24°С. Такие ванны малыш может принимать ежедневно, буквально сразу же после выписки из роддома. Летом с новорожденным можно гулять на улице почти сразу после выписки из роддома. Не стоит этого делать только в том случае, если младенец весит меньше 2500 грамм. Сначала гулять можно по полчаса в день, а потом уже – по 6 или даже 8 часов, ведь свежий воздух очень нужен растущему организму. Зимой время прогулки, конечно, должно значительно сократиться: сначала 5-10 минут, а потом – максимум 2 часа в сутки. Кстати, сон на свежем воздухе считается самым оздоровительным и полезным. При этом обязательно учитывайте то, что температура воздуха для такого закаливания должна быть не ниже 10°С мороза, и одежда должна быть подходящая, чтобы у младенца не случилось переохлаждения.
После того, как малышу исполняется один месяц, его организм становится крепче, а значит, закаливание можно постепенно усилить, например, воздушные ванны могут длиться дольше (до 15 минут) и температура воздуха может снизиться на 1-2 °C.
Когда ребенку исполнится полгода, температуру воды во время купания можно снижать до 36°С, а после двадцатиминутного купания можно облить его водой, температура которой будет на пару градусов ниже той, в которой он только что купался, то есть примерно 34°С.
Купаться в открытых водоемах ребенку можно только после того, как ему исполнится год. И время, проведенное в воде должно увеличиваться постепенно, начиная с одной-двух минут, при температуре воды не ниже 21°С. При этом не стоит тащить ребенка в реку насильно – он должен сам захотеть войти в воду. В этом возрасте можно начать приучать ребенка к солнечным ваннам, но обязательно с использованием защитного крема и в безопасное время (с 9:00 до 12:00 и с 16:00 до 18:00).
Приучать ребенка к солнечным лучам стоит при температуре воздуха +20-30°С (но ни в коем случае не выше), начиная с 5 и заканчивая 40 минутами. Больше этого времени находиться под открытым солнечным светом ребенку нельзя. При малейших покраснениях прекращайте процедуру на несколько дней.
При соблюдении этих правил в младенчестве и продолжении грамотного закаливания на протяжении всей жизни ваш ребенок вырастет здоровым человеком и не будет бояться ни стужи, ни жары.
Надежда Жукова
Закаливание детей раннего возраста (первая младшая группа)
Закаливание детей раннего возраста
1младшая группа «Карамельки»
(консультация для родителей)
Сильный, но не закаленный человек
подобен крепости с толстыми высокими
стенами, в которой забыли поставить ворота»- гласит народная мудрость.
Мы никогда не найдем путь в страну Здоровья, если не будем закалять свой организм. Закаливание - прекрасное и доступное средство профилактики заболеваний и укрепления здоровья. Оно является важным звеном в системе физического воспитания детей, обеспечивая тренировку защитных сил организма, повышение его устойчивости к воздействию постоянно изменяющихся условий внешней среды. Закаливание не лечит, а предупреждает болезнь, и в этом его важнейшая профилактическая роль. Закаленный человек легко переносит не только жару и холод, но и резкие перемены внешней температуры, которые способны ослабить защитные силы организма.
Противопоказания к закаливанию
Абсолютных противопоказаний к закаливанию нет. Каждый человек должен закаляться всю жизнь. Важно только правильно дозировать, особенно в начальном периоде, закаливающие процедуры.
В своей группе мы планируем использовать такие нетрадиционные виды закаливания как:
1. Хождение босиком
Технически самый простой нетрадиционный метод закаливания, одновременно является хорошим средством укрепления свода стопы и связок. Начинаем хождение босиком по 3-4 минуты. Время процедуры увеличиваем ежедневно на 1 минуту и доводим до 20-25 минут. Процедура очень физиологична и хорошо переносится детьми любого возраста. Поэтому мы проводим её с раннего возраста.
2. Закаливание рук (игры с водой по плану воспитательной работы).
У водных процедур есть одна особенность. Они, как правило, оказывают на человека и механическое воздействие. Более сильное действие по сравнению с воздухом вода оказывает за счет растворенных в ней минеральных солей, газов и жидкостей. Игры с водой - одни из любимых детских забав и неудивительно, ведь игры с водой полезны не только для развития тактильных ощущений и для мелкой моторики. Вода развивает различные рецепторы, успокаивает, дарит положительные эмоции. А что может быть лучше, чем счастливое лицо ребенка! И уже неважно то, что у вас вокруг лужи. Начальная температура воды-37-36 С. Постепенно температуру воды снижают на 1 С каждые 2-3 дня, доводя ее до 22 – 20 С. Детей после болезни начинают закалять с начальной температуры.
Предлагаем Вам перечень игр с водой, которые мы используем для закаливания рук.
Водопад
Для этой игры Вам пригодятся любые игрушки, с помощью которых можно переливать воду: лейка, маленькая мисочка, небольшой кувшинчик или простой пластиковый стакан. Малыш набирает воду в емкость и, выливая ее, создает шумный водопад с брызгами. Подставляйте под струю ладошку ребенка" изучайте падение воды, разбрызгивайте ее. Обратите внимание ребенка, что чем выше водопад, тем громче он шумит».
Вода принимает форму
Для этой игры понадобятся: надувной шарик, резиновая перчатка, целлофановый мешочек, пластиковый стакан. Малыш наполняет шарик, перчатку или мешочек водой с помощью пластикового стакана. Взрослым стоит обратить его внимание на то, что вода принимает форму того предмета, в который ее налили.
Игра с мылом
Маленький кусок мыла отпускается на дно тазика. Малыш должен поймать его при помощи резиновых ложек или собственных ладошек.
Тонет - не тонет
Возьмите предметы из разных материалов: металл, дерево, пластмасса, резина, ткань, бумага, мочалка. Опуская по очереди различные предметы, ребенок наблюдает, погружаются ли они в воду и что с ними происходит.
Маленький рыбак
Мелкие предметы бросают в тазик. Это будут рыбки. Малышу выдается «удочка» - половник с длинной ручкой, которой он будет вылавливать рыбок. Можно также половить рыбок двумя ложками.
Лейся, лейся
Для этой забавы нужна воронка, пластиковый стакан и различные пластиковые емкости с узким горлышком. С помощью стакана малыш наливает воду в бутылки через воронку. Можно просто лить воду через воронку, высоко подняв ее.
Выжми мочалку
Взрослый дает ребенку губку и просит наполнить водой миску, которую он держит в руках. Но сделать это надо только с помощью губки, набирая воду и отжимая потом в миску.
Сквозь сито
Пусть малыш льет воду из стакана в сито. Объясните ему, почему вода утекает. В игре ребенок познает назначение предметов и свойства вещества.
Закаливающие мероприятия в младшей группе
1 Сквозное проветривание в отсутствии детей 3 раза в день
2 Кварцевание 3 раза в день
3 Утренняя гимнастика в проветренном помещении 8:10-8:20
4 Физкультурные занятия 3 раза в неделю
5 Умывание прохладной водой В режимных моментах
6 Проветривание группы перед занятием 2 раза в день
7 Прогулка на свежем воздухе 2 раза в день
8 Дыхательная гимнастика 2 раза в день
9 Гимнастика в постели 15:00
10 Ходьба по «дорожкам здоровья» (коврик с шипами, ребристая доска, пуговичный коврик, по полу босиком для профилактики плоскостопия) Перед дневным
сном и после
11 Ходьба босиком по песку, обливание ног, воздушные ванны. В летний период
12 Фитонциды (лук, чесночные киндеры) Во время эпидемии гриппа
Контроль эффективности закаливания осуществляется по следующим показателям:
1. Снижение возбудимости, быстрое засыпание, глубокий сон.
2. Желание детей выполнять закаливающие процедуры, положительный эмоциональный настрой во время их проведения.
3. Совершенствование вегето-сосудистой реакции у детей- повышение кожной температуры кистей рук (теплые руки в течении дня).
4. Комплексная оценка здоровья детей и перераспределение по группам здоровья.
5. Динамика заболеваемости у детей:
Уменьшение числа часто болеющих детей
Число случаев заболеваний ОРЗ на одного ребенка
Сокращение длительности одного заболевания (в днях)
Число дней, пропущенных одним ребенком по болезни за год.
Подготовил воспитатель 1 младшей группы
Жукова Н. А.
Публикации по теме:
«Маму поздравляют малыши». Сценарий праздника к 8 Марта (группа детей раннего возраста) Сценарий праздника 8 марта "Маму поздравляют малыши. " (группа детей раннего возраста). Под звуки веселой музыки дети входят в зал и садятся.
"В гостях у Карамельки"- фотоотчёт новогоднего праздника. Цель: вызвать у детей положительные эмоции, создать весёлое, праздничное настроение.
Конспект педагогического мероприятия с детьми старшего дошкольного возраста Тема: «Магазин Карамельки» Образовательная область: «Социально-коммуникативное развитие». Интеграция образовательных областей: «Социально-коммуникативное развитие»;.
Консультация для родителей «Закаливание детей дошкольного возраста» Как вырастить своего ребенка здоровым и крепким? Как защитить его от болезней?Такие вопросы беспокоят каждую маму и каждого папу. Почему.
Консультация для родителей «Закаливание детей раннего возраста» Неблагоприятные факторы такие, как высокая заболеваемость, неблагоприятные экологические условия, сложная социальная ситуация и многие другие.
Закаливание — это комплекс оздоровительных процедур, направленных на повышение устойчивости организма к неблагоприятным условиям среды путём тренировки терморегуляционных механизмов.
Что даёт закаливание
Закаливание укрепляет организм таким образом, что при возникновении переохлаждения, перегревания и контактов с инфекциями он «включает» резерв защиты и успешно противостоит развитию заболевания. Начинать закаливание детей первого года жизни можно уже с самого рождения. Здоровый ребёнок уже обладает врождённой способностью к адаптации к условиям среды. Родителям необходимо всего лишь не допустить отключения этих врождённых механизмов.
Обычно так и происходит, когда для новорождённого создаются неестественные «тепличные» условия жизни. В детском возрасте тренировка терморегуляции подготавливает базу для физического и психического развития ребёнка.
Необходимые условия
Закаливание стоит начинать при выполнении следующих условий:
- ребёнок должен быть абсолютно здоров;
- у него должно быть положительное эмоциональное отношение к процедурам;
- начинать закаливание лучше в тёплое время года;
- нельзя форсировать события — следует начинать тренировки со слабых или нейтральных воздействий;
- закаливание следует проводить систематически.
Ошибочные мнения о закаливании
Считается, что закалённый ребёнок никогда не болеет простудными заболеваниями. Это не так — тренировка не защитит организм растущий от вирусных инфекций, но сделает течение болезни более лёгким и краткосрочным. Вероятность развития осложнений у закалённого малыша гораздо ниже.
Считается, что закаливание — это разовые процедуры по воспитанию у детей устойчивости к холодной воде или сквознякам. Это ещё одна ошибка — закаливание есть регулярный, каждодневный и постепенный процесс, в котором нет места экстремальности. Обливание холодной водой и открытые форточки — далеко не единственные и не самые научные методы закаливания.
Первые месяцы жизни
Закаливание грудных детей следует начинать с воздушных ванн. Их нужно проводить с первых дней новорождённого. Во время переодевания младенца его нужно несколько минут держать голым — при условии, конечно, что температура воздуха в помещении не ниже 23 градусов.
Организм младенца нуждается в большом количестве кислорода, поэтому в тёплое время года следует ежедневно прогуливаться с ребёнком на свежем воздухе. Продолжительность прогулок — 20-40 минут в первые месяцы жизни, затем можно увеличивать время пребывания на воздухе до нескольких часов. Зимой, при температуре не ниже -10, прогулки начинаются с 5-10 минут, в дальнейшем гулять можно по 1,5-2 часа.
При этом не забывайте о регулярном проветривании помещений. Проветривания с помощью форточек целесообразно проводить в присутствии младенца, сквозные — лучше делать без малыша.
Обращаете внимание на одежду младенца. Летом она должна быть защитой от перегрева, зимой — от переохлаждения. Лучший материал для детской одежды — хлопчатобумажная ткань, которая помогает коже младенца дышать. Не нужно укутывать новорождённого в несколько слоёв одежды для «надёжности». Помните, в большинстве случаев дети простужаются не от того, что переохлаждаются, а от того, что излишне потеют. При температуре воздуха 23 градуса и выше одежда должна быть однослойной.
Хорошо влияет на организм новорождённого сон на свежем воздухе. Это не только закаливает, но и укрепляюще действует на нервную систему. Летом младенцу полезно спать вне дома, необходимо лишь оградить его действия прямых ультрафиолетовых лучей и ветра.
Возраст до года
Продолжая практиковать воздушные ванны, следует увеличивать их продолжительность. В этом возрасте основным закаливающим механизмом выступают водные процедуры. Купание доставляет малышам положительные эмоции, и это обстоятельство идёт на пользу укреплению терморегуляционных навык организма. Продолжительность водных процедур -10-15 мин. в возрасте до полугода, и 20-25 мин. после этого возраста. Температура воды для купания должна быть 36-37 градусов, т.е. примерно соответствовать температуре тела. После купания применяют обливания ребёнка водой температурой на пару градусов ниже.
Купать детей до 1 года в открытых водоёмах не рекомендуется, но можно использовать надувные бассейны, где температуру и глубину воды можно регулировать.
Помните, что кожные покровы ребёнка содержат ещё недостаточное количества меланина, поэтому пребывание детей до 1 года под прямыми солнечными лучами следует строго ограничивать. Чтобы получить достаточное количество ультрафиолета, прекрасно подойдёт рассеянный свет в облачную и пасмурную погоду.
Возраст от года до 3 лет
Если тренировка терморегуляции ребёнка проводилось с самого рождения, то в этом возрасте можно переходить к более контрастным методам воздействия. Применяйте обтирания температурой 25-26 градусов и используйте душ, который помимо температурного обеспечивает ещё и массажное воздействие на кожу. С полутора лет можно разрешать ребёнку купание в открытых водоёмах. Начинать можно с пары минут, после которых лучше сделать перерыв на 15 мин., а затем снова пустить ребёнка в воду. Очень важно, чтобы малыш вошёл в водоём сам — не стоит заставлять его насильно.
В этом возрасте уже можно принимать солнечные ванны, начиная с 5-10 минут и постепенно увеличивая пребывание на солнце до 30-40. Лучше делать это до полудня. Не забывайте предохранять голову ребёнка от перегрева панамкой или кепкой из светлой ткани. Нужно постоянно следить за состоянием кожи загорающего — при её покраснении следует тут же прекратить процедуры и воздержаться от них на 1-2 дня.
Нетрадиционные методы
Любые процедуры, в основе которых лежит контакт тела со снегом, холодной водой или воздухом отрицательной температуры относят к нетрадиционным (контрастным) методам закаливания. Большинство врачей считает такие способы закаливания нецелесообразными в раннем возрасте. С осторожностью также следует проводить такие процедуры как контрастное обтирание и контрастные ванны для ног. Не рекомендуется водить ребёнка до трёх лет в сауну или русскую парную и купать в проруби.
О хождении босиком
Дети сами по себе любят бегать в помещениях босыми, и родителям не нужно препятствовать этому. С первых месяцев жизни хождение ребёнка босиком нужно поощрять. Дело в том, что ступни человека естественным образом приспособлены к терморегуляции. Если малыш чувствует холод, то кровеносные сосуды ног обеспечивают достаточный приток крови к ступням, не допуская переохлаждения. Природой предусмотрено хождение человека босым по холодной поверхности. Если вы проводите летние дни на даче или в чистых парках, позвольте ребёнку побыть свободными от обуви — пусть он бегает босиком по траве, сколько хочет. Однако, сидеть на холодном полу и земле голой попой детям нельзя. Это может привести к простуде почек и половых органов.
Локальное закаливание
Горло, подверженное частым простудам — больной вопрос для тысяч родителей. Параллельно с общим закаливанием организма не лишним будет проводить отдельные тренировки для ротовой полости и верхних дыхательных путей. Для этого здоровым детям можно три раза в день давать по ложке мороженного или кусочку замороженного сока. Перед тем, как проглотить мороженное, его следует подержать во рту. Холод, попадающий таким образом в рот — лучшее средство для профилактики инфекций верхних дыхательных путей. Это активизирует кровообращение и пробуждает к действию защитные механизмы горла.
Закаливание и посещение детских учреждений
Закаливание детей в раннем возрасте должно охватывать все стороны их жизни. Будет неверным, если дома ребёнок находится в одних условиях, а придя в детский сад, попадает в «тепличную» среду с подогретым полом, отсутствием прогулок при малейшей непогоде, осторожным отношением к проветриванию. Следует свести к минимуму все препятствующие закаливанию вашего ребёнка факторы. Не одевайте его в сад слишком тепло, попросите воспитателя не закутывать ребёнка в многослойные «доспехи» перед выходом на прогулку и не укрывать во время сна слишком тёплыми одеялами.
Известный факт: в детском саду ребенок встречается со многими штаммами вирусов. Адаптационный период индивидуален для каждого малыша. Не нужно пугаться, требуется время для выработки крепкого иммунитета.
Общие вопросы
Помните, что закаливание — это коррекция здорового образа жизни, и проводить его в отрыве от других аспектов физического воспитания нельзя. Помимо закаливания нужно учитывать и другие факторы, имеющие непосредственное влияние на здоровье, такие как
- правильное питание (аппетит является показателем энергозатрат, и если ребёнок не хочет есть, значит у него достаточно энергии на активность и поддержание нормальной температуры тела);
- постоянное движение (двигательная активность, которую лучше проявлять на свежем воздухе, тренирует механизмы терморегуляции не хуже обтираний и обливаний);
- чистота и прохлада в детской комнате;
- правильно подобранная одежда;
- положительные эмоции.
Закаливание не потребует от родителей соблюдения каких-то строгих многоступенчатых процедур. В этом деле следует руководствоваться законами природы и здравым смыслом. Если об этом помнить, то ваш малыш всегда будет здоровым и весёлым.
Закаливать ребенка раннего возраста – это выработать у него способность противостоять охлаждению. К сожалению, многие родители и даже некоторые медицинские работники считают, что маленьких детей надо не закаливать, а всячески оберегать от малейшего охлаждения. Это грубейшая ошибка. Тепличные условия не укрепляют здоровье малыша, а, наоборот, ослабляют его.
Скачать:
Предварительный просмотр:
«Закаливание ребенка раннего возраста»
Закаливать ребенка раннего возраста – это выработать у него способность противостоять охлаждению. К сожалению, многие родители и даже некоторые медицинские работники считают, что маленьких детей надо не закаливать, а всячески оберегать от малейшего охлаждения. Это грубейшая ошибка. Тепличные условия не укрепляют здоровье малыша, а, наоборот, ослабляют его.
Детей надо обязательно закаливать и как можно раньше, буквально с первых дней жизни. Только делать это надо не шаблонно, а с учетом возрастных особенностей и развития. Многочисленными наблюдениями доказано, что дети, закаленные с самого раннего возраста, очень редко болеют респираторными заболеваниями, воспалением легких.
Эффект от закаливания у детей раннего возраста может быть достигнут только при строгом соблюдении следующих основных правил: индивидуальный подход к ребенку, постепенность и систематичность закаливания, а также положительное отношение малыша к закаливающим процедурам.
Что же такое индивидуальный подход к ребенку? Это, прежде всего учет его возраста, характера, физического развития, состояния здоровья и условий жизни.
Нельзя начинать закаливание во время болезни или сразу же после выздоровления, когда организм еще не может вырабатывать защитные реакции.
Детям ослабленным, отстающим в развитии закаливающие процедуры проводят более осторожно.
Детей, которые все время росли в «тепличных» условиях, мало пользовались свежим воздухом, ходили дома в теплой одежде и обуви, оберегались от малейшего ветерка, закаливайте постепенно.
Нельзя начинать закаливать ребенка, который только что стал посещать детское учреждение (а это иногда делается по шаблону). В это время у малыша происходит резкая смена обстановки, его организм становится более чувствительным и может дать неправильную реакцию на любую закаливающую процедуру, если он ее не получал ранее.
По-разному следует подходить к детям с различными типами высшей нервной деятельности. Дети с сильным и уравновешенным типом центральной нервной системы обычно хорошо переносят обливание ног или всего тела прохладной водой, охотно принимают душ, бегают раздетыми. И эффект от закаливания у них наступает быстрее. Если в поведении ребенка преобладает возбуждение, то ему полезнее успокаивающие процедуры, а если торможение – то возбуждающие.
Закаливание должно быть систематическим. Только в этом случае оно будет действенным. Нельзя закаливать «про запас». Только при постоянном подкреплении и тренировке, в течение круглого года вы достигнете успеха.
Необходимо, чтобы закаливание прочно вошло в режим дня ребенка. Для этого используют прогулки, игры. Нужно приучать малыша не бояться холодной воды, ходить босиком. Не пугайтесь, если он голыми руками берет снег и лепет снежки. Закаливание можно продолжать даже при легких заболеваниях. Только в этом случае нужно посоветоваться с врачом.
Закаливающие процедуры могут быть разными в различные сезоны года. Летом – душ, общее обливание, воздушная ванна, зимой – обливание ног.
Успехов и здоровья полные кармашки Вам и вашим детям!
«Закаливание детей в домашних условиях»
Закаливание - это целая система мероприятий, направленных на повышение устойчивости организма к воздействию неблагоприятных метеорологических условий: холода, тепла, пониженного атмосферного давления.
Закаливание – это тренировка приспособительных возможностей организма с помощью естественных природных факторов: воды, воздуха, солнца. Закаливаться каким-либо одним фактором трудно. При закаливании на человека действуют различные факторы. Закаливаться можно не только солнцем, воздухом и водой, но и словом и даже пищей (закаливающие диеты, лекарственные травы и т. п.) Закаливание оказывает общеукрепляющее действие, улучшает кровообращение, повышает тонус нервной системы, нормализует обмен веществ. Организм ребенка получает возможность лучше приспособиться к меняющимся условиям и безболезненно переносить чрезмерное охлаждение, перегревание и другие неблагоприятные воздействия. При повторном и систематическом применении холодной воды происходит усиление образования тепла, повышается температура кожи, утолщается роговой слой, уменьшается интенсивность раздражения находящихся в них рецепторов. Все это повышает адаптацию организма ребенка к низкой температуре. Начинать закаливание можно с любого возраста. Но чем раньше, тем здоровее и устойчивее будет ребенок. Закаленные дети прекрасно выглядят, у них хороший аппетит, спокойный сон.
ПРАВИЛА ПРОВЕДЕНИЯ ЗАКАЛИВАЮЩИХ МЕРОПРИЯТИЙ
2. Постепенно наращивать интенсивность закаливающих мероприятий.
3. Систематичность - закаливание проводится во все времена года.
4. Необходимо учитывать индивидуальные особенности организма ребенка, его возраст, физическое развитие, состояние здоровья, перенесенные заболевания, особенности нервной системы.
5. Начинать закаливание можно в любое время года, но более предпочтительным является теплое время.
6. Закаливание следует проводить только при положительных эмоциональных реакциях ребенка. Не надо бояться, если при закаливании у ребенка возникнет парадоксальная реакция, вместо ожидаемого улучшения самочувствия отмечается его ухудшение. Это так проявляется его индивидуальная реакция. В данном случае надо перейти к более легким нагрузкам или другому способу закаливания.
Закаливающие мероприятия подразделяются на общие и специальные.
Общие проводятся на протяжении всей жизни и предусматривают правильный режим дня, рациональное питание, ежедневные прогулки на свежем воздухе, рациональную одежду. Регулярное проветривание в комнате, соответствующий возрасту температурный режим в помещении.
Специальные. К специальным закаливающим мероприятиям относятся строго дозированные воздействия ультрафиолетовым облучением. Гимнастические упражнения, массаж, воздушные и водные процедуры, плавание, бассейн.
ВИДЫ ЗАКАЛИВАНИЯ
Существуют следующие виды закаливания: воздухом. Водой. Солнцем. Для закаливания используются различные виды гимнастики, массажа, рефлексотерапия, баня, сауна и др.
ЗАКАЛИВАНИЕ ВОЗДУХОМ
Это наиболее доступный и действенный метод закаливания. Воздух - среда, постоянно окружающая человека. Закаливающее действие воздухом связано, прежде всего, с разницей температуры между ним и поверхностью тела ребенка. Закаливание воздухом начинается с первых дней жизни ребенка. Оно повышает потребление кислорода, способствует улучшению функционирования ЦНС, нормализации сна и аппетита. Закаливание воздухом включает в себя оптимальный температурный режим помещения, использование рациональной одежды, воздушные ванны, сон на свежем воздухе, повышение устойчивости к сквознякам.
Воздушные ванны в холодное время года проводятся в комнате (комнатные воздушные ванны), в теплое время года - на свежем воздухе. Продолжительность воздушной ванны увеличивается с 3-4 минут до 1 часа. Воздушные ванны проводятся через 1-1,5 часа после еды в местах, недоступных прямым солнечным лучам. Воздушные ванны дети дошкольного возраста проводят сначала в трусах и майках, носках и сандалиях. Через две недели старшим детям можно закаливаться только в трусах и сандалиях или босиком. После прогулки руки и ноги ребенка должны оставаться теплыми.
ЗАКАЛИВАНИЕ ВОДОЙ
Вода - общепризнанное средство закаливания. Из всех закаливающих методов закаливание водой является самым мощным и быстрым средством. Главная функция - укрепление тела -достигается холодными ваннами, купаниями. В последнее время все шире вводятся контрастные методы закаливания: контрастный душ, влажные обтирания. УМЫВАНИЕ. Новорожденных рекомендуют умывать настоями трав, обладающих антисептическим, противовоспалительным действием (ромашка, шалфей, календула, череда, мать-и-мачеха). Дети старше 3-х лет моются водопроводной водой, в которую травы добавляются лишь по необходимости в период дефицита витаминов, после простудных заболеваний).
ОБТИРАНИЕ СУХИМ ПОЛОТЕНЦЕМ проводится перед началом влажных обтираний, как предварительная процедура. Обтирание ребенка сухой рукавицей внимает психологическое напряжение, подготавливает ребенка к проведению влажных процедур, создает положительный эмоциональный настрой. Порядок обтирания: сначала обтирают верхние конечности от пальцев к плечу, затем ноги: от стопы к бедру, затем грудь, живот и спину. Длительность одной процедуры - 1-2 минуты.
ОБТИРАНИЕ ВЛАЖНЫМ ПОЛОТЕНЦЕМ - самое нежное из всех водных процедур. Общее влажное обтирание здоровым детям можно проводить, начиная с 3-месячного возраста. Ослабленным детям полезно начинать с сухих обтираний куском фланели. Через1-2 недели можно перейти к влажным обтираниям варежкой из мягкой ткани, смоченной водой. Обтирание лучше делать утром после сна. Сначала обтирают руки, затем ноги, грудь, живот, спину. Обтирание лучше делать утром после сна. Продолжительность процедуры 3-4 минуты. После обтирания мать растирает кожу ребенка сухим полотенцем до появления умеренного покраснения. Начальная температура воды для обтирания детей 3-4 лет составляет +32°С, 5-6 лет до +30°С, 6-7 лет +28°С. Через каждые 2 недели ее снижают на 1°С и доводят до +22°С летом и +25°С зимой для детей 3-4 лет, до +20°С и +24°С для детей 5-6 лет, до +18°С и +22°С для детей 6-7 лет. После окончания процедуры ребенок должен быть тепло одет.
КОНТРАСТНОЕ ОБТИРАНИЕ . Далее приступают к контрастному обтиранию. Смочив в прохладной воде шерстяную рукавицу, ее выжимают, чтобы не текла, и обтирают всю руку. Затем, смочив другую рукавицу горячей водой, также делают обтирание. После этого сухим полотенцем энергично растирают кожу до появления розовой окраски и ощущения тепла. Затем последовательно растирают вторую руку, грудь, спину, ноги. Общая продолжительность процедуры около 5 минут. При хорошей переносимости температурный контраст через 2-3 дня увеличивается на 1°С. В конце концов, можно приступить к обтиранию ледяной водой (+4 ... +6°С) и очень горячей (+ 40... 41°С). Еще более резкая тонизирующая и закаливающая процедура - контрастные обтирания с последующим обливанием холодной и горячей водой.
ОБЛИВАНИЕ - водная процедура, при котором подвергаются воздействию воды отдельные участки тела или все тело. Эффект его выше чем при обтирании. Выделяют местное обливание, общее обливание. Местные обливания и ванны. Ножные ванны и обливание ног можно начинать детям с 1-1,5 лет. Лучше проводить их после дневного или ночного сна. Обливают нижнюю 1/3 голени и стопы, продолжительность обливания 20-3- секунд, ножных ванн -1-2 минуты. Для детей раннего возраста -3-5 минут. Для дошкольников начальная температура для местных процедур -+ 28 градусов С. Через одну неделю после начала закаливания температура воды снижается на 1-2 градуса С, каждые 1-2 дня, для ослабленных детей каждые 5-7 дней. Предельная температура для детей 1-3 лет+18°С, для детей 4-7 лет - +16°С. После обливания ноги растирают до появления легкого покраснения. Общее обливание можно начинать с 9 - 10 месячного возраста. Голову ребенку обливать не следует. Длительность обливания - 20-30 секунд, длительность всей процедуры - 1-3 минуты. При обливании ребенок может сидеть или стоять. Ручку душа следует держать на расстоянии 20-30 см от тела ребенка. Струя воды должна быть сильной. Обливают сначала плечи, руки, потом грудь, живот, спину (голову не обливают). После окончания процедуры кожу растирают полотенцем до легкого покраснения. Обливание поднимает тонус мышечной системы, способствует подъему энергии.
КОНТРАСТНОЕ ОБЛИВАНИЕ . Методика: обливают стопы 2 \3 голеней попеременно водой контрастной температуры. Температура воды - +38°С, температура прохладной воды для здоровых детей - +18°С, для ослабленных - +28°С. Обливание всегда начинают с теплой воды. Количество повторений:3-5. Время воздействия теплой воды -6-8, прохладной - 3-4 секунды. После окончания процедуры ноги растирают до легкого покраснения. Контрастное закаливание лучше проводить перед дневным сном, сочетая закаливающие процедуры с гигиеническими. ДУШ оказывает наиболее эффективное влияние на организм, это связано с тем, что кожные покровы подвергаются не только температурному, но и сильному механическому воздействию давлением струи. Эту процедуру можно проводить детям с 2-х лет. По температурному воздействию души бывают: -горячие (выше +37°С); -теплые (+36-37°С); -прохладные (+20-33°С); -холодные (ниже +20°С). Для закаливания используют средней силы струю в виде дождя. Начинать процедуру необходимо с температуры +33-35°С, каждые 7 дней температуру постепенно снижают на 1°С, доводя ее до +20-25°С. Продолжительность процедуры от 30 секунд до 1 минуты, затем постепенно увеличивают до 2-3 минут. Когда температура воды снизится до прохладной, время душа не должно превышать 1 минуты, при холодном душе 1 минуты. На голову надевают купальную шапочку. В конце душа сразу вытирают сухим полотенцем. Если ежедневный душ переносится хорошо, можно продолжить закаливание контрастным душем.
КОНТРАСТНЫЙ ДУШ. Сначала подается теплый душ (= 36 + 37) ЗОсекунд, затем прохладный 15-30 секунд, смена температуры душа проводится 2-3 раза. Через две недели разницу в температуре увеличивают на 2-3°С и так в течение 2-3 месяцев. Разницу в температурах горячей (до +30 - 40С) и прохладной (до +20 -18°С) воды можно довести до +20°С у старших детей и до +15°С у младших. После окончания кожу необходимо насухо вытереть. ВАННЫ с целью закаливания детей используют с первых дней жизни ребенка. С целью усиления ответной реакции кожи в воду можно добавить поваренную соль (3 столовых ложки на 1 литр воды), хвойный экстракт. Закаливающий эффект ванны усилится, если в конце ванны с помощью шланга делается «холодное пятно»- зона с более холодной водой, куда вводят и выводят ребенка 1-2 раза, постепенно число заходов увеличивается.
СОЛНЕЧНЫЕ ВАННЫ принимают на открытой местности, при этом происходит одновременное воздействие прямых и рассеянных солнечных лучей. Продолжительность солнечных ванн для детей раннего возраста увеличивается с 2 до 18, для детей дошкольного возраста - с 4 до 33 минут. Не рекомендуется проводить солнечные ванны при температуре воздуха +12°С и выше +27°С. Наиболее целесообразно проводить солнечные ванны с 9 до 12 часов, начиная их не менее чем через 1,5 часа после еды, и заканчивают не позднее чем через 0,5 часа до еды. Голову необходимо защищать от прямых солнечных лучей.
Порядок проведения солнечных ванн:
1) подготовительная световоздушная ванна в тени 10-20 минут;
2) солнечная ванна;
3) водная процедура / умывание, душ, купание/;
4) отдых в тени.
Постепенность усиления закаливающего воздействия достигается и подбором одежды: сначала надевают рубашку с коротким рукавом, через 2-3 дня - майку, через 2-3 дня оставляют в одних трусах.
ПОМНИТЕ! Начинать закаливание можно в любом возрасте, однако, чем раньше вы это сделаете, тем здоровее и устойчивее будет ребенок. Закалять ребенка надо систематически. Строго выполнять все основные правила проведения закаливания. Не отменяйте закаливание при легком недомогании. Лучше замените, сильную более слабой процедурой, например обливание обтиранием. Старайтесь проводить закаливание так, чтобы оно доставляло ребенку удовольствие. Приступая к закаливанию, каждый раз обращайте внимание на состояние нервной системы ребенка. Если он слишком легко возбудим, быстро утомляется, ему показаны успокаивающие процедуры .